«АСТРОБОЙ»
(12, Вс, БТ, 15.55)
Astro Boy, США – Япония – Гонконг, 2009, 94 мин., PG. Реж. Дэвид Бауэрс («Смывайся»); роли озвучивали: Фредди Хаймор (Астробой), Николас Кейдж (д-р Тенма), Кристен Белл (Кора), Сэмюэл Л.Джексон (Зог), Эль Фаннинг (Грейс), Дональд Сазерленд (Стоун), Шарлиз Терон
Фантастические приключения для семейного просмотра. Маленький, но могучий робот Астробой, созданный на базе реального мальчика, впервые появился в манге японца Осамы Тэдзуки (3.10.1928 – 9.2.1989) – кстати, не только мультипликатора, но и доктора медицинских наук – еще в 1952 году и быстро набрал популярность. Ее вспышки зафиксированы во время выходов сериала «Астробой», стартовавших в 1980 и 2003 гг. В первом из них, еще черно-белом, были заложены основы современной аниме-стилистики. В том же 1963 г. в свет вышла американская бумажная версия «Астробоя». Ныне это часть поп-культуры. Астробой появлялся даже на почтовых марках, не говоря уже о других носителях. Несмотря на это, представляемый мультфильм особого интереса не вызвал. Причем как у публики, так и у кинообщественности. А вот мне фильм понравился. И я понимаю, почему массы затосковали от «Астробоя». Слишком уж много в нем смысла, подтекста, иронии. В том числе социального и политического плана. Разве этого ожидают от семейных мультиков? Представляю, как изворачиваются родители, если чадо спросит их про деятельность Союза трудящихся роботов, в ячейке которого висит портрет Ленина. В фильме много поводов задуматься над проблемами человечества. Например, почему наука почти полностью зависит от создания орудий убийства? Тоже мне, двигатель прогресса! Не меньше интереса вызывает уязвимость демократии при честных выборах, способной привести к власти диктатора или, как минимум, проходимца. Такого, как президент Стоун, для которого важно лишь переизбраться на новый срок. Ради этой цели он готов рисковать вверенной ему страной. Правда, Стоун, как мы видим в «Астробое», не контролирует прессу, что его ужасно напрягает. И уж никак не случайно главное зло в ленте ассоциируется с роботом, называемым Миротворцем. Только врубиться во все это маленькому зрителю не под силу, а взрослому – лень. Итак, некоторое время назад, когда Земля была в кризисе, ее частичку удалось поднять в небо и создать там фактически коммунизм. Жители Метро-Сити ничего сами не делают, но все имеют. Их обслуживают многочисленные и разнообразные роботы (ассоциация с угнетаемыми расами и народами). Мусор тут можно бросать где стоишь, тут же появляется добродушный механизм и уносит куда надо. Специальные летающие приспособления постоянно протирают стекла небоскребов. И так во всем, вплоть до воспитания детей. Придумал чудо-роботов доктор Тенма, но их Стоуну уже мало. Ему, образно говоря, необходима «маленькая победоносная война», чтобы поднять рейтинг. Так что разговоры постоянно сводятся к чему-то «оборонительному» при полном отсутствии врагов. Для чего в первую очередь использовать принципиально новую энергию, у Стоуна сомнений не вызывает, хотя ученые указывают: это рискованно. Первым пострадавшим от такой стратегии становится чрезвычайно смышленый 12-летний Тоби, сын Тенмы, оказавшийся на презентации Миротворца. Отец в стрессе создает робота – точную копию мальчика. В него внесены все знания и воспоминания погибшего, так что Астробой поначалу всерьез считает себя Тоби. Правда, его удивляет, что он слышит разговоры роботов, чего раньше не было. Надеясь на этот раз защитить Тоби от любых бед, Тенма изобретает для него много степеней защиты. Увы, скоро между ними возникает непонимание, а разочарованный Астробой еще не знает, что ему предстоит спасать цивилизацию. Он отправляется на «Большую Землю», куда сверху сбрасывают поломанных роботов и где царят дикие нравы. Например, дети не умеют читать и мечтают попасть в Метро-Сити, что почти невозможно… Номинации на премии Annie: сценарий и раскадровка. Сборы в США $19,6 млн. Сборы в остальном мире $24,5 млн. Сборы в России $1,4 млн. Продажи в США на DVD $5,7 млн. Бюджет $65 млн. Рейтинг IMDb – 6,4/5074 голоса. ***
«КОРОЛЬ МУРАВЬЕВ»
(11, Сб, НТВ, 23.15)
King of the Ants, США, 2003, 102 мин., R. Реж. Стюарт Гордон («Реаниматор», «Куклы»); в ролях: Крис Маккенна (Шон Кроули), Дэниел Болдуин (Рэй Мэттьюз), Кэри Вурер (Сюзан Гэтли), Джордж Уэндт (Дюк), Тим Шарп (Джордж), Рон Ливингстон (Эрик), Вернон Уэллс (Беккет), Стив Геллер (Гари), Йен Патрик Уильямс (Тони)
Криминальная трагедия-триллер по роману британца Чарли Хигсона, того самого телешоумена и писателя, который сенсационно, убедив наследников Яна Флеминга, получил право на создание пяти книг о юных годах Джеймса Бонда. Итак, маляр Шон Кроули был вполне удовлетворен своей новой работой, но объявляется толстый «ангел-искуситель» – и жизнь нашего героя решительно меняется. Работая теперь на бизнесмена-гангстера Рэя Мэттьюза, Шон неустанно следит за благополучным бухгалтером Эриком, о котором обязан знать все, «вплоть до цвета его дерьма». Он ездит за ним на велосипеде и в метро, разбирается в аспектах личной жизни подопечного. Но новому боссу этого уже недостаточно. Он умело настраивает-провоцирует Шона на то, чтобы тот мог зайти очень далеко, например, совершив убийство. Причем всего за $13 тыс. Может быть, сие преступление вышло чересчур эффектным (с помощью подвернувшихся под руки предметов быта), однако в результате у Шона, что называется, «едет крыша». Впрочем, именно это обстоятельство позволяет парню в дальнейшем не только переносить кошмарные пытки, но и получать от них удовольствие сродни наркотическому. А толстяк продолжает доставать Шона, обзывая его насекомым, а если и королем, то муравьев. Дальнейшие события приобретают сюрреалистический оттенок, особенно в видениях Шона. Только для взрослых. В фильме имеются настолько натуралистично показанные сцены насилия и эротики, что, честно говоря, будет странно, если их не подсократят. Наград нет. Рейтинг IMDb – 6,2/2136 голосов. В карьере маститого С.Гордона (род. 11.8.1947) это 2-й. ***
«РОЛЛИНГ СТОУНЗ. ДА БУДЕТ СВЕТ» ***1/2
(10, Пт, БТ, 23.35)
Shine a Light, США – Великобритания, 2008, 122 мин., PG-13. Реж. Мартин Скорсезе («Таксист», «Бешеный бык», «Отступники»); в ролях: Мик Джаггер, Кит Ричардс, Чарли Уоттс и Ронни Вуд (члены группы «Роллинг Стоунз»), сессионные музыканты, приглашенные исполнители – Кристина Агилера, Бадди Гай и Джек Уайт, а также Билл, Хилари и Челси Клинтон, президент РП Александр Квасьневский, Мартин Скорсезе и другие участники съемочной группы, папарацци Гари Черкасский, среди зрителей – Брюс Уиллис и Бенисио Дель Торо
Документальный музыкальный фильм. С одной стороны, несомненно, фильм-концерт, с другой – рассказ о том, как снимается шоу, а с третьей – исследование природы долголетия великой рок-группы. Прославленный М.Скорсезе всегда любил такую музыку, не случайно приложил руку к созданию легендарной документалки «Вудсток» (1970 г.), награжденной «Оскаром» и оставившей след в развитии кино. О представляемом фильме такого, на мой взгляд, не скажешь. Хотя снять выступление Rolling Stones в любом случае беспроигрышный вариант, тем более в формате IMAX (увы, у нас такого кинотеатра нет). 18 занятых операторов известны массой завоеванных регалий, включая «оскарные». Среди них – Р.Ричардсон («Авиатор»), Д.Толл («Храброе сердце»), Э.Любецки («Сонная лощина»), С.Драйбург («Пианино»), Р.Элсвит («Доброй ночи и удачи»)… Только вот развернуться им было негде. Известно, что Мик Джаггер, ко всему прочему кинопродюсер, хотел, чтобы съемки состоялись на бесплатном концерте на пляже в Рио-де-Жанейро, собирающем сотни тысяч неистовствующих зрителей. Вот это энергетика! Но Скорсезе пожелал интимной обстановки, устроившись среди гламура и знатной тусовки в нью-йоркском Beacon Theater 29 октября и 1 ноября 2006 года. Мне это действо больше напоминает корпоратив по поводу юбилея какой-нибудь громкой фирмы. И даже его открытие Биллом Клинтоном – в том же русле. Впрочем, признаюсь: я не фанат Rolling Stones. Да, держатся они здорово и публику много лет заводят, да, некоторые песни восхищают, но в творческом плане эта группа для меня отнюдь не «Биттлз» или Led Zeppelin. Более того, в предложенных декорациях «заживо мумифицированные «роллинги» наглядно демонстрируют, что есть хорошая старость (самому старшему из них на время концерта 65 лет). Но почему-то не завидно. Скорее обидно, что жизнь человеческая настолько безжалостна, кем бы ты ни был. Особенно на фоне вставленных в ткань ленты интервью прошлых лет. Акцент в них сделан на вопросе: «Долго ли вы протянете?» Первый фрагмент относился, очевидно, к 1964 году, спустя 2 года после создания ансамбля. По слухам, он был близок к распаду много раз, тем более что оснований для этого хватало. Менялся состав, участники начинали сольную деятельность, Джаггер и Ричардс годами не общались… Но затем выяснялось, что успешны эти парни-мужики-деды только под маркой Rolling Stones, и начинался очередной тур по стадионам. Среди впечатлений от их шоу всегда есть место такому: «Надо же, спиртное, табак, наркотики, несоблюдение режима, постоянное пребывание под электрическим напряжением – а двигаются, словно молодые. Это еще раз подтверждает и представляемый фильм, в котором Rolling Stones – фактически эстрадный оркестр с вокальной группой, что меня тоже не радует. В ленте звучит 18 песен – от Jumping Jack Flash до (I Can't Get No) Satisfaction. Причем подчеркивается, что «роллинги» до начала концерта не могли определиться с репертуаром, что ужасно напрягало Скорсезе и его группу. Если так было на самом деле – то это непрофессионализм, если придумано, дабы показать необузданный нрав музыкантов – то выставлены они довольно странно. Все же должны понимать, для чего выступают. Кстати, вели себя «роллинги» отнюдь не как бунтари, хотя порой и грубо ругались в микрофон. А уж от их «пусек» семье Клинтона и вовсе тошно. Однако хорошо, что такой фильм сняли. Для истории он, несомненно, пригодится. И красок в портрет группы добавит. А вот если бы я захотел представить Rolling Stones человеку, который плохо знаком с их творчеством, то поставил бы ему стадионный концерт. Во время съемок ленты от падения с большой высоты погиб известный продюсер, 83-летний Ахмед Эртеган по прозвищу Father of Rock and Roll. Ему и посвящен фильм. Честно говоря, даже немножко завидуешь такой смерти. Первый документальный фильм, открывший Берлинский МКФ. Номинация на премию Golden Reel за монтаж звука. Сборы в США $5,5 млн. Сборы в остальном мире $10,3 млн. Сборы в России $0,11 млн. Продажи в США на DVD $1 млн. Бюджет $7 млн. Рейтинг IMDb – 7,2/4798 голосов. **