Италия - это четыре моря и красивейшие горы, богатое культурное наследие, вино и кухня, признанная во всем мире, - в общем, сладкая жизнь да и только. Эта страна словно специально создана для туризма, и белорусы уже не первый год с удовольствием открывают для себя разные ее стороны. О том, какие тенденции продемонстрировало направление в нынешнем сезоне, рассказывает Светлана СКУДНАЯ, директор компании «Solemare».
- Светлана, расскажите, как туры в Италию продавались в этом году?
- Весь летний сезон по Италии сложился очень благополучно, я даже не могу выделить каких-то неудачных периодов. Очень хорошо продались и июньские, и июльские, и августовские, и сентябрьские туры. Чартерный рейс в Форли, который давал туристам возможность отдохнуть на Адриатическом побережье на курортах Римини, Риччионе, Милано-Мариттима или купить комбинированный тур, заполнялся очень успешно, намного легче, чем в прошлом году. Белорусов привлекают культурно-исторические достопримечательности Италии, поэтому значительная часть наших клиентов выбирает комбинированные туры, а те, кто предпочитает пляжный отдых, приобретают экскурсии во время отдыха на море.
Нельзя сказать, что для чартерных вылетов в Италию в этом году было характерно раннее бронирование. Клиенты с уже открытыми шенгенскими визами выжидали в надежде на горячие предложения. В итоге те, кто ждал до последнего, чартером так и не улетел - места на него были распроданы. Возможно, такая тактика была обусловлена тем, что на некоторых других направлениях в последний момент можно было улететь по очень привлекательной цене. Но в случае с Италией подобный расчет не оправдался. До начала сезона и в сезон хорошо продавались индивидуальные туры: и на собственном автомобиле, и авиатуры для тех, кто хотел отдохнуть на другом побережье - к примеру, Тирренском. Причем индивидуалы, как правило, также предпочитали комбинировать свои поездки с экскурсионной программой, в чем мы им с удовольствием способствовали. В целом, если оценивать соотношение групповых и индивидуальных туристов, то последних было порядка 80%.
- Регулярными рейсами белорусы в основном летают на экскурсионные программы?
- Вы знаете, экскурсионные туры могут начинаться в Римини, как происходит в случае с чартерной программой, и в Риме, куда летает прямой рейс «Белавиа», поэтому они действительно пользуются спросом, причем круглый год. Продолжительность их, как правило, не превышает 11 дней, а программы могут сильно варьироваться. Пользуется спросом и экскурсионная неделя в Риме. Тем не менее люди, предпочитающие регулярный перелет, не отказывают себе в удовольствии побывать и где-нибудь на побережье. В этом году хорошо продавалось побережье Ривьера де Улиссе между Римом и Неаполем, это всего 120 километров от столицы, так что трансфер стоит недорого, к тому же если турист хочет немного сэкономить, он без проблем может добраться до места отдыха на электричке. Также из Рима удобно летать на Силицию, куда в этом году отправилось много туристов, - я имею в виду сейчас не прямой перелет, а маршрут Минск - Рим - аэропорт Сицилии. На Сардинию в этом сезоне поехало ощутимо меньше клиентов, так как это направление все-таки довольно дорогое. Из Рима наши туристы также отправляются на тосканское побережье: курорты Виареджо, Лидо ди Камайоре. Кто-то предпочитает останавливаться в тусовочных местах с развитой инфраструктурой, а некоторые клиенты, наоборот, берут в аэропорту машину и посещают малознакомые города Тосканы, где можно увидеть типичную Италию и нет толп туристов.
- Клиенты вашей компании чаще предпочитают лететь в Италию из Минска или просят сделать тур с вылетом из другой страны?
- Иногда мы отправляем своих туристов из Вильнюса. Но это скорее исключение, чем правило, - к этому варианту мы прибегаем, только если рейс из Минска полностью раскуплен. Тогда мы предлагаем ближайший аэропорт с приемлемой ценовой политикой, чтобы затраты на дорогу в оба конца компенсировались дешевизной билета. Но в основном наши клиенты предпочитают вылетать все-таки из Минска, так как это более комфортно.
- Популярны ли среди индивидуальных туристов специализированные туры - шопинг или отдых на термальных источниках?
- У нас есть туристы, которые в Италии занимаются шопингом профессионально: закупают одежду для своих магазинов. Да и клиентов, которые просто хотят обновить свой гардероб в Италии, за последнее время стало несколько больше. В Милан также едет достаточно много людей с деловыми целями - там постоянно проводится много международных выставок.
На мой взгляд, не хуже, чем в Милане, шопинг в Риме, где хорошо представлены все основные марки, к тому же с культурно-исторической точки зрения столица все-таки интереснее.
Определенный круг клиентов предпочитает отдых на итальянских термальных курортах, особенно популярны остров Искья и курорт Абано Терме. Что касается отдыха на озерах, то он больше востребован среди туристов, путешествующих на собственном автомобиле.
Для желающих мы организуем этногастрономические туры, например, у нас есть групповой тур «Искусство и вино» с вылетом из Минска в Рим.
- А как распределяется интерес белорусских туристов между курортами Римини, Риччионе и Милано-Мариттима, куда летает чартерный рейс?
- Наиболее демократичный курорт из вышеперечисленных - это Римини, поэтому в целом туристов туда едет больше. Но если брать конкретно наших клиентов, то примерно в половине случаев они предпочитают Риччионе - более дорогой и камерный курорт, где море чище, а инфраструктура, с моей точки зрения, несколько интересней, чем в Римини. Что касается элитного курорта Мила- но-Мариттима, то белорусы отдыхают и здесь, но реже, чем на вышеназванных курортах, хотя наш опыт показывает, что интерес к этому курорту возрастает из года в год.
- Раз уж мы заговорили о ценах, расскажите подробнее, что с ними происходило в этом году.
Определенный рост цен, конечно, присутствует: на 2-5% увеличилась стоимость проживания, кроме того, несколько подорожал авиабилет. В принципе, на эти же суммы, не более, произошло и подорожание наших туров. Мы не стремимся сделать цены высокими, и поскольку наши туры хорошо продавались в этом году, можно говорить о том, что их стоимость удовлетворила клиентов. Да и в целом чувствуется, что покупательная способность белорусов выросла. В этом году наши клиенты бронировали в основном отели уровня 3 супер или 4 звезды, очень немногие туристы остановились на бюджетных вариантах. В принципе, наша компания никогда не специализировалась на бюджетных турах в Италию - на рынке достаточно других компаний, которые делают автобусные туры с отдыхом на Адриатике и экскурсионной программой. Наш клиент - это средний класс и выше, который готов платить за комфорт. Естественно, нас это радует.
- В нынешнем году белорусские компании впервые решились на прямой чартер до Сицилии, и это событие нельзя обойти вниманием.
Надо сказать, очень мало наших туристов ехало на Сицилию на такой непродолжительный срок - неделю. Этот остров богат достопримечательностями, можно многое увидеть, а наши туристы всегда были любознательными. К тому же там потрясающее море, отдыхать - одно удовольствие. Поэтому определенные сомнения по поводу чартерной программы, а именно ее продолжительности, у меня поначалу были, но в итоге и на недельный тур клиенты откликнулись с большим интересом. Это позволяет белорусским компаниям задуматься о планах на будущее.
- Как складывалась работа с итальянским посольством в этом году? Насколько мне известно, срок рассмотрения документов в консульстве был увеличен.
- Работа с посольством у нас всегда складывалась хорошо. У этого учреждения есть свои требования, и за многие годы работы мы привыкли, что если какие-то новые требования появляются, их нужно выполнять, а не устраивать дискуссии по этому поводу. Сроки устанавливаются для того, чтобы консульство могло проверить кандидата на визу: летом у него большой объем работы, много чернобыльских детей, так что увеличение времени рассмотрения документов в летний период было оправданно. К тому же, если в течение сезона были случаи, когда виза в самом деле требовалась срочно, посольство всегда шло нам навстречу. Насколько мне известно, в посольствах других стран срок рассмотрения документов в летний период также был увеличен.
- Какие тенденции в этом сезоне особенно заметны?
- В этом году стало значительно больше туристов с открытыми шенгенскими визами. Я уже упоминала об акции раннего бронирования - в начале сезона клиенты предпочли занять выжидательную позицию. Возможно, это произошло потому, что в прошлом году мы закрывали свои блоки с некоторым напряжением, поэтому туристы из своего опыта или опыта своих знакомых надеялись выиграть в цене. К тому же раннее бронирование туров в Италию не дает таких существенных скидок, как на турецком направлении, к примеру. Радует, что по групповым турам с нами начало работать больше агентств. Я благодарю всех, кто работал с нашей компанией в этом сезоне и планирует работать дальше. Мы надеемся, что и эти агентства, и их клиенты останутся довольны. А самая главная тенденция этого сезона - это, наверное, ровные и спокойные продажи направления.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ