Яна ШИДЛОВСКАЯ, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
О Беларуси мало знают. И мало думают. Звучит неутешительно, но это факт. Вполне, к слову, закономерный. Сведения, формирующие ее имидж за рубежом, сумбурны и противоречивы. Иногда соответствуют действительности, иногда, напротив, существенно приукрашивают ее. В те минуты, когда о нас все-таки думают, ассоциативный ряд не превышает двух-трех символов, среди которых неизменным лидером остается снискавший почти мировую славу трактор «Белорус». Что такое Беларусь в глазах иностранцев? Какой родину видим мы? Почему о нас не пишут в GEO? Кто работает над имиджем страны? И почему зверь не может стать ее полноценным символом? Раскрывая тему национального имиджа Беларуси, мы искали ответы на эти вопросы.
Принцип мозаики
Три года назад я работала в одном из магазинов курортного городка на побережье Атлантики. Вместе со мной за прилавком трудились молодые люди из Чувашии. Приходя в магазин, американцы редко упускали возможность пообщаться с обслуживающим персоналом. Вежливая беседа, как правило, начиналась с вопроса, из какой страны приехал их юный собеседник. После тщетных попыток объяснить, что это за страна - Чувашия, мои друзья ограничивались словом Russia. Услышав знакомое географическое название, американцы одобрительно кивали головой, одаривая чувашских «россиян» лучезарной улыбкой. Между тем Чувашия оказалась интереснейшей страной, не имеющей с русской культурой ничего общего. Когда очередь доходила до меня, моим собеседникам приходилось вспоминать, где же находится центр Европы, и на ее карту наносить маленькую Беларусь. Я не сдавалась принципиально, изо дня в день упрямо объясняя, откуда прилетел мой самолет. К концу лета результат потешил мое самолюбие: в глазах отдыхающих я была истинной европейкой, многие даже запомнили и выучили труднопроизносимое для носителей английского языка слово «дзя- куй».
Имидж любой страны, как мозаика, отчасти складывается ее же жителями, пусть даже покинувшими пределы родины лишь на время. К сожалению, самой неоднократно приходилось слышать, как наши соотечественники, будучи за рубежом, идут по пути наименьшего сопротивления, как и мои чувашские друзья. С разными целями границы Беларуси ежегодно пересекает более шести миллионов наших граждан. К сожалению, нет статистики, показывающей, какая часть из них за границей называет себя белорусами.
Журналисты, СМИ и имидж
Путешествовать по Беларуси приезжает мало иностранцев. Чаще к родственникам. Еще чаще - транзитом, хотя мы так и не стали страной придорожного сервиса: вдоль дороги трудно отыскать еду и ночлег. Дальнобойщики между собой даже называют Беларусь «белым пятном». Как правило, информацию о Беларуси иностранцы черпают из СМИ, которые фор
мируют общественное мнение и в отношении стран. Судя по реакции иностранцев на название нашей родины, имидж Беларуси за рубежом сильно персонифицирован и уже немыслим без главы государства. Большинство статей неизменно пишется на политические темы, обходя все остальное. Мы, к счастью, не Северная Корея, где, как пишут побывавшие там корреспонденты GEO, «иностранные журналисты - явление нежелательное и крайне редкое». И зарубежные «акулы пера» приезжают, чтобы развенчать мифы о Беларуси или, наоборот, их создать довольно часто. «Для меня Беларусь была продолжением России», - признается Эрик Альбрехт, независимый корреспондент немецких СМИ. Журналист интересуется странами постсоветского пространства и, выучив русский язык, несколько лет назад
переехал в Москву. Беларусь впервые открыл два года назад. С тех пор побывал у нас дважды. «О Беларуси в Германии знают не много, - признает Эрик. - В частности, потому, что здесь нет собственных немецких корреспондентов. Образ Беларуси в наших СМИ чаще негативный, показывающий несовершенство политики, проводимой государством. О туризме не пишут вообще. Если сложить отрывочные сведения, получаемые из СМИ, Беларусь мало чем отличается от России. Хотя, побывав в стране, могу теперь сказать, что это не так». А как? Первое, что приходит на ум моему коллеге, - неизменно чистые улицы... Хотя чистота - это естественное условие для жизни.
Законодателем географической моды искушенные читатели справедливо считают журнал GEO. Европоцентризм на страницах издания сменился публикациями о бывших советских республиках, которые, получив независимость, сумели ее доказать. Журналисты по-новому открывают Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Грузию и Азербайджан, делая акцент на богатой культуре населяющих их
народов. Беларуси в этом списке пока нет. Для журналистов, ищущих аутентику, мы - страна с евроремонтом и потерей исторической памяти.
Игра в ассоциации
В детстве мы играли в игру: услышав как можно больше ассоциаций, нужно было угадать, о ком или о чем идет речь. Если бы участниками игры стали страны, у Беларуси ассоциативный ряд, пожалуй, был бы одним из самых коротких. Италию неизменно характеризуют паста, вино, кофе, Сильвио Берлускони, Пиноккио, Колизей. Францию - haute couture, Коко Шанель, Кристиан Диор, аккордеон, Эйфе- лева башня. А Беларусь - трактор, зубр и аист. Но эти символы знаем мы. Иностранцы, повторюсь, ассоциируют Беларусь с пустыми и чистыми улицами. Поиски но-
вых символов, увы, пока результатов не дают. Возможно, мы чересчур хорошо забыли старое. «В качестве новых символов, формирующих имидж страны, я бы хотел предложить многое, - говорит историк и краевед Алесь Белый.
- Но дело здесь не сводится к «гениальным» озарениям одного человека или открытию магического кода. Что бы ни было выбрано в качестве символов, нужна долгая и кропотливая коллективная работа по их культивации. Так, хорошими символами стали бы гора Святая (ныне, к сожалению, Дзержинская) - высшая точка Беларуси, водораздел Немана и Днепра, Балтийского и Черного морей
- там должен быть целый национальный парк, демонстрирующий его символическое значение. Мне бы хотелось, чтобы кулинарным символом стали колдуны (не столько картофельные, сколько мучные). Только это должно подтверждаться наличием колдунов в заведениях общепита и кулинарных книгах. Символом Беларуси мог бы стать город Гродно как одна из фактических столиц ВКЛ и Речи Посполитой, но тогда это
должно подтверждаться культурной ситуацией в городе. Новое в символике должно иметь знаковую связь со старым, и четко работающие структуры и организации должны это подтверждать».
Блестящее белорусское будущее часто связывают с деревней, сельским хозяйством, агротуризмом, и нередко поиск символов приводит в лес. Экскурсовод Анатолий Варавва, однако, придерживается мнения, что Беларуси не хватает городских символов. «Город динамичен, он горит идеями и дает выход на международную арену, - говорит он. - С конца XIV века любой город стремился получить Магдебургское право, потому что оно давало свободу. Город порождает элитарную культуру, а с комбайном и трактором на международный уровень не выйдешь. Более того, животное не может быть символом страны. Аисты есть не только у нас, а зубр ходит через границу. У зверей своя жизнь, и для них административное деление существует условно. Символ должен быть рукотворным».
Поиск национального символа и разногласия по поводу его выбора многие связывают с тем, что Беларусь пока сама не определилась, что она такое. Поэтому и имидж ее за рубежом зачастую выглядит «закомплексованным»: это особенно заметно по желанию на месте старого воздвигнуть новое, красивое, престижное. «Пстарычна, культурна i ментальна Беларусь - еурапейская кража, - рассуждает историк и писатель Владимир Орлов. - 1ншая рэч, што свядомасць беларусау перажы- ла дэфармацыю за часы Расшскага панавання. Вялкая частка на- шых суайчыннкау знаходзщца у рускамоуным полк Таюм чы- нам, астэма пстарычных каар- дынат з большага грунтуецца на ?старый Расп. Адзж з найбольш красамоуных прыкладау - увя- дзенне пасады гарадавых, яюя бу- дуць ахоуваць пстарычны цэнтр Мжска. 1х з'яуленне будзе свед- чыць, што Мжск не еурапейская сталща, а раайсю губернск го- рад. А увогуле я мару пра той час, ^i у Беларус з'явщца сур'ёзны пстарычны канал, як ёсць у кражах Еуразвязу. Пстарычныя перадачы у нас з'яуляюцца раз-пораз. Выпад- кова. I часцей за усё зробленыя дылетантамi у пстерыи».
Создатели имиджа
Безусловно, в создании национального имиджа - косвенно
ли, прямо ли, порой сами того не зная - участвуют все. «Позитивный имидж страны в равной степени необходим и полезен всем гражданам Беларуси независимо от религии, политической ориентации, возраста, рода занятий, - говорит начальник управления информации, пресс-секретарь МИД РБ Андрей Савиных. - Поэтому над его созданием должны работать все. Однако «все» значит «никто», поэтому прежде всего я говорю об органах государственного управления. Всех без исключения. В условиях глобализации международных отношений международной деятельностью занимаются все министерства и ведомства, а не только Министерство иностранных дел. Мы больше работаем в сфере межправительственных политических контактов, в то время как отраслевые министерства работают на отраслевом уровне. Роль в формировании внешнего имиджа страны у Министерства спорта и туризма, если учесть их туристическую направленность, даже больше, чем у МИДа. Однако наша работа будет неполной, если к ней не подключатся простые люди и не станут этот образ распространять. Мы должны действовать сообща, и этому может быть масса примеров. Так, иностранец прилетает в минский аэропорт, и первые белорусы, которых он видит, - это пограничники и таможенники. Важно, чтобы они улыбались приезжим, ведь мрачный пограничник заведомо создает негативный имидж принимающей стороны. Далее следуют встречи с таксистами, официантами и только потом
- с компанией или органом госуправления. У приезжего туриста больше неформального общения, во время которого и складывается главное впечатление о стране
- более сильное, нежели на основе информации из справочников и Интернета». Чтобы узнать, какой нашу страну видят иностранные туристы, достаточно почитать бло- говые отзывы. Безусловно, сколько людей, столько и мнений. Однако в свете последних событий
- долгосрочные упорные попытки попасть в Беларусь американца Криса Гильбо и австралийца Дени Джорджа Вэтика, ситуация с визами в аэропорту, уровень сервиса, и этот список можно продолжить
- образ складывается далеко не заманчивый. Как это исправить? «У нас много недоработок в информационной инфраструктуре, - считает Валерий Болдырев, начальник отдела маркетинга и издательской деятельности УП «Национальное агентство по туризму». - Нам нужна единая туристическая информационная сеть, доступная на многих языках, где бы иностранный турист мог получить исчерпывающую информацию о том, где и как отдохнуть в Беларуси. Однако пока мы довольно часто сталкиваемся с нежеланием представителей турбизнеса участвовать в проектах. Например, из 250 объектов размещения в международных системах online- бронирования зарегистрировано не более десяти, и то в основном в Минске. Очень важно провести качественное маркетинговое исследование, чтобы понять, кто наш турист и какой имидж у Беларуси в разных странах. Мы часто ездим на международные туристические выставки, и белорусский стенд в Москве существенно отличается от стенда, представленного в Лондоне: уровень знакомства с Беларусью в этих странах разный. По итогам исследования в формирование имиджа можно вносить корректировки и впоследствии соответствующим образом организовывать пресс-туры. Увы, пока все упирается в финансовые возможности».
Между тем, говорят, что имидж Беларуси - в его отсутствии. Однако я придерживаюсь мнения, что тем, чего нет, гордиться нельзя.