От редактора
Лилия КОБЗИК
Лично меня они регулярно приводят очень далеко - то есть в самую суть вопроса. Например, сейчас я вижу очевидный факт: в турбизнесе снова бардак. Можно, конечно, сказать и мягче - в очередной раз государствокардинально меняет правила игры прямо по ходу игры.
В могучем русском языке есть много нехороших слов на букву «б», кроме упомянутого бардака. И все они почему-то приходят на ум в связи с отменой лицензирования в туризме и введением какого- то то ли туманного реестра туроператоров-турагентов, то ли не менее потенциально опасных для национального рынка фингарантий и страховок, то ли того и другого, вместе взятых и помноженных на жирный коэффициент бюрократического участия.
Вообще-то в рамках этой небольшой авторской колонки я хотела поговорить только на строго экономическую тему либерализации и вообще либерализма, поскольку именно под этим ярким флагом произошла отмена лицензирования в туристической отрасли. Но для начала - один простой пример, одна простая аналогия, с помощью которой легко понять, что на самом деле скрывается за невнятными формулировками и неясными нововведениями. Государство хочет от участников рынка пока еще непонятно каких новых доказательств того, что они имеют право находиться и работать на этом рынке. Причем очевидно, что доказательства (какими бы они ни были, хотя уже ясно, куда ветер дует - финансовыми) должны быть предъявлены «с нуля», словно ничего за последние 15-20 лет не происходило, никто не работал, в туротрасли «конь не валялся», да и самого туризма вроде как не было. Если бы сейчас хоть что-то конкретное было известно о размерах или особенностях возможных фингарантий, я бы просто рассуждала об острой необходимости разумного протекционизма со стороны государства по отношению к национальным операторам (или, лучше сказать, - к тому, что от них осталось). В любой стране мира этот протекционизм присутствует, сколько бы ни извращали понятие свободного рынка. Но поскольку ничего не ясно, остается только с горечью констатировать, что чиновники в очередной раз собираются поставить в унизительную позу людей, которые создали белорусский туристический рынок и национальный турпро- дукт, которые жизнь положили на то, чтобы, насколько это возможно, сделать цивилизованным и удобным выезд граждан из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь. Я бы лично на месте белорусских операторов и агентов, проработавших на рынке хотя бы лет по 8-10 (а таких десятки, если не сотни!), обиделась. Я бы стопроцентно обиделась, если бы мне сейчас сказали: «Докажи, что ты журналист!» А вся моя жизнь, а карьера, а тысячи написанных материалов - это, простите, ничего не стоит?! А десятки тысяч обслуженных туристов, сформированных туров, открытых маршрутов, партнерских соглашений со всем миром - на все это Департамент по туризму элементарно закроет глаза и, засучив рукава, примется составлять некий общий реестр мифически благонадежных фирм и фирмочек?!
Если отмена лицензий в туризме случилась, как нам объяснили по телевизору, не корысти ради, а токмо ради либерализации, то введение фингарантий (конечно, если произойдет) наверняка произойдет во имя клиента и потребителя.
Естественный вопрос - как можно не защитить потребителя, как можно не предусмотреть механизм, который вооружил бы безоружного клиента? Логичный ответ - конечно, защитить надо! Если признать, что в турфирмах сидят просто гротескные обманщики и убийцы отдыха, то необходимо срочно и до зубов вооружить каждого, кто рискнет переступить порог этих коварных фирм- стяжателей. Но если государство вдруг на минуту поменяло бы мировоззрение и признало, что бизнесмены, оказывающие некие услуги (в данном случае - туристические), имеют изначально такое же достоинство и столько же прав, как и граждане, их потребляющие, то вопрос и ответ имели бы совершенно другую тональность. Все это можно решить достаточно просто - например, с помощью страховых компаний, как это делается во всем цивилизованном мире. Страхуем же мы автомобили, одновременно страхуя возможность и своих, и чужих ошибок на дороге. Приблизительно по такой же схеме (к примеру, отчисляя небольшой страховой взнос с каждой путевки либо страховщикам, либо в специальный фонд) можно обезопасить и потребителей, и фирмы. Обезопасить от форс-мажоров, от банкротств, от мошенников, от отчаявшихся женщин-руководителей, на основании поступков которых в этом сезоне поливали грязью весь белорусский турбизнес...
Что касается либерализации, то сложно себе представить, что она может начаться сверху (бюрократии, которой ничего не грозит, которая находится в стабильной системе, либерализация невыгодна по определению) или даже снизу. Но реальная либерализация вполне могла бы быть инициирована, скажем так, «с середины».
Позволю себе воспользоваться приемом, который очень люблю, то есть провести историческую аналогию. Знаете, с чего начался либерализм в Англии? Со знаменитой «Великой хартии вольностей», подписанной королем Иоанном Безземельным в 1215 году. Хартия представляла собой петицию с требованиями английских баронов. Если сегодня местные белорусские «бароны от турбизнеса» в срочном порядке не побеспокоятся о некой глобальной общей «петиции» с разумными предложениями на тему тех же фингарантий, то, боюсь, наш отечественный Иоанн Безземельный подпишет вовсе не хартию вольностей, а нечто абсолютно противоположное. Например, указ об обязательной «золотой акции» государства в активах фирмы, которая намерена заниматься выездным туризмом. Или декрет о покрытии страховых рисков огромными замороженными на счетах средствами. Может быть что угодно. Потому что - чего с ним церемониться, с этим турбизнесом, который несет самую большую налоговую нагрузку в стране и при этом вечно виноват - и перед чиновниками, и перед народом?!