Яна ШИДЛОВСКАЯ, фото Алеся САВИЦКОГО
Экстремальная жара этого лета обеспечила Нарочи постоянный поток туристов. В пятницу на трассе, ведущей из Минска, заметно оживление – всеобщее бегство из раскаленного города. Санаторные отдыхающие, безусловно, в этом потоке чувствуют себя VIP-клиентами: в стоимость путевки входят и гарантированное питание, и лечебные процедуры. А простые туристы столкнулись с курортом-призраком, где малочисленные рестораны и туалеты работают с перерывами, а обслуживающий персонал придерживается принципов советской эпохи. Жизнь здесь размеренна и однообразна, а после захода солнца и вовсе затихает. Проведенный на Нарочи день показал недостатки нашей курортной зоны.
Ищем жилье
Курортный поселок Нарочь на первый взгляд мало чем отличается от сотен других белорусских населенных пунктов. Однотипные блочные дома в несколько этажей, подстриженные газоны с незатейливыми композициями из цветов и камней, выкрашенные черно-белой краской обочины… Лишь немного погодя начинаешь замечать размеренный темп здешней жизни. Беззаботные отдыхающие появляются на улицах поселка во второй половине дня, когда спадает обеденный зной. Основу курорта составляют санатории. Так было в 70-е годы, когда на Нарочи шло активное строительство здравниц. Так и теперь, с той лишь разницей, что сегодня санатории вынуждены отчасти самостоятельно вести маркетинговую политику, обеспечивая себя клиентами. Спрос на санаторный отдых в летнее время особенно велик. Россияне – а поток российских отдыхающих идет в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и Смоленска – бронируют путевки еще зимой. В низкий сезон попасть в санаторий значительно проще, и цены, соответственно, имеют сезонные колебания, падая на 10-15%.
Тем не менее, пик туристской активности выпадает на три летних месяца. И туристы вынуждены искать альтернативные пути размещения. Проживание в отеле может позволить себе не каждый. Гостиницам труднее соревноваться с санаториями в цене, ведь последние освобождены от налога на добавленную стоимость, который составляет 20%. Этот налог учитывается при формировании цены на гостиничный номер, поэтому проживание в нем выходит дороже. Отельная база Нарочанского курорта невелика: тургостиница «Нарочь», которая расширяется за счет нового корпуса, несколько гостевых домиков и гостиница «Нарочь». Последняя этим летом закрыта на реконструкцию, но к следующему сезону должна превратиться в первый на курорте 3-звездочный отель с банкетными залами, spa-центром, рестораном на 100 мест и прочими услугами, соответствующими уровню «звездности». Государственной программой развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 годы, которая вскоре будет подписана, запланировано строительство еще трех отелей, но частных. Местные жители ждут изменений в надежде на новые рабочие места и более высокую заработную плату. Занятость населения здесь вопрос актуальный. В конце 80-х годов в Нарочанском курортном поселке насчитывалось всего триста человек, с тех пор его население выросло почти до пяти тысяч. В местной школе учится около 800 человек, но после окончания учебы молодежь здесь задерживается редко – в курортном поселке работу найти нелегко.
Этот летний сезон по посещаемости ставит рекорды, особенно в выходные дни, когда у берегов озера одновременно отдыхает 5-6 тысяч туристов. Как никогда активно в этом году работает частный сектор. По словам местных жителей, которые буквально «дежурят» у доски объявлений возле универмага в центре поселка, туристы готовы платить любые деньги, лишь бы не остаться на улице. Поэтому и цены по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое. Так, однокомнатная квартира в центре поселка обойдется в 30 долларов в сутки, трехкомнатная – в 50. На отдельные меблированные комнаты меньше спрос, поэтому и соответствующее предложение найти гораздо сложнее. Мне повезло: у доски объявлений появилась энергичная старушка.
– На сколько комнату снять хотите?
Как оказалось, брать клиента с пятницы на субботу невыгодно – одна ночь вылетает, ведь в субботу найти клиента уже не так просто. Неудобство компенсируют ценой.
– Вам, девушка, не повезло. В будний день я бы вам уступила комнату за 5 долларов, а так могу предложить только за 15.
На прощанье мне было велено не временить с ответом, ведь после обеда моя собеседница отключит телефон – звонкам, говорит она, не будет конца. Директора гостиниц негодуют: во-первых, конкуренция, во-вторых, состояние большинства квартир едва ли соответствует суммам, которые за них просят.
Курорт большой, а кушать негде
Ближе к обеду оказалось, что поесть на Нарочи так же непросто, как и найти жилье. В центре курортного поселка есть ресторан и три кафе, одно из которых вместе с гостиницей «Нарочь» закрыто на реконструкцию. В одном из кафе кухня в связи с жарой с 15.00 до 16.00 не работала. На дверях другого заведения общественного питания висела табличка «Сан. день». Дверь, тем не менее, была открыта. «Вы что, не видите – у нас санитарный час!» – злобно проговорила официантка. Когда он закончится, знал лишь появившийся из внутренних помещений администратор: «Приходите после шести». Обед в ресторане показался дорогим удовольствием, и такого мнения придерживались не только мы – в обеденное время залы роскошного здания пустовали. Большинство клиентов приходит сюда по вечерам, а по выходным все уже привыкли, что ресторан закрыт на спецобслуживание. «Отдых отдыхом, а жениться людям тоже надо», – приводит неоспоримый довод обслуживающий персонал. Пришлось идти в местный универмаг, где среди прочего ассортимента нашлись сосиски в тесте, беляши и чебуреки.
«Нам часто задают вопрос, когда будет решена проблема питания, – признается заместитель генерального директора НП «Нарочанский» по торговле общественным питанием Владимир Боровой. – Чтобы создать и развивать инфраструктуру, нужны большие финансовые вложения и, соответственно, клиент круглый год. А зимой на Нарочи отдыхает едва ли тысяча человек. Летом ресторанов не хватает, а зимой они приносят убытки. Так, в зимнее время в поселке работало два бара, выручка каждого из них не превышала 160 тысяч в день, а ведь содержать персонал надо и в зимнее время. Поскольку бары не окупались, их полностью содержала гостиница «Нарочь».
Получается замкнутый круг: нет клиента – нет инфраструктуры, и наоборот. Выйти из него, уверены в национальном парке, помогут частники, ведь курорту катастрофически не хватает маленьких ресторанов и кафе на пляжах. В то же время не стоит забывать, что от нехватки мест общественного питания страдают в основном туристы, приехавшие «дикарем». Санаторные клиенты вместе с путевкой получают и полноценное питание. Безусловно, обычный турист может воспользоваться кухней в любой из санаторных столовых. Правда, они начинают работу с 11 утра, а закрываются в полночь, поэтому возможность раннего завтрака сразу следует исключить. Туристы, которые останавливаются на ночлег на стоянке национального парка или в кемпинге, готовят самостоятельно, исходя из возможностей походной кухни. В частном секторе свои правила. Туристы покупают продукты в универмаге, на поселковом рынке, частично у местных жителей, и по старинке готовят дома.
С недавних пор Нарочь позиционирует себя как курорт, куда часто приезжают иностранные гости. За время пребывания в курортном поселке нам действительно повстречались туристы разных национальностей. Большая группа поляков, путешествующая на велосипедах по Беларуси, так и не смогла пообедать. Участникам велопохода пришлось обойтись мороженым и черникой по 9 тысяч за литр. А китайская молодежь тщетно пыталась снять квартиру, где могли разместиться сразу 11 человек. Гости из Израиля, восторгаясь нетронутой красотой здешних мест, отмечали нехватку информации на курорте, в том числе на английском языке.
Прочие услуги, а также их отсутствие
О том, что туристическая инфраструктура на Нарочи развита плохо, говорят давно и много. Желающим разнообразить свой отдых туристам здесь предлагают прокат лодок, катамаранов, с этого года появился частный велопрокат. Час езды на велосипеде в зависимости от марки стоит от 7 до 10 тысяч. Правда, как рассказала хозяйка десяти новых горников, услугой почему-то чаще пользуются россияне. Из развлечений на курорте – бильярд, казино до 2 часов ночи и дискотека до 4 утра. Еще можно отправиться по одному из экскурсионных маршрутов, разработанных в национальном парке. Выбор есть, но для курорта, претендующего на европейский уровень, небольшой.
Днем отдыхающие, безусловно, большую часть времени проводят на пляжах. Правда, купаться отваживаются не все – уже 20 лет на Нарочи существует проблема церкариоза, или «зуда купальщика». На озере много уток и лебедей, которые поражены церкариями. Они проникают в кожный покров человека во время купания, и через полчаса кожа краснеет, появляются жжение и зуд. Личинки живут в человеке всего несколько часов, но, погибая, оставляют неприятные сыпь и волдыри, которые исчезают в течение 7-10 дней, как раз к окончанию отпуска. На Нарочи, по словам биологов, сложились благоприятные условия для размножения церкарий: в озере много мелководья, и вода там хорошо прогревается. Центр по биоресурсам разработал целый ряд рекомендаций, чтобы снизить риск заражения церкариозом: камыши, где гнездятся птицы, в границах пляжа выкашивают, по берегам расставлены щиты с просьбой не кормить птиц. Правда, туристы иногда пренебрегают советом. И, сфотографировавшись на фоне белых лебедей, не оставляют их без угощения. Работники Центра периодически приезжают на Нарочь с проверкой и с сожалением отмечают, что рекомендациями пренебрегают не только туристы – в частности, пляжные берега скашиваются недостаточно хорошо. Заходить в воду первый раз страшновато. Мужества придают дети, беззаботно плескающиеся в воде у самого берега. Окунаться лучше всего с плавучих платформ, подальше от берега, где глубже и церкарий меньше. Правда, таких платформ на Нарочи пока лишь четыре. Находиться в воде советуют не больше пяти минут, что превращает купание не в удовольствие, а в наполненную опасениями спешку. Выйдя из воды, следует принять душ – душевые кабины с холодной водой есть практически на каждом пляже. После чего насухо вытереть кожу полотенцем. Для безмятежного отдыха на берегу это не очень удобно. К слову, проблема церкариоза существует во многих водоемах, в том числе и на популярных курортах. Конечно, построить бассейны при каждой здравнице будет весьма накладно, но плавучих платформ в скором времени, возможно, станет больше. Если же вернуться к вопросу о пляжной инфраструктуре, то мини-бары, волейбольные сетки и детские аттракционы есть только на нескольких пляжах.
«Сфера услуг на курорте развита плохо, – рассказывает начальник отдела маркетинга санатория «Приозерный» Алексей Шепетько. – Однако не стоит упрекать в этом один лишь национальный парк. Он не должен активно развивать туристическую отрасль, ведь его задача – охрана природы. Поэтому из 500 сотрудников нацпарка в отделе туризма работает всего лишь три человека. Здесь нужна более открытая политика местных властей, национального парка и госструктур, чтобы привлечь в регион частные инвестиции. Нужно развивать берега не только Нарочи, но и близлежащих озер. Кроме того, очень важно, чтобы все туристические объекты выступали единым комплексом. Например, Паланга на все международные выставки выезжает одним блоком, создавая привлекательность курорта в целом». Пока же курорт представляет собой 14 отдельных здравниц, территории которых одним маршрутом связывает мини-трактор «Беларусь» с прицепными вагончиками. Это единственный транспорт внутри курорта, курсирующий каждый час. С большим наплывом туристов на курорте ощутили и проблему парковки. Движение в курортном поселке не перекрывается, поэтому наряду с велосипедистами по узким дорогам ездят и машины. В курортной зоне оборудовано два автокемпинга, но работают они с убытками – один в этом году даже пришлось закрыть. Туристы предпочитают оставлять машины на обочине, пояснили в национальном парке, поэтому при тысячном потоке туристов на кемпинге может стоять всего несколько машин.
P.S. Что ждет курорт в ближайшие пять лет?
По расчетам экологов, Нарочь может выдержать до 70 тысяч туристов в год. Это дало повод утверждать, что курортная зона не справляется со все растущим потоком туристов. Инфраструктуры не хватает, а природе наносится урон. Ограничить поток туристов на Нарочь уже не удастся – об этом говорит и сумма в 430 миллиардов белорусских рублей, которую выделят на расширение туристических услуг. Государственная программа развития Нарочанского региона рассчитана на 2011-2015 годы. За эти пять лет курортная зона должна существенно преобразиться – появятся новые гостиницы, кемпинги, рестораны, гостевые домики и сельские усадьбы. Безусловно, без инвестиций здесь не обойтись – работа по поиску инвесторов уже началась. Кстати, последним на проекты по обустройству курортной зоны будут предоставлены налоговые льготы. Программой предусмотрено развитие не только Нарочи, но и других озер и расположенных возле них населенных пунктов. Поэтому в проекте территория курортной зоны Нарочанского региона расширена до 90 тысяч га, а это 45% от общей площади Мядельского района. Кроме того, будет улучшено транспортное сообщение с курортной зоной – в планах проекта создание скоростной автомагистрали. Работа над проектом уже началась. Так, некоторые санатории стремятся получить лицензию на туристическую деятельность, чтобы ввести в перечень услуг экскурсионное обслуживание. Отдыхающим будут доступны спа-центры, грязелечебницы, бассейны. Номерной фонд в гостиницах и санаториях увеличится за счет строительства новых корпусов. Основные же работы начнутся, когда закончится летний сезон: на реконструкцию закроются все расположенные в поселке кафе, чтобы в обновленном виде приступить к работе в следующем году. В курортной зоне ждут грядущих изменений, ведь с появлением инвесторов появятся и конкуренция, борьба за туриста, и, соответственно, улучшение качества отдыха. На курорте должен быть выбор отдыха на любой вкус, альтернатива. Увы, на Нарочи ее пока нет. Значит, и курорта пока тоже нет.