Всемирная реликвия и белорусский талисман
Светлана КИРПА
Следующий символ, о котором мы поговорим, появился тогда, когда на карте восточной Европы еще не существовало Великого княжества Литовского. Речь идет о знаменитом кресте преподобной Евфросинии Полоцкой, который считается величайшей христианской реликвией. По преданию, внутри креста хранится кровь Иисуса Христа и частица креста, на котором он был распят. Искусствоведы называют его непревзойденным ювелирным шедевром Древней Руси. Судьба креста достойна пера романиста. И, что самое главное, точка в этой истории, судя по всему, будет поставлена еще нескоро.
Крест Евфросинии Полоцкой - это напрестольное распятие, которое, согласно православным канонам, должно храниться на престоле в алтаре храма и является обязательной его частью. Реликвия была изготовлена для церкви Святого Спаса по заказу преподобной Евфросиньи Полоцкой мастером Лазарем Богшей в 1161 году.
Основа шестиконечного креста была выполнена из кипарисового дерева, а сверху и снизу покрыта 21 золотой пластиной. Крест был украшен драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками, а край передней стороны креста обрамляла нитка жемчуга. На верхних концах креста, высота которого составляла 51,8 см, были изображены до пояса Иисус Христос, Матерь Божия, Иоанн Предтеча. В центре нижнего перекрестия находились лики четырех евангелистов, а на концах - архангелов Михаила и Гавриила. Ниже перекрестия были нарисованы святые покровители заказчицы и ее родителей: Евфросиния Александрийская, великомученик Георгий и София. К верхнему перекрестию был прикреплен небольшой 4-конечный, а к нижнему - 6-конечный крестик. На обороте креста находились изображения отцов церкви - святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, святого Пантелеймона. Над каждым ликом частично греческими, частично славянскими буквами шли надписи.
В середине креста было пять специальных квадратных выемок, куда поместили священные реликвии: кусочки креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и целителя Пантелеймона, кровь святого Димитрия Солунского. Часть святынь прибыла в Полоцк из Византии благодаря обращению Евфросинии к императору Мануилу Ком- нину и патриарху Луке Хризовер- ху. Надо заметить, что Евфросиния была не просто настоятельницей монастыря. Даже будучи постриженной в монахини, она оставалась дочерью княжеской четы, поэтому высокопоставленные особы к ее просьбам прислушивались. Но за самыми главными реликвиями для креста Евфросинии пришлось отправиться в Иерусалим.
Внизу креста была сделана надпись мелким шрифтом, в которой указывалось имя автора, что было нехарактерно для того времени: «Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи». Была на кресте еще одна надпись, которая размещалась на боковых торцах креста, по спирали в два ряда (приводится в переводе на современный язык): «В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до. 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами. и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое. властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми...»
Каких же огромных затрат, усилий мастера, дипломатических талантов самой Евфросинии стоило создание этого креста! Он стал величайшей святыней своего времени, хранителем народа Полоцкого княжества в те беспокойные времена. Равных ему не было!
Во время своего паломничества в Иерусалим преподобная Евфросиния умерла. Крест, в который на тот момент уже были инкрустированы величайшие реликвии христианского мира, согласно завещанию привезла назад в Полоцк двоюродная сестра Евфросинии Полоцкой Евпраксия. Святыня была помещена в Спасо-Преображенский храм и оставалась там до 17 января 1222 года, когда Полоцк захватили войска смоленского князя Мстислава Давыдовича. Крест был вывезен в Смоленск, где хранился вплоть до XVI века. Как свидетельствуют хроники, в 1495 году в Смоленске была изготовлена его копия, чтобы во время обряда водосвятия не опускать бесценный крест в воду - ведь его основа была изготовлена из дерева. После захвата Смоленска в 1514 году московским князем Василием III реликвия была доставлена в Москву. По приказу Ивана Грозного крест был реставрирован. Следы этой реставрации очень хорошо видны на фотографиях, сделанных до исчезновения реликвии В 1563 году крест вернулся в Полоцк, но его возвращение было связано с весьма драматическим моментом нашей истории. Московский царь Иван Грозный, поклявшись, что вернет крест на его законное место в случае победы, взял его с собой в поход на Полоцк. После осады, длившейся пятнадцать дней, Полоцк пал. И, несмотря на огромную ценность реликвии, Иван Грозный выполнил свое обещание, отдав крест в храм, который Евфросиния назначила местом его хранения. Позже крест был перенесен в Софийский собор, который после заключения Брестской церковной унии в 1596 году был отдан униатам. Почти два века он хранился в Полоцке. Во время войны 1812 года священную реликвию вмуровали в стену Софийского собора, отстроенного после взрыва 1710 года. Французские войска использовали храм в качестве конюшни, не подозревая, какие ценности хранят его стены. С окончанием войны собор был вновь освящен, а крест вернулся на свое законное место. После ликвидации унии в 1839 году крест Евфросинии Полоцкой снова перешел в ведомство православной церкви. В 1841 году святыню для поклонения верующих возили в Москву и Петербург. По возвращении в Полоцк крест поместили на его законное место в Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевско- го монастыря, где он и пробыл почти 90 лет. В 1921 году крест был реквизирован и находился в местном финотделе. Семь лет спустя директор Белорусского государственного музея Вацлав Ластовский отправился с экспедицией в Полоцк, чтобы отыскать реликвию. Найденный крест отправили в Минск, а затем в Могилев, где он хранился в комнате-сейфе Могилевско- го обкома и горкома партии. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, крест бесследно исчез. Что произошло в те дни в Могилеве - вероятно, известно лишь очень узкому кругу людей.
Доктор филологических наук, профессор Адам Мальдис предпринимал неоднократные попытки найти крест, много раз поднимал этот вопрос в прессе. К сожалению, существенных результатов это не дало. Согласно его расследованиям, крест не был похищен немецкими войсками, как заявляли советские партийные деятели. Уже в наши дни исследователь Сергей Крапивин нашел в архивах стенограммы высказываний председателя Совета Министров БССР П.К. Пономаренко, которые косвенно указывают на то, что советское руководство знало, где находится крест. Вероятнее всего, крест был вывезен во время эвакуации в Москву.
Возможно, был продан в США в качестве расчетов по ленд-лизу, возможно, так и остался в столице России. Интересно, что в те памятные дни 1941 года из Могилева вместе с крестом исчезли и другие ценности. В декабре 1944 года был составлен список предметов, исчезнувших из Могилева в первые дни войны. В нем крест Евфросинии Полоцкой был записан под №3, а под №21 находилась не менее ценная реликвия - Слуцкое Евангелие 1581 года.
Невероятно, но в 2003 году на Епархиальных чтениях, посвященных 210-летию Минской епархии, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет представил Слуцкое Евангелие на суд общественности. По его словам, реликвию передал ему один из священников, которому Евангелие отдал прихожанин. В связи с этим возникает множество вопросов: кто же этот прихожанин, каким образом такая ценность попала к нему и где Евангелие находилось более 60 лет? Возможно, найдя ответы на эти вопросы, удалось бы обнаружить и следы креста Евфросинии Полоцкой. Есть еще один момент в этой истории, который кажется любопытным. Какова судьба копии креста, изготовленной в 1495 году в Смоленске? Была ли уничтожена или с тех пор на исторической сцене фигурировали два креста? Вопросов возникает множество, а вот ответов пока ни на один нет.
А пока следы настоящего креста прячутся во мраке истории, было принято решение восстановить его. Трудность заключалась в том, что техника перегородчатой эмали, в которой был создан крест, утрачена. Но совместными усилиями историков и брестского ювелира-эмалировщика, члена Союза художников Республики Беларусь Николая Петровича Кузьмина крест был восстановлен. Сегодня он хранится в Спасо-Преображен- ском храме Спасо-Евфросиниев- ского монастыря рядом с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой.
Что же значит для нас этот крест? Самое главное - что он был изготовлен белорусской святой для белорусов. Он задумывался преподобной Евфросинией Полоцкой как защитник и хранитель народа Полоцкого княжества. Он содержал в себе реликвии мирового значения, вписывая тем самым Беларусь и белорусов в европейскую историю. Крест был уникален. Полоцкий ювелир Лазарь Богша не только сделал его по канонам средневекового европейского искусства. Он привнес в крест национальный колорит, выделявший его среди подобных реликвий. Факт восстановления креста свидетельствует о важности его для православных верующих Беларуси. Утрачен ли для белорусов настоящий крест Евфросинии Полоцкой навсегда? Полагаю, что нет. Как показывает история, рано или поздно все возвращается на круги своя. Придет время, когда крест Евфросинии Полоцкой - бесценная реликвия белорусского народа - вновь будет положен в храм.