https://www.traditionrolex.com/8
<p>Собираясь отправиться в путешествие, турист заботится обо всем - кроме, пожалуй, страховки. А ведь безопасность отдыха - несомненно, одна из глав­ных составляющих удачной поездки. О нюансах страхо­вания, которые необходи­мо знать выезжающим за рубеж путешественникам, рассказывает ведущий спе­циалист по работе с тури­стическими организациями компании «Белросстрах» Павел ШУСТЕНКО.</p>

ch Собираясь отправиться в путешествие, турист заботится обо всем - кроме, пожалуй, страховки. А ведь безопасность отдыха - несомненно, одна из глав­ных составляющих удачной поездки. О нюансах страхо­вания, которые необходи­мо знать выезжающим за рубеж путешественникам, рассказывает ведущий спе­циалист по работе с тури­стическими организациями компании «Белросстрах» Павел ШУСТЕНКО.

-     Давайте начнем с основных видов страхования, которые до­ступны белорусским туристам...

-     Белорусский рынок, увы, не из­балован обилием видов страхова­ния. Разумеется, существует меди­цинское страхование выезжающих за рубеж - вид страхования, который наиболее популярен у туристов и тур­фирм. Как правило, специалисты тур- бизнеса предлагают клиентам толь­ко этот вид полюса. На самом же деле помимо этого туристам можно пред­ложить немало страховых продук­тов, которые могут сделать его поезд­ку поистине защищенной. Например, страхование от несчастного случая (клиент получает определенный про­цент от страховой суммы при насту­плении страхового случая), страхо­вание гражданской ответственности туриста, когда возмещение расхо­дов клиента, связанных с нанесени­ем вреда имуществу или здоровью третьих лиц берет на себя страховая компания. Стоит отметить, что дан­ный вид страхования во всем мире популярен у горнолыжников: если во время спуска турист нечаянно причи­нил вред другому любителю активно­го отдыха и пострадавший предъявит претензию, этот случай также станет заботой страховой компании. Не все туристы знают о существовании тако­го вида страхования, как доброволь­ное страхование расходов граждан, связанных с отменой зарубежной по­ездки либо досрочным возвращени­ем из нее. Хотя этот вид полиса, к со­жалению, пока не получил широкого распространения в нашей стране, сто­ит знать, что подобная услуга доступ­на. Рисками в этом случае будут счи­таться отказ в визе, болезнь туриста либо его родственников, повестка в военкомат и повестка для разбира­тельства в суде и другие непредви­денные обстоятельства, требующие отмены поездки, - например, по­жар в квартире или ограбление. Все эти виды страхования доступны тури­стам, которые собираются отправить­ся на отдых за границу. Вопрос лишь в том, что клиент не обладает полной информацией, собираясь в поезд­ку, и не всегда менеджер туристиче­ской компании может эту информа­цию донести до него.

-      Предъявляют ли посольства какие-либо особые требования к страховке туристов, открывающих визу?

-    Строгие требования к страховке предъявляют посольства стран Шен- генского соглашения: полис должен быть как минимум на 30 000 евро и иметь «коридор»: если турист едет в путешествие на неделю, страховка должна быть с 15-дневным запасом. Кроме того, некоторые консульства (например, Швейцарии) принимают страховки только определенных ком­паний - их список размещен на сай­тах посольств. Тем, у кого есть вид на жительство в Чехии, придется по­заботиться о приобретении меди­цинского полиса местной страховой компании: недавно были внесены со­ответствующие поправки в чешское законодательство.

-   Существуют ли какие-то ори­гинальные и своеобразные виды туристических страховок? Путе­шественник может застраховать почти все что угодно?

-    В нашей стране почти не пред­ставлен, например, такой актуальный вид полиса, как страхование багажа; впрочем, клиенты, желающие обезо­пасить свои чемоданы и их содержи­мое, могут приобрести российскую страховку. Вообще, наш рынок раз­вивается довольно медленно, поэто­му говорить о специфических видах страхования в туризме не приходит­ся. Даже существующие предложения не всегда востребованы: белорусские турфирмы почему-то уверены, что если страховка будет стоить на дол­лар дороже, чем у конкурентов, это неминуемо отпугнет клиентов. При­чем желание сэкономить на страхов­ке возникает даже при работе с весь­ма дорогими турами. Между тем для путешественника, купившего тур за 3-4 тысячи долларов, едва ли важ­на экономия нескольких долларов на страховке. К тому же вполне логично, что урегулирование страхового слу­чая при организации vip-тура также должно быть на высшем уровне. Если турфирма уважает клиента, она обя­зана рассказать о том, что, доплатив 5-10 долларов, можно получить го­раздо более надежную защиту. Ведь если клиента не устроит урегулиро­вание страхового случая, он в первую очередь обвинит в этом турфирму, в которой приобретал путевку и полис. А это уже вопрос имиджа туристиче­ской компании. Белорусские специ­алисты турбизнеса, как правило, от­носятся к страхованию недостаточно серьезно и не уделяют должного вни­мания этой составляющей поездки, хотя, на мой взгляд, страховка так же важна, как и другие компоненты тура - проживание, питание, перелет. Я считаю, что можно, например, поле­теть эконом-классом вместо бизнес- класса или выбрать отель подешев­ле - но ни в коем случае не экономить на страховке, тем более когда речь идет о 5-10 долларах. К сожалению, у нас очень низкий уровень страховой культуры - это касается как специали­стов, организующих отдых, так и са­мих туристов.

-    То есть белорусские туристы чаще всего не придают значения страховке?

-    Именно так! Основательно под­ходят к страхованию, как правило, только те клиенты, которые уже име­ют печальный опыт: в этом случае они стремятся приобрести все возможные виды дополнительного страхования. А вот те, кому не приходилось бо­леть или попадать в непредвиденные ситуации за границей, продолжают считать, что страховой случай может произойти с кем угодно, но не с ними. Увы, практика показывает, что как раз беспечные туристы чаще всего оказы­ваются в сложных ситуациях.

-    Что стоит учитывать туристу при оформлении страховки?

-    Собираясь в поездку, нужно от­ветственно подойти к выбору стра­ховой компании. Во-первых, стоит выяснить, кто является ее партнером по урегулированию страховых случа­ев, ведь именно сервисная компания будет организовывать помощь кли­енту за рубежом. Во-вторых, следует поинтересоваться, на каких услови­ях вы застрахованы. Например, если вы собрались заниматься горнолыж­ным спортом, рафтингом или аль­пинизмом, страховка должна содер­жать повышающие коэффициенты. И наконец, нужно обращать внимание на страховую сумму. Клиенты, приоб­ретающие, например, путевку в Тур­цию, автоматически получают стра­ховой полис. Однако я настоятельно рекомендую покупать еще и допол­нительную страховку, потому что по­лиса, предлагаемого российскими операторами, при наступлении стра­хового случая недостаточно: страхо­вая сумма там очень невелика, а по­крытие существенно ограничено.

Чтобы максимально обезопасить поездку, я рекомендовал бы тури­стам вместе с медицинским полисом приобретать страховку от несчаст­ного случая. Это необходимо делать хотя бы потому, что медицинский по­лис начинает действовать только по­сле пересечения границы, а страхов­ка от несчастного случая действует, в том числе, и на территории Белару­си - а это значит, что на время дороги турист, путешествующий поездом или автобусом, также будет застрахован.

-   Отправляясь в соседние безви­зовые страны, можно ограничить­ся меньшей страховой суммой? Ведь стоимость медицинских ус­луг там несколько ниже.

-     Отправляясь в безвизовые го­сударства, туристы нередко вообще пренебрегают страховкой. Однако ни для кого не секрет, что за рубежом нет бесплатной медицины, даже если речь идет о соседних Украине или России. Эти страны не стоит недоо­ценивать: даже в России или Украи­не в случае серьезных происшествий, требующих госпитализации туриста и медицинской репатриации, расходы могут составить не одну тысячу дол­ларов.

-    Как часто наступают страхо­вые случаи? Есть ли какая-то ста­тистика в этой области?

-     Разумеется, определенная ста­тистика существует. Например, та­кие направления, как Турция, Болга­рия и Египет, считаются у страховых компаний убыточными: они лидиру­ют по количеству страховых случаев. Причем страховой случай, как пра­вило, наступает, даже если турист на­ходился в состоянии алкогольного опьянения, ведь доказать это крайне сложно: после нескольких часов, про­веденных под капельницей, алкоголя в крови практически не остается. В та­ких ситуациях страховой компании чаще всего приходится закрыть гла­за на обстоятельства происшествия и выплачивать страховое возмещение.

- Возможно, при выезде в опре­деленные страны стоимость стра­ховки будет несколько выше? Мо­гут ли клиенты, выезжающие в заведомо опасные и неблагопо­лучные страны, оформить особый страховой полис? Или с некоторы­ми государствами страховые ком­пании не работают?

-      Никакой градации по странам нет: непредвиденные ситуации мо­гут наступить где угодно - как раз по­этому и существует страхование. Есть некоторая связь между рекомендуе­мой суммой страховки и сроком по­ездки, а также расценками на меди­цинские услуги в стране назначения. Но тут, опять-таки, все зависит от ре­шения клиента. Я лишь отмечу, что разница в стоимости полиса на 50 и 70 тысяч долларов составляет один- два доллара. А ведь безопасность - это не та сфера, где стоит экономить, тем более столь незначительные сум­мы. Если клиент отправляется в не­благополучный регион, это не значит, что ему откажут в страховке: сервис­ная компания, с которой мы работа­ем, оказывает услуги во всех странах мира. Однако стоит учитывать, что если вы едете в Европу, вы гаранти­рованно получите высокий уровень сервиса, а если страна вашего назна­чения - это, например, Афганистан, где нет развитой инфраструктуры и высококачественного медицинского обслуживания, уровень урегулиро­вания страхового случая будет соот­ветствующим.

-     Как нужно действовать кли­енту при наступлении страхово­го случая? Опишите, пожалуйста, механизм работы страховой ком­пании в такой ситуации.

-         Страхование подразумевает, что клиент не должен тратить свои деньги за рубежом на урегулирова­ние каких-то вопросов, связанных со страховым случаем, - для этого есть полис. Приобретая страховку в стра­ховой компании или турфирме, кли­ент получает на руки также правила страхования и конверт, где указаны телефоны сервисных компаний. При наступлении страхового случая кли­ент в первую очередь должен по­звонить в сервисную компанию и назвать свою фамилию и имя, стра­ховую компанию, номер страхового полиса, рассказать, где он находит­ся и что с ним случилось. В течение 5-10 минут сервисная компания пе­резвонит клиенту и либо пришлет к нему врача, либо, если случай несе­рьезный, подскажет адрес ближай­шей больницы, в которой можно по­лучить помощь. Все услуги лечебного учреждения оплачивает страховая компания по безналичному расчету.

Если турист, считая случай несе­рьезным, не хочет обращаться в сер­висную компанию либо у него нет возможности позвонить, он может сам обратиться в лечебное учреж­дение, оплатить услуги, а по при­езде домой написать заявление в страховую компанию, приложив до­кументы, подтверждающие оплату медицинских счетов, - расходы кли­ента будут компенсированы. Одна­ко в этом случае действуют лимиты: например, 200 долларов на лечение зубной боли и 700 - на другие меди­цинские расходы (каждая компания устанавливает свои ограничения). Поэтому при наступлении страхово­го случая лучше все же обращаться в сервисную компанию.

-    На каких основаниях оформ­ляют страховку горнолыжники, альпинисты и другие любители активного отдыха?

-    Разумеется, риск получить трав­му у горнолыжников гораздо выше, чем у туристов, отправившихся на экскурсию или отдыхающих на пля­же. Поэтому в любой страховой ком­пании существуют повышающие ко­эффициенты для клиентов, которые едут заниматься горнолыжным спор­том. Нужно понимать, что эта систе­ма придумана вовсе не потому, что страховая компания хочет заработать больше денег. Дело в том, что ког­да страховой случай наступает в го­рах, транспортировать туриста в го­спиталь довольно проблематично: в таких случаях сервисная компания использует спецтехнику - вездехо­ды или вертолеты. Это дорогостоя­щее мероприятие: транспортировка вертолетом, например, стоит от 500 до 600 евро за минуту полета. Если в страховке нет повышающего коэф­фициента, пострадавшего, разуме­ется, все равно эвакуируют и окажут необходимую помощь, но по закону страховая компания не сможет урегу­лировать этот случай, и все расходы лягут на плечи туриста. Поэтому пре­небрегать повышающими коэффици­ентами не стоит даже очень опытным горнолыжникам. Та же система повы­шающих коэффициентов действует и для других активных видов отдыха - альпинизма, рафтинга и так далее.

-     Существуют ли особые усло­вия страхования для детей, пожи­лых людей и клиентов со слабым здоровьем?

-    Да, безусловно. Родителям, вы­езжающим на отдых с детьми, пред­лагается семейное страхование: чле­ны семьи включаются в один общий полис. При семейном страховании действуют скидки: первый ребенок до 16 лет, выезжающий вместе с ро­дителями, получает страховку бес­платно, остальные же дети получают скидку 50%. Такую же скидку полу­чают дети до 16 лет, выезжающие без родителей. Тем, кто отправляется в путешествие с маленькими детьми, мы рекомендуем приобретать стра­ховку на сумму 50-70 тысяч евро. Что касается пожилых туристов, после 65 лет начинают действовать повышаю­щие коэффициенты, и им придется заплатить за медицинскую страховку немного больше.

-     Давайте отвлечемся от про­блем туристов и поговорим о стра­ховании операторских рисков. Как могут обезопасить себя турфир­мы?

-     Мне кажется, такой темы пока не существует - если, конечно, мы не имеем в виду финансовые гаран­тии туроператора или страхование гражданской ответственности тур­оператора, которое только планиру­ется ввести. Дело в том, что, согласно белорусскому законодательству, не страхуются договорные отношения, а значит, оператор не может обезопа­сить себя на тот случай, если, напри­мер, его зарубежный партнер обан­кротится.

Беседовала Анна БОДЯКО

https://www.traditionrolex.com/8