Тамара Валерьяновна, с какими претензиями в «Белорусское общество защиты прав потребителя» обычно обращаются туристы?
- Буквально перед вашим приходом нам позвонила женщина, чья дочь уже третьи сутки находится в Москве, в то время как турфирма никак не может исполнить свои обязательства по организации трансфера «Москва - Минск». Есть обращения, касающиеся незаселения: к примеру, на ток-шоу «Выбор» не так давно выступали туристы, которым пришлось двое суток ночевать на пляже, - их жалоба также попала к нам. Есть обращения, касающиеся несоответствия договора условиям проживания. Один из последних случаев - две туристки были заселены в номер без окон - видимо, переоборудованную кладовку. Сейчас туристы в меньшей степени жалуются на отдых в Крыму, так как сервис там развивается, а раньше часто поступали жалобы на проблемы с горячей водой.
- Недавняя отмена лицензирования туристической деятельности вызвала дискуссии в профессиональной среде: большинство специалистов восприняло ее с подозрительностью, хотя и признало, что лицензирование как инструмент никого не защищало...
- Скажите, пожалуйста, а почему специалисты посчитали, что лицензирование никого не защищало?
- Лицензию было очень просто получить.
- Но это уже совершенно другой вопрос! Я не склоняюсь к позиции, что лицензирование нужно было отменить. Действительно, у нас довольно легко получить лицензию на осуществление определенного вида деятельности, и я думаю, что если бы этой легкости не было, мы бы сняли часть проблем. Пример не из туристической сферы. Те же американцы, которые хотят получить разрешение на отлов рыбы в определенный, очень короткий сезон, должны заплатить миллион долларов за разрешение. И это не произвол - оберегается возможность отлова рыбы в следующем сезоне, то есть думают о продовольственной безопасности. Почему у нас сегодня по отношению к банкам, чья деятельность также лицензируется, введены требования, связанные с собственным капиталом банка? Потому что благодаря этому исчез беспредел, существовавший в 90-е годы, когда новый банк через полгода мог исчезнуть вместе с вкладами населения. Для страховых компаний также существует требование, согласно которому они должны располагать собственным капиталом, часть которого - резервный фонд - должна храниться на счетах Министерства финансов. Зато в Беларуси не было таких случаев, как в России, когда страховые компании, вместо того чтобы выполнять свои обязательства перед клиентами, просто исчезали. Хотя по сути - лицензирование ли, какая-либо сумма на счету, - ни один механизм не способен на 100% защитить ваши интересы. По одной простой причине - из-за легкости, с которой у нас сейчас можно зарегистрировать субъект хозяйствования практически в любом виде деятельности.
- То есть вы не поддерживаете отмену лицензирования?
- В настоящее время - нет, потому что за 18 лет работы в «Белорусском обществе защиты потребителей» видела не одну финансовую и торговую пирамиду. И прекрасно отдаю себе отчет, во что такая отмена может вылиться.
- Правила регистрации турфирмы сегодня должны ужесточаться?
- Безусловно. Замечательной гарантией для туриста была бы не просто регистрация каждого субъекта, а предъявление ему определенных требований. Как минимум к его профессиональной подготовке, потому что она все-таки должна быть у человека, который планирует заниматься работой в сфере туризма - особенно выездного, представляющего некоторую опасность для наших граждан. Сегодня в Беларуси требование к наличию специального образования не выставляется нигде, за исключением риэлтерской и юридической деятельности. В туризме это тоже должно быть. Второй критерий, который нужно ввести, это требование к наличию собственного значительного капитала. Каков должен быть его максимальный размер, можно обсудить, но не 2 и не 4 миллиона рублей уставного фонда, который может быть внесен в течение года, причем в этом качестве могут выступать и неденежные активы. Увеличить уставный фонд соразмерно денежному обороту мы предложили еще в 1996 году, когда на рынке стали разваливаться всевозможные финансовые пирамиды, но, к сожалению, тогда на это не пошли. Но как так может быть - фирма заключает миллиардные сделки, а ее уставный фонд при этом равняется 4 миллионам рублей? Эта сумма должна быть больше! Понятно, что если значительную сумму полностью положить в банк мертвым грузом, это создаст препятствие в деятельности турфирмы, так как деньги должны работать, но какая-то часть собственного капитала должна находиться на счетах предприятия.
- По сути, мы сейчас говорим о банковских гарантиях?
- Это не совсем банковские гарантии, это скорее требование, которое должно быть введено, чтобы усложнить возможность осуществления деятельности туристической фирмы. Все-таки 1200 субъектов, которые сейчас на белорусском рынке занимаются оказанием туристических услуг, - это немало.
- В качестве возможного механизма финансовых гарантий сегодня называют страхование ответственности турфирм. Насколько оно будет эффективно в плане защиты туриста?
- Хорошо. От чего страхование? Будет оно обязательным или добровольным? Прежде чем отменять лицензию, опубликуйте условия этого страхования! Что будет относиться к страховым случаям, какой будет минимальный и максимальный размер страховой суммы? Если мы возьмем обязательное страхование гражданской ответственности, то в этом случае у нас будет указ президента, который определяет лимит ответственности и расписывает всю процедуру от А до Я: сроки, пакет документов и так далее. Я не могу оценивать страхование ответственности турфирмы: чтобы сказать, что это великолепно и прекрасно, я должна знать его условия. Если оно будет добровольным, значит, каждая страховая компания сможет разработать собственные правила страхования. Да, они будут согласованы с Министерством финансов, но какими будут основные условия - что относится к страховому случаю, что не относится, каковы сроки рассмотрения претензии? Не секрет, что значительная часть денежных средств у многих туристических фирм проходит мимо кассы. Турист заключает договор, оплачивает фирме туристическую услугу в размере 80 тысяч рублей, но за 2-3 тысячи долларов или евро, отданных за тур, он не получает чека - только надпись на договоре «Оплачено». Это значит, что при обращении к страховщику туристу всегда могут ответить: «Извините, этот случай не страховой, потому что непонятно, какое лицо взяло у вас деньги и вообще, платили вы их на самом деле или нет». Распространена на рынке и ситуация, особенно в случае автобусных туров, когда деньги за поездку передаются на территории другой страны вообще без каких-либо документов, подтверждающих оплату тура. Что в этом случае может возместить туристу страховая компания?
- То есть, на ваш взгляд, ситуация с выплатой компенсации туристу только усложнится с введением страхования ответственности турфирм?
- 100%-ной гарантией не может быть ни один механизм. Не было такой гарантией и лицензирование деятельности, но, по крайней мере, оно имело определенные рычаги влияния. Если на фирму начинали идти нарекания и фирма приостанавливала свою деятельность, это хотя бы оберегало тех туристов, которые еще только собирались в нее обратиться. Конечно, это не решало вопрос с выплатами компенсаций туристам, но при этом хотя бы не нарастал снежный ком.
- Эксперты турбизнеса обсуждают вариант страхования ри
сков каждого отдельного путешественника. Что по этому поводу думаете вы?
- Обсуждать - это очень хорошо. Но скажите, пожалуйста, если я поехала отдыхать, к примеру, в Египет в индивидуальный тур, при этом плохо изъясняюсь на английском и столкнулась с проблемой, связанной с незаселением в отель, как я получу документы, подтверждающие, что меня не заселили? Я ведь не могу просто вернуться в Беларусь и сказать: «Меня не заселили». Может, я за углом нашла что-то получше и подешевле? Или, к примеру, претензии туриста к качеству питания. Что значит хорошее или плохое питание? Это очень субъективная оценка, которую сложно доказать. Каким может быть критерий «качественной» или «некачественной» еды? У нас, к примеру, были жалобы на организацию шведского стола в одном из отелей - немецкие туристы могли наливать себе столько сока, сколько хотели, а русские туристы - только один стакан. Или во время завтрака корзины с продуктами не обновлялись, и когда люди появлялись в ресторане, практически все было разобрано. Но скажите мне, пожалуйста, какими документами можно это зафиксировать? Меня как юриста это интересует. Что должен будет предоставить турист в качестве доказательства и где он сможет заполучить эти документы? Ведь голословное утверждение о том, что еда была неудовлетворительной, не пройдет. Сейчас для наших туристов при выезде за рубеж стало обязательным добровольное страхование от несчастных случаев и болезней. По данному виду страхования я могу сказать, что это хорошая норма. Тем не менее, и здесь периодически возникают вопросы. Могу посоветовать всем туристам заранее обращать внимание, что предусматривает такая страховка: оказание экстренной медицинской помощи или возмещение затрат на оказание экстренной медицинской помощи, когда туристу изначально за все приходится расплачиваться из своего кармана, а компенсацию он получает дома. И обязательно следует заранее уточнять, куда вам обращаться, какой номер службы поддержки в той стране, куда вы едете.
- Можно ли как-то уберечь туристов от мошенничества?
- Еще раз повторяю - 100%-ная гарантия, к сожалению, невозможна ни при каких обстоятельствах. Совершение мошеннических действий - это преступление, и ни один вид страхования от преступления не страхует.
- Иногда случается, что обязательства перед белорусской турфирмой не выполняет фирма-партнер, а в итоге страдают туристы. Такую ситуацию можно предотвратить?
- Мы сейчас говорим о защите интересов граждан здесь, в Беларуси. При взаимодействии нашего туроператора с иностранным возможно страхование предпринимательских рисков. Но это вопрос каждого отдельного субъекта хозяйствования - каким образом минимизировать свои возможные финансовые потери в результате сделки с партнером. Обязать предприятия страховать свои риски никто не может - это вопрос их деятельности.
- То есть позиция «Белорусского общества защиты потребителей» - это в первую очередь ужесточение требований регистрации турфирм?
- Даже не ужесточение, а четкий перечень этих требований. В отрасли не должны работать случайные люди. Если у человека есть образование, опыт, наработанные контакты с партнерами, то при выполнении определенных финансовых требований пусть регистрирует турфирму и осуществляет свою деятельность. Студент, который закончил вуз и получил туристическую специальность, имеет только представление об отрасли, в которой он будет работать. Этого недостаточно для начала собственного дела.