Анна БОДЯКО
Участники семинара «Основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма в Республике Беларусь», который состоялся 6 сентября в Парке высоких технологий, в очереднойраз указали на известные всем недостатки туристической инфраструктуры нашей страны. Однако, в отличие от большинства подобных обсуждений, на семинаре был предложен выход из столь плачевного положения, актуальный для белорусских гостиниц: компания «Дженерэйшн-ПиКонсалтинг» представила систему онлайн-брониро- вания Travel Suite.
Среди причин, сдерживающих развитие въездного туризма в Беларуси, - слабое позиционирование нашей страны как туристического региона на мировой арене и отсутствие качественного турпродукта, интересного потенциальным гостям. Общеизвестна также проблема инфраструктуры: иностранным гостям сложно ориентироваться в отсутствии написанных латиницей указателей, неизменные нарекания вызывает придорожный сервис, а цены на ряд услуг существенно завышены. Кроме того, страна почти не представлена на мировых туристических выставках. Туристической привлекательности Беларуси, по мнению менеджера по продажам компании «Дженерэйшн- Пи Консалтинг» Алексея Гламозды, мешает также стоимость виз: «Обратившись к опыту восточных соседей, мы увидим, что Украина в одностороннем порядке стала безвизовой для граждан ЕС и США, а Россия отменила визы для пассажиров круизных лайнеров и паромных переправ. Остается надеяться, что мы также откажемся от паритетного взимания визовых сборов».
Ключевую роль в развитии въездного туризма играет состояние отельной базы - при этом существенной проблемой гостиничного хозяйства нашей страны является отсутствие единой базы белорусских отелей с возможностью онлайн-бронирования. На сайтах международных отельных консолидаторов представлено только 15 гостиниц Беларуси, 7 из которых находится в столице. Такая ситуация невыгодна не только туристам, не имеющим информации об отелях страны, но и самим гостиницам: ведь они лишаются существенной части потенциальных постояльцев. Исследования последних лет показывают, что большинство бронировок отелей в Европе осуществляется посредством отельных консоли- даторов: так, 80% бронировок чешских гостиниц за минувший год было произведено именно таким путем. Кроме того, даже если на сайте отеля есть возможность оставить заявку на определенный номер, подобный запрос не будет являться гарантией того, что турист действительно остановится в выбранном отеле. Согласно статистике, в нашей стране незаезд туристов, забронировавших номер посредством Интернета, составляет 30% - в мире этот показатель находится на отметке 1-1,5%.
Отсутствие возможности забронировать номер в Интернете негативно сказывается не только на имидже страны, но и на прибыли, получаемой от туризма: как подчеркнул директор Департамента по туризму Виктор Янко- венко, 42% доходов от экспорта туруслуг в нашей стране приходится на долю гостиниц. В то же время во всем мире туризм из организованного все больше становится индивидуальным: например, только 14% туристов, посетивших Израиль, пользовались услугами туроператоров.
Компания «Дженерэйшн-Пи Консалтинг» предложила вниманию белорусских отелье- ров систему онлайн-брониро- вания Travel Suite, удобную как для самостоятельных туристов, так и для работы с партнерами по бизнесу. Туристы получают полную и достоверную информацию о номерном фонде отеля и его расценках (все обновления отображаются мгновенно), а подтверждение бронирования происходит в автоматическом режиме.
Система ориентируется также на специфику В2В продаж и предусматривает гибкость в создании тарифов и распределении блоков мест. При необходимости можно мгновенно приостановить продажи по определенному типу номеров или блоку мест.
Помимо удобства в использовании и сокращении временных затрат на обработку заявок Travel Suite дает возможность существенно расширить каналы продаж: вся база отельного фонда Беларуси, размещенная в системе, может быть доступна для онлайн-бро- нирования на любом информационно-туристическом портале, а кроме того, ведутся переговоры с глобальными отельными консо- лидаторами об интеграции белорусской системы бронирования гостиниц - для этого в системе должно быть не менее 20 отелей, включая региональные.
Существенное преимущество система онлайн-бронирования даст трехзвездочным отелям: этот тип гостиниц сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны частных апартаментов, однако владельцы частного жилья не в состоянии предложить клиентам услугу автоматического онлайн-бронирования.
Чтобы воспользоваться системой Travel Suite, компании достаточно сообщить о своем желании разработчикам программы: установка системы, обучение сотрудников и техническая поддержка проекта производятся бесплатно. При каждой бронировке номеров индивидуальными туристами отель отчисляет компании-разработчику определенный процент, который, как утверждают авторы Travel Suite, будет ниже агентской комиссии. В случае же с бронировками по В2В каналу отель будет отчислять разработчикам программы символическую фиксированную сумму.
Справка
Компания «Дженерэйшн-Пи Консалтинг» в течение шести лет работает в сфере разработки программного обеспечения для туристического бизнеса и выполнила более 200 проектов для ведущих мировых компаний, связанных с туристической отраслью, - в их число входят TUI, British Airways, Thomas Cook,
Lufthansa, Hyatt. Система Travel Suite успешно внедрена в девяти странах мира.