https://www.traditionrolex.com/8
<p>Первый показ этого спектакля состоялся в самом конце про­шлого сезона, а сейчас, в связи с ремонтом в зда­нии театра им. Я. Купалы, полноценная премьера «Офиса» успешно прошла в к/з «Минск». Можно даже сказать, что эти стены спек­таклю помогают: нейтраль­ный стиль интерьера ему ближе, чем академическая атмосфера Купаловского театра. Полный зритель­ный зал говорит о том, что все сошлось: пьеса и совре­менная режиссура, извест­ные исполнители, актуаль­ность театрального языка и вневременной задачи, поставленной авторами перед зрителем и, возмож­но, перед собой.</p>

Первый показ этого спектакля состоялся в самом конце про­шлого сезона, а сейчас, в связи с ремонтом в зда­нии театра им. Я. Купалы, полноценная премьера «Офиса» успешно прошла в к/з «Минск». Можно даже сказать, что эти стены спек­таклю помогают: нейтраль­ный стиль интерьера ему ближе, чем академическая атмосфера Купаловского театра. Полный зритель­ный зал говорит о том, что все сошлось: пьеса и совре­менная режиссура, извест­ные исполнители, актуаль­ность театрального языка и вневременной задачи, поставленной авторами перед зрителем и, возмож­но, перед собой.

Спектакль играют два соста­ва молодых купаловских актеров: Ольга Скворцова-Ковалевская, Анна Хитрик, Павел Харланчук, Дмитрий Есеневич, Михаил Зуй, Александр Молчанов, Сергей Рудзеня, Артем Бородач, Свет­лана Аникей, Виктория Чайлыт- ко. Сценография и костюмы Але­ны Игруши.

Режиссер Екатерина Аверко- ва вынесла в подзаголовок сло­ва «Бесхребетность в одном дей­ствии», но, как всегда, все не так просто.

«Офис» начинается с гроте­ска. Актеры, примеряя перед зеркалом улыбку, изобража­ют на практике что-то вроде уро­ков многочисленных школ «как стать миллионером»: как скром­ному человеку проявить настой­чивость, а активному - сдержан­ность и терпение; сколько шагов навстречу, какой взгляд, костюм, портфель и прочее. Гротеск ока­зывается такой эффектной фор­мой и вызывает столько аплодис­ментов и смеха, что театральный спектакль грозит обернуться кон­цертным представлением или пластическим дивертисментом.

Но постепенно герои вступают в некоторое подобие действия: в офисе хоть и делают неизвестно что, но в кабинет шефа ходят ис­правно и получают там что-то не­вообразимое. В лучшем случае - корзину с бумагами (в мирной жизни - отчет о работе) на голо­ву, в худшем - нож в спину. Ино­гда клерки пробуют поработать в команде, но, кроме интриг, ни­чего не получается. Сюжет стро­ится вокруг этих перипетий: чет­веро сотрудников, представляя узнаваемые типы офисных работ­ников, вынуждены, каждый по- своему, мириться со скандалами и оскорблениями. В самые острые моменты жизнь в офисе напоми­нает прямо таки военную кампа­нию, но шеф-монстр, уничтожаю­щий в людях все живое, на сцене так и не появится. Пространство, где рождаются катастрофы, ко­торые он обрушивает на служа­щих, обозначено только дверью в его бункер и сиреной, зовущей на разрушительный «ковер».

Message спектакля считывается очень быстро и с плакатной ясно­стью. Но остроумная, яркая игра актеров и узнаваемость типажей заставляют следить за развитием событий с интересом. К спорным моментам можно отнести излиш­нюю суетливость и форсирован­ную громкость в некоторых ме­стах, хотя понятно, что сатире и фарсу присущ повышенный гра­дус театральности, - только не надо переигрывать.

Игра и насмешки над «план­ктоном» не перерастают в анти­офисный пафос. Они заканчива­ются размышлениями героев над серьезными вопросами: когда мы перестали говорить правду, поче­му не смеемся там, где действи­тельно смешно, и не обижаемся, когда нас обижают? Героические служащие не бросают работу и не улетают на Гоа, они зарабатывают достаточно и пока держат удар, но психологическое насилие не проходит бесследно. В знак соли­дарности зрители долго аплоди­руют артистам.

Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8