Рубрика Олега ПАВЛОВА
«ЧУЖАЯ»
Россия, 2010, 110 мин., R. Реж. Антон Борматов («Хиромант», «План «Б»); в рол.: Наталья Романычева (Анжела - Чужая), Евгений Ткачук (Шустрый), Кирилл Полухин (Малыш), Анатолий Отраднов (Гиря), Александр Голубков (Сопля), Евгений Мундум (Рашпиль), Дмитрий Ратомский (Бабай), Дмитрий Поднозов (Карасик), Сергей Сипливый (колхозник)
Жанр. Приключенческий боевик.
Первоисточник.
Формально фильм поставлен по одноименной (2006 г.) книге, но ею стал сценарий, сочиненный деятелем контркультуры Владимиром Нестеренко (род. в 1964 г. в Киеве) по прозвищу Адольфыч (от реального отчества). Его попросил об этом знакомый режиссер, захотевший в США снять фильм а-ля «Бумер», «но по-настоящему», а затем охладевший к идее, вот Нестеренко и выложил «Чужую» в Интернете. 3 года спустя ее заметили издатели, а затем и топ-продюсеры И.Толстунов и К.Эрнст. Причем Константин Львович самолично поставил несколько сцен. Права на постановку обошлись в $0,1 млн, что рекорд для России.
О сюжете. 1993 год. Украина. По ТВ молодой Жириновский уверяет, что бывшие советские республики вот-вот упадут на колени перед Россией, а молодой бандит Бабай не успевает сделать контрольный выстрел. Вот и попадается. Опасаясь, что он не выстоит под ментовскими пытками, Рашпиль посылает Малыша в Прагу. Тот с тремя парнями должен доставить оттуда сестру Бабая. Главарь надеется, что если Анжела по прозвищу Чужая (как героиня фильма ужасов) будет в его руках, то Бабай будет молчать. Принимающая сторона - обосновавшийся в Праге ветеран-рецидивист Карасик - обеспечивает гостей информацией, гостиницей и стволами. А также учит, как не выделяться. Добыть Чужую сложно. Прежний сутенер продал ее отмороженным польским цыганам. Так что без боя не обойтись. Из фильма можно сделать вывод, что существенная часть нынешнего бизнеса родом из криминала, но строгие ограничения показа связаны не с этим, а с обилием ненормативной лексики, а также насилия и эротики. Хотя нет ничего такого, чего мы еще не видели.
90-е годы. Их принято именовать «лихими». Разумеется, я не согласен, когда эти времена сравнивают с войной или эпидемией чумы, но было в них и немало объективно плохого. Причем часто завязанного, как это ни парадоксально звучит, на хорошем. Пример - прорыв «железного занавеса».
После падения Стены. Во времена расцвета социализма, которые ныне многим (даже не жившим тогда) видятся раем, я и не мечтал побывать за границей. Она была для меня как ныне Луна, особенно т.н. капстраны. Потом пришла перестройка, власть потеряла хватку, а войной на нас, как предрекали коммунисты, никто не пошел - вот и приоткрылась граница. Хорошо помню свой первый автотур в Польшу (кажется, в 1987 г.). Не требовалось ни виз, ни загранпаспортов, лишь список у групповода. На границе в Бресте было пусто, что-то на продажу везли пару человек, и на них смотрели с недоумением. Как же романтично это вспоминалось через пару лет, когда все бросились торговать! Тур- программы были завязаны на рынках, автобусы забивались под крышу, а на границе приходилось проводить по несколько суток в антисанитарных условиях. Впрочем, отсутствие ватерклозета пугало меньше, чем буйно размножившаяся преступность. Не знаю, появится ли когда-нибудь достойная обсуждения лента о челноках, но пока ее нет, воспользуюсь «Чужой» как поводом вспомнить недавнюю историю.
Братки. Вынырнувшие из советских реалий многочисленные бандиты не таились, фактически носили униформу (что блистательно представлено в «Чужой»). Они контролировали очереди на границе, стоянки у рынков, и не встретить их в пути было счастьем. Пассажиры поездов баррикадировались в купе, но это не всегда помогало. С кого-то просто собиралась дань, кого-то грабили по полной. Перегонщики автомобилей вынужденно становились гонщиками-трюкачами. Масштабы были такими, что наши спецслужбы получили приказ, застав бандитов на месте преступления, при малейшем сопротивлении стрелять на поражение. Это все к тому, что дух представляемой ленты - не столько художественная метафора, сколько реализм. А вот в деталях много сомнительного. Так что лучше воспринимать «Чужую» как песню, в которой мотив и исполнение важнее, чем смысл каждой из строчек.
Тур в Чехию. Точнее, набег. Визовые проблемы были решены мгновенно. Тогда с ними было куда проще, чем сейчас, что прискорбно. Отнюдь не случайно герои фильма с заданием, под видом спешащих на похороны, прибывают именно в Прагу. Бандитские группировки держали в ней свои «представительства», чувствуя себя неуязвимыми. Местная полиция не всегда приходила на помощь, если речь шла о людях с «востока». Именно на пражском вокзале были нагло ограблены представители «ТиО», прибывшие на отраслевую выставку. Коллега рассказывал, сколь противно было ощущать полное бессилие. Четверка экранных братков на иномарке с единственной проблемой в пути сталкивается на границе. Держащие ее «звери» хотят за срочность $300 (тогда это было куда больше, чем сейчас), но парни Малыша не намерены делиться. Выручают понты и азарт, которые запросто переходят в насилие. Боюсь, что этим людям оно было важнее денег, о чем могу судить и по дедовщине всех видов, ставшей питательной средой для появления братков. В Праге наши герои ведут себя нагло, без уважения к обычаям. Хамят в отеле и кафе, а опасность видят только в себе подобных. Как вы понимаете, Чужую они добывают, а вот выбираться приходится через третьи страны. В туристическом плане любопытна поездка в спальном выгоне Шустрого и Чужой.
Прочая информация. Сборы в России $1,7 млн. **1/2