1 октября впервые в Минске состоялся концерт Джо Кокера - звезды мирового уровня и своего рода «иконы стиля» рока и блюза. Прозвучали как долгожданные хиты, так и композиции из нового альбома Hard Knocks.
Уже в семь вечера автобусы на проспекте Победителей были полны, что заронило сомнения в мои размышления по поводу недемократичных цен на билеты. (А пробка-тянучка стояла, говорят, от улицы Ульяновской). «Теперь вливаемся в поток», - говорили пассажиры, оказавшиеся рядом со мной на пути к огромной сияющей «Минск-Арене». Вскоре мы были уже в нужном секторе.
При всей специфике спортивных залов огромная чаша «Арены» завораживает, притягивает взгляд. «Незашитый» потолок «Арены» - обнаженные металлические конструкции - производит впечатление современной европейской архитектуры, классного технологичного hi tech, имитаций которого в Минске много, а настоящий - вот он, перед вами.
Публика быстро заполнила партер и трибуны: все дисциплинированно приехали заранее, спокойно прошли 3-4 миноискателя и заняли свои места, предвкушая удовольствие и оглядываясь в поисках знакомых. Зал был практически полон.
Без разогрева, всего лишь с 10-минутным опозданием, концерт начался. Неповторимый голос, брит-рок, знакомый с 90-х (воспоминания о том, как впервые были услышаны песни Джо Кокера, преследовали в тот вечер многих). Аранжировки и гитарные «запилы», каких теперь не пишут. Напомню, что в послужном списке Джо Кокера - орден Британской империи, исторический Вудсток 1969 года, 25 альбомов и кассовые сборы, уступающие только Rolling Stones.
Пальцами обеих рук Кокер делает характерные движения, будто играя на струнных и клавишных инструментах одновременно: кажется, он каким-то образом структурирует пространство, внутри которого рождается особая музыкальная пульсация. Эффект присутствия в этом пространстве, ощущение подлинности события объединяло зал.
Известно, что Кокер не любит бутафории и спецэффектов, поэтому сцена была оформлена в черно-белой гамме с редкими вкраплениями других красок, что не разрушало изысканной графической концепции всего шоу.
Особенной драматургии у концерта не было. Кокер вел себя как живой великий - очень ровно выдавал один сингл за другим, неумолимо приближаясь к хитам. You are so beautiful for me, Unchain my heart и, наконец, You can leave your hat on. Гимн стриптиз-клубов всего мира всколыхнул публику: хоть свободная стихия рока нам и близка, лирика гораздо теплее: огромный зал подпевал, где мог, а где не мог - вздыхал глубоко и протяжно. Вообще, будете вы танцевать адаптированный стриптиз или нет - зависит от компании: в последних рядах секторов желающие приплясывали, если, повторюсь, компания была подходящей.
К неудачам вечера можно отнести неработавшие большие экраны, без которых такие огромные залы, как «Минск-Арена», для концертов откровенно неудобны. Можно, конечно, воспользоваться военным биноклем «Беркут», как поступили мы, но не все зрители столь опытны и предусмотрительны. Далекая сцена без помощи специальной оптики дает очень относительное представление о том, что на ней происходит.
Как этот седой, в меру упитанный господин в черном, без особого вокала и видимых сценических усилий, покоряет зал - непонятно. Как поет, не пропевая, а заставляя звучать шепот, хрип, придыхание и почти уже кашель - загадка. Ничем, кроме харизмы героя вечера, я это объяснить не могу.
Никаких лишних движений, только фирменный прыжок в конце каждой песни, две композиции на «бис» - и все: шоу закончено!
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК