Ирина ШПАКОВСКАЯ
Осенняя туристическая выставка в Москве для белорусских турфирм - одно из самых знаковых мероприятий в сезоне. Не все имеют возможность выехать на крупные туристические выставки в Европу, а тем более в Азию, поэтому Москва становится местом встречи, которое изменить нельзя. Именно здесь заключают контракты на следующий сезон, здесь ищут новые деловые контакты, здесь наблюдают за тенденциями в общемировом туризме. Нынешняя выставка озадачила многих белорусских специалистов.
Первое, что отметили все без исключения участники выставки, - сравнительно небольшое количество посетителей, как туристов, так и профессионалов. А между тем выставка «Отдых/Leisure-2010» в «Крокус Экспо» в этом году впервые проходила без прямого конкурента - туристической выставки в Экспоцентре на Красной Пресне.
«Посетителей действительно было сравнительно мало, - рассказала Светлана Галиновская, начальник управления по туроператорской и турагентской деятельности компании «Топ-Тур». - Если первые два дня прошли достаточно оживленно, то во второй половине третьего дня наступило затишье. Возможно, связано это с тем, что с каждым годом в работе турфирм все больше используется интернет: если раньше на выставку обязательно приезжали за каталогами и дисками туроператоров, то сейчас эта необходимость уходит. Даже по визиткам, собранным на выставке, можно увидеть, что больше нет той географии российских регионов, которая была раньше. Мне сложно судить, как будут развиваться московские выставки в будущем, но чувствуется, что они уже не те, что были раньше. Сейчас это скорее удобная площадка для встречи со старыми партнерами, нежели инструмент для поиска новых. Переговоры в Москве очень важны, здесь обсуждаются расценки будущего летнего сезона, но компании, которые ставили основной задачей реализацию на выставке своего продукта, столкнулись с грустной статистикой. Особого интереса к белорусским компаниям на выставке не было».
«Пока рано говорить о каких-то результатах выставки, - считает Евгения Савицкая, менеджер компании «Экотур-6», специализирующийся на белорусском направлении. - О том, была ли она удачной, можно будет судить по тому, как вырастет спрос. Наш стенд был достаточно скромным, но посетители приходили, особенно на второй день. Правда, материалы, которые привезли с собой белорусские компании, были розданы не все, поэтому часть пришлось везти обратно».
Беларусь на московской выставке представляли три стенда. Общий стенд РСТО объединил 10 туристических компаний: «Визит-Тур», «Беларустурист», «Трэвел», «Бел- Ориентир», «Белорусский Спутник», «Экотур-6», «КолорЛэнд», «Алатан- Тур», «Марио-Тур» и «Топ-Тур». Отдельными стендами выступали компании «Би-Тур» (Минск) и «Илва» (Витебск).
«У нас не было возможности поучаствовать в выставке консолидированным стендом, так как количество мест было ограничено, - рассказала Алена Конюшенко, заместитель директора компании «Би-Тур». - Между тем, присутствие на выставке нам было нужно, поэтому мы выставились отдельно - и не жалеем, что поехали. Конечно, первое, о чем спрашивали представители российских компаний, - это санаторный отдых. Нас даже просили передать руководству санаториев просьбу, чтобы расценки не поднимались, так как это основной фактор, из-за которого россияне их посещают».
Свою оценку происходящему на выставке дала и Людмила Мачульская, директор компании «МА- ТЭП-90», затронув очень важную проблему имиджа Беларуси на мировом туристическом рынке: «Я не хочу никого упрекать, но на белорусский стенд на выставке в Москве было, мягко говоря, обидно смотреть. Возможно, у турфирм было мало времени, но все- таки нужно было подумать, как сделать стенд попрезентабельнее. Одно дело, когда на выставке выставляется просто турфирма, другое - когда на стенде написано «Беларусь». На мой взгляд, чем выставлять такой стенд, лучше было вообще не ехать - о нашей стране складывается впечатление, что она в принципе не заинтересована в притоке туристов, так как не хочет вкладывать деньги в рекламу. Почему государство сейчас переложило на плечи турфирм какое-либо продвижение Беларуси на внешних рынках? В кризисный год, после того как скидочные войны буквально поставили турфирмы на колени, нам тяжело без помощи. Государство могло бы выделить какие-то деньги, ведь представлялась вся Беларусь. Турфирмы просто не могут за собственные средства продвигать целую страну - на это существуют бюджетные средства. Россия - один из важнейших туристических рынков для Беларуси, кроме того, на выставку съезжаются специалисты из многих стран мира, а к белорусскому стенду было просто стыдно подойти».