Лилия КОБЗИК
По официальным сообщениям, ситуация с поставками гречневой крупы в белорусские торговые точки стабилизировалась. А вот обстановка в отечественном турбизнесе на сегодняшний день, по моим личным наблюдениям, разбалансирована донельзя. Все сметено могучим ураганом - ваучер, договор, лицензия, сертификат... Вся привычная документальная база приказала долго жить. Что взамен?
Пока только слухи. Реально лишь поручение главы государства разработать механизмы регулирования туристической отрасли. Честно говоря, слово «регулирование» как- то смущает и, по-моему, откровенно плохо совмещается со словом «либерализация», под маркой которой в отрасли отменили лицензирование.
Но давайте все же разберемся: с помощью каких механизмов можно заниматься «регулированием» отрасли и турбизнеса?
Два ключевых момента. Первый - это «вход» фирмы в рынок. Напомню, что в данное время он свободный. После отмены лицензирования действует заявительный принцип регистрации - то есть заявился и работай: ни опыта, ни образования уже не надо, тренируйся на туристах, как на кошках. Второй момент - это собственно контроль над уже работающей организацией. Знаете, что бы там ни пело Минэкономики устами уважаемого замминистра Андрея Тура, ясно, что от своего участия в обоих моментах государство не откажется. И в данное время идет, вероятно, весьма активная и явно кулуарная деятельность по разработке соответствующих механизмов.
Далее действительно могу оперировать только постоянно обновляющимися слухами.
Возможно, для осуществления туристической деятельности фирмам (точнее - туроператорам) понадобится некий патент либо сертификат. Насколько мне известно, такой вариант прорабатывается. Он недешевый, этот вариант, по времени и силам достаточно трудоемкий. Касается непосредственно качества турпродукта. И кстати, позволю себе напомнить, что сертификация уже имела место в законодательной практике нашего тур- бизнеса. Затем, напоминаю, обязательная сертификация была в стране отменена - по нашей традиции все отменять и вводить нечто другое (вероятно, для того, чтобы директорам и бухгалтерам фирм не приходилось скучать). Патент или сертификат - это так называемая молдавская законотворческая модель. Но, судя по всему, без «российского вектора» и московского опыта дело в Беларуси, как всегда, не обойдется. А это означает введение фингарантий, необходимых фирме для вхождения в некий реестр компаний, то есть для «входа» в рынок.
Думаю, что у нас применят, так сказать, смешанный российско-молдавский вариант законодательного регулирования. То есть будет и сертификат (либо патент), и фингарантии. И если сертификация - это нудный, но понятный процесс, то о фингарантиях мало кто может сказать что-то внятное. Судя по комментариям некоторых чиновников, общественных деятелей в сфере туризма да и бизнесменов, люди не понимают ни смысла фингарантий, ни механизма их действия. Как же тогда все это будет применяться на практике?
Для чего фингарантии? У финансовых гарантий двойная функция. Во-первых, они должны расставить по местам туроператоров и тур- агентов. Во-вторых, служить «мягкой подстилкой» в случае невыполнения оператором своих договорных обязательств. Тут важный момент. Вопреки распространенному заблуждению, фингарантии существуют не для компенсации просто некачественно оказанных по договору услуг, а для случаев официального банкротства либо мошеннического исчезновения фирмы.
В каком виде существуют фингарантии? Это либо банковский депозит (то есть сумма, «замороженная» на счету), либо страхование туроператорской ответственности (если белорусские страховые компании займутся этим!). Сумма фингарантий зависит от того, въездным, внутренним либо выездным туризмом занимается фирма, а также (российский опыт) - от оборота компании.
При этом совершенно непонятно, что в наших условиях понадобится турагентам для того, чтобы заниматься своей работой. По поводу турагентов даже слухов никаких нет. Неужели ничего? А ведь именно тур- агенты делают погоду на белорусском рынке в последние годы!
Самый муссируемый в отрасли и волнующий турфирмы вопрос - это, конечно, размер фингарантий. В России для крупных операторов он адский - сотни тысяч и даже несколько миллионов долларов.
Ясно, что у нас подобные фингарантии «положат» рынок. В этом случае жизнь смогут сохранить 5-7 операторов, причем исключительно российского происхождения.
Кстати, только 10% операторов России воспользовались банковским депозитом, остальные прибегли к услугам страховых компаний. А поскольку страховые случаи по фингарантиям за два года наступали в России всего несколько раз, то рентабельность страхового бизнеса в этой части оценивается почти как 100%-ная!
Скажу откровенно, что более-менее крупные белорусские туркомпа- нии вовсе не против фингарантий. Они еще питают надежды, что в этом случае рынок немного «почистится» от явных дискаунтеров, непрофессионалов, а возможно, и конкурентов. Но и суммы фингарантий предлагаются достаточно небольшие - приблизительно несколько десятков тысяч долларов. Могут ли служить такие деньги прикрытием для фирмы и «мягкой подстилкой» для клиентов на случай упомянутых форс-мажоров? Вряд ли! Также, откровенно говоря, эта сумма не в состоянии сыграть роль «фильтра» для вхождения в рынок и пребывания в нем огромного количества игроков. Не будем забывать, что когда разнокалиберный белорусский турбизнес не в состоянии самостоятельно решить проблему, на помощь приходят российские, сербские, турецкие, греческие и прочие деньги. И кто после этого скажет, что в Беларуси ничего не продано?
В общем, четко стабилизировать в нынешних условиях ситуацию в белорусском турбизнесе будет очень сложно. Это вам не гречка, которую, кстати, я очень люблю и которая на моей памяти зловещим образом исчезает уже не в первый раз.