Ирина ШПАКОВСКАЯ
Практика открытого обсуждения с турфирмами возможных изменений в законодательстве, без сомнения, приносит свои плоды: на рабочем совещании в Министерстве спорта и туризма, посвященном новому проекту типового договора, сторонам удалось договориться.
«Практики туризма раньше часто обвиняли министерство в необдуманных решениях и изменениях, - рассказывает Валентин Цехмейстер, исполнительный директор Республиканского союза туристических организаций. - Потом министерство объявило о своей приверженности к диалогу с общественными организациями и пошло по пути открытости. Рабочее совещание по поводу проекта нового типового договора еще раз показало конструктивность такой политики - в его ходе стороны смогли урегулировать практически все разногласия, за исключением мелких юридических аспектов, которые не касаются практической деятельности турфирм и которые Министерство торговли и Министерство спорта и туризма урегулируют между собой».
На рабочем совещании присутствовали представители трех министерств - юстиции, торговли и спорта и туризма, а также эксперты независимой правовой экспертизы ООО «Правозащита» и юристы туристических компаний.
Напомним, что проект нового типового договора уже обсуждался с РСТО, но после прохождения ряда инстанций был сильно изменен. Некоторые из пунктов специалистов турбизнеса просто поразили - и о типовом договоре заговорили как о настоящем ударе по отрасли.
Наиболее пугающими пунктами в новом проекте единогласно были признаны два. Во-первых, часть вторая пункта 4.3: «Заказчик имеет право предъявить претензии к Исполнителю по поводу качества перевозки пассажиров и их багажа в том случае, если стоимость перевозки включена в стоимость комплекса туристических услуг». Во- вторых, часть первая пункта 5.3: «Настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке Заказчиком в случае изменения существенных условий настоящего договора со стороны Исполнителя, не принимаемых Заказчиком, с возмещением стоимости оплаченных туристических услуг». Первый пункт автоматически делал турфирму ответственной даже за плохую погоду, из-за которой мог быть отложен рейс, а также за всех работников службы аэропорта, оформляющих и грузящих багаж. Второй пункт и вовсе предоставлял неограниченные возможности для так называемого потребительского экстремизма и «профессиональных» туристов, стремящихся провести отпуск за деньги турфирмы, предъявив ей претензии по туру. Ведь изменением существенных условий договора могло считаться любое изменение в программе - от переноса выезда до изменения маршрута.
В итоге по этим пунктам стороны пришли к компромиссу.
«Конечно, турфирма как поставщик услуг, который собирает их от разных компаний и предлагает общим пакетом, должна выступать гарантом их качества, - объясняет Валентин Цехмейстер. - Но она не может нести ответственность за авиакомпанию, если утерян багаж или из-за нелетной погоды отложен рейс, в том числе если речь идет о чартерной перевозке. Этот нюанс нашел понимание со стороны властей, так что вопрос в итоге был урегулирован. Решено, что во главу угла в этом случае будут поставлены Воздушный кодекс и международные соглашения, а ответственность турфирм за исполнение договора в случае изменений в графике работы транспорта будет ограничена».
Что касается пункта 5.3, то он будет заменен нормами статьи 73б Гражданского кодекса, которая устанавливает правила одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг. Заказчик сможет в одностороннем порядке расторгнуть договор только при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, исполнитель - при условии полного возмещения заказчику убытков.
Оживленная дискуссия на совещании возникла и по поводу одного из подпунктов пункта 4.2, согласно которому турфирма должна предупредить туриста о том, что группа не собралась, за 10 календарных дней. Мнения сторон по этому поводу разошлись, так как за 10 дней турфирма вполне может успеть собрать нужное количество людей, но просто не будет иметь права этого делать. Возможно, этот подпункт из договора будет исключен. В ином случае сторонам еще предстоит прийти к соглашению по поводу длительности срока, в течение которого туристы должны быть предупреждены об отмене тура.
«Новый типовой договор в том виде, к которому стороны пришли на совещании, позволит максимально учесть интересы как туристов, так и туристических компаний, - считает Валентин Цехмейстер. - Составители документа постарались сделать все, чтобы не перегружать его формальностями. Один из его плюсов - типовой договор допускает внесение изменений и дополнений в приложение к нему. То есть турфирма при желании сможет документально зафиксировать, что она не несет ответственности, к примеру, за погодные условия на курорте. Все необходимые дополнения юристы турфирм смогут отразить - естественно, если они не будут противоречить основным положениям типового договора. Кстати, этот документ не является бланком строгой отчетности, поэтому за него не придется платить. Да и отмена ваучера как избыточного документа в отрасли, безусловно, положительный момент, хотя я предполагаю, что туристы какое-то время по инерции будут продолжать его требовать».
Вопросы у участников совещания возникли и к пункту 6.2. В первой его части речь идет о форс-мажорных ситуациях. Вторая гласит: «В случае, если об обстоятельствах, изложенных в части первой настоящего пункта, стало известно до начала туристического путешествия, Заказчику возвращается стоимость оплаченных туристических услуг за вычетом фактически понесенных расходов Исполнителя». Большинство из присутствующих выступили за исключение этого подпункта из текста договора из-за его спорности, так как сложно установить, что, когда и из каких источников стало известно в случае, к примеру, свиного гриппа.
Важно и то, что после обсуждения были изменены условия вступления типового договора в силу. Согласно новой редакции, документ между турфирмой и туристом вступит в силу не с момента подписания, как следовало из текста ранее, а в момент заключения, так как сегодня договор может быть заключен даже по факсу.
Определенные изменения в проекте типового договора произойдут и в следующих пунктах (текст документа для сравнения можно скачать в разделе «Профи» портала TIO.BY): Из преамбулы будет убрана фраза «действующего на основании лицензии № ____ от_____________ выданной Министерством спорта и туризма Республики Беларусь».
В 1.1. исчезнет слово «комплекс», будет уточнен список туристических услуг, которые оказываются туристу при организации путешествия.
В 2.3. уберут слова «для групповых туров».
В 4.1. не станет выражения «во время совершения туристического путешествия».
Пункт 5.2. будет заменен нормами статьи 20 Закона о туризме РБ.
В 6.2. понятие «форс-мажор» будет пониматься исходя из принятой в законодательстве трактовки, убрана фраза «и других не зависящих от сторон обстоятельств».
В 7.2. уберут слово «Заказчик».
Взаимопонимание властей и представителей отрасли в случае с текстом типового договора не может не радовать: с одной стороны, защищены права туристов, с другой - учтены интересы турфирм, которые тоже порой сталкиваются с необоснованными претензиями туристов, а дополнительная ответственность сделала бы их, что называется, «кругом виноватыми». Остается надеяться, что открытое обсуждение с представителями турбизнеса будет проведено и по поводу отмены лицензирования и предполагаемого нового механизма контроля. Уже известно, что в стране будет создан единый реестр турфирм, но условия регистрации в нем еще не озвучены. Пока не ясно, каким образом турфирмы будут доказывать свою благонадежность, а также какой вид примет в Беларуси инструмент финансовых гарантий. Но ответы на эти вопросы проще всего было бы найти, как и в случае с текстом типового договора, совместно с практиками отрасли.