25 сентября на факультете международных отношений БГУ состоялась встреча выпускников кафедры международного туризма.
Мероприятие, приуроченное к 15-летию факультета, посетили директор туристического портала Holiday.by Андрей Барашко, начальник отдела бронирования туристической компании «АлатанТур» Игорь Шаршунов, начальник отдела комплексного страхования в туризме компании «Белросстрах» Павел Шустенко и другие выпускники кафедры. На встречу были приглашены и студенты младших курсов, которые могли задать выпускникам интересующие их вопросы. А сотрудники кафедры подготовили специальную анкету, позволяющую выяснить, с какими сложностями сталкиваются бывшие студенты на рабочем месте на первых порах и какие дисциплины, преподававшиеся в университете, наиболее полезны и актуальны. О проблемах образования в туризме мы беседуем с заведующим кафедрой международного туризма факультета международных отношений, кандидатом исторических наук, доцентом Леонидом ГАЙДУКЕВИЧЕМ.
- Леонид Михайлович, нашу систему образования часто упрекают в сконцентрированности на теоретических знаниях и пренебрежении практикой. Насколько это актуально для туристических специальностей?
- Действительно, нередко приходится слышать подобное мнение. Но я бы не стал утверждать, что наша система образования и сейчас, и прежде была ориентирована только на теоретические знания. Я окончил БГУ и помню, насколько серьезными были требования, предъявляемые к студенту-практиканту: например, будучи студентом третьего-четвертого курса, я должен был самостоятельно провести обзорную экскурсию по Минску. Сейчас несколько сложнее организовать студенческую практику: если в советское время в туризме, как и в других сферах, действовала монополия государства, то сегодня в отрасли преобладает частный бизнес. Я хочу поблагодарить крупнейшие турфирмы Минска, которые тесно с нами сотрудничают и активно участвуют в организации практики для студентов: это «АлатанТур», «СМОК Травел», «Алые Паруса», «Топ-Тур» и ряд других. Думаю, показателем продуктивного сотрудничества является тот факт, что пятикурсников на производственную практику мы почти на 100% распределяем по заявкам предприятий: к этому времени студенты уже зарекомендовали себя, они работают в туристических фирмах начиная с третьего, а то и со второго курса. Да и руководители компаний заинтересованы в грамотных специалистах, которые сразу включаются в работу. Разумеется, дистанция между теорией и практикой всегда существует, но задача учебных заведений и туристических предприятий как раз и состоит в том, чтобы минимизировать ее.
- Насколько заинтересованы в молодых специалистах турфирмы? Они подбирают себе будущих сотрудников из числа ваших студентов?
- В рамках Международного дня туризма мы проводим туристские чтения, приглашая представителей турфирм, работающих в Минске. Это знакомство позволяет туристическим компаниям выбрать лучших из лучших. Также мы проводим мастер-классы с участием специалистов турбизнеса. Турфирмы интересуются содержанием учебного процесса, присматриваются к студентам и, как правило, по окончании учебы приглашают 3-4 человека на собеседование с целью последующего трудоустройства. Учредитель компании «Топ-Тур» Иван Иосифович Чура в прошлом году посетил встречу со студентами, которую мы проводили в рамках ярмарки вакансий, и пригласил нескольких человек на свое предприятие. Иван Иосифович - один из тех руководителей, которые интересуются притоком свежих сил из учебных заведений.
- Стремятся ли сами студенты попасть на работу в турфирмы? Нередко приходится слышать высказывания молодых специалистов о низкой зарплате и отсутствии карьерных перспектив...
- Наши студенты, как правило, максималисты: они предъявляют высокие требования как к перспективам роста, так и к заработной плате, и это вполне нормально. Если выпускник чем-то неудовлетворен, это свидетельствует о том, что у него есть потенциал для развития. У нас очень целеустремленные студенты, они хотят работать уже со второго курса, и часто мы помогаем им с трудоустройством.
- И все же ваши выпускники нередко выбирают другие сферы деятельности, отказываясь от идеи остаться в туризме.
- Да, такая тенденция существует: некоторые наши выпускники работают в Национальном банке, на совместных предприятиях в отделах внешнеэкономической деятельности, становятся маркетологами. Дело в том, что студенты получают у нас широкое экономическое образование, владеют по меньшей мере двумя иностранными языками. Многие выпускники выходят со знанием трех- четырех языков, вообще же на факультете мы преподаем 16 языков. Такой высокий уровень профессиональной подготовки позволяет им успешно конкурировать на рынке труда. Не все 100% выпускников работают в турбиз- несе. Однако я знаю немало примеров, когда выпускники приходят на предприятия не туристической направленности, а затем эти компании открывают у себя туротделы и предлагают бывшим студентам нашей кафедры их возглавить. Что же касается непосредственно туристической сферы, сегодня наши выпускники работают в ведущих турфирмах страны, в Министерстве спорта и туризма РБ, в Национальном агентстве по туризму.
- Давайте порассуждаем на более общую тему: каким должно быть образование в туризме?
- Очевидно, что выпускник, получающий экономическое образование с туристической специализацией, должен знать географию мирового сообщества, экономику, владеть несколькими иностранными языками, разбираться в информационных технологиях создания и продвижения туристического продукта. Односторонне подготовленный специалист сегодня столкнется с проблемами на рынке труда.
- Леонид Михайлович, чего, по- вашему, не хватает сегодня туристической отрасли нашей страны?
- Когда я слышу мнения о недостаточном развитии туризма Беларуси, у меня возникает образ хорошего студента, которому напророчили манящее будущее, и он уверен, что это будущее наступит уже завтра. Невозможно в одночасье сделать все, и сравнение с западными странами некорректно: там рыночные отношения и инфраструктура развивались столетиями. Хотелось бы видеть меньше бюрократии и более приветливое отношение к туристам: наши зарубежные коллеги, например, едва приехав в Беларусь, отмечают, что таможенники на границе почти никогда не улыбаются, а ведь доброжелательность - это визитная карточка страны. Несомненно, нужно открывать границы, упрощать визовый режим. И, пожалуй, одно из главных пожеланий: сейчас очень важно подключить к развитию туризма малый и средний бизнес в регионах и донести до чиновников и населения, что туризм способен решить ряд местных проблем. В Беларуси есть что показать и чем удивить: у нас, как бы банально это ни звучало, прекрасная природа, а в деревнях сохранились народные традиции и ремесла - поверьте, ничего подобного в постиндустриальных странах сегодня нет. Однако развивать регионы нужно не формально, а вдумчиво и осмысленно. Последние три-четыре года наши выпускники начинают уезжать на работу в регионы, помогают родителям вести бизнес или создают собственный. Думаю, это очень обнадеживающая тенденция.
Беседовала Анна БОДЯКО