The Ghost Writer, Германия – Франция – Великобритания, 2010, 128 мин. PG-13. Реж. Роман Поланский («Тэсс», «Ребенок Розмари»); в рол.: Юэн Макгрегор (Призрак), Пирс Броснан (Адам Лэнг), Оливия Уильямс (Руфь Лэнг), Ким Кэтролл (Амелия Блай), Тимоти Хаттон (Сидни Кролл), Том Уилкинсон (Пол Эмметт), Джеймс Белуши (Джон Мэддокс), Эли Уоллак
Жанр. Остросюжетная политическая драма с элементами производственной трагикомедии, триллера и социальной сатиры. Причем приметы конкретного жанра доминируют в тот или иной момент фильма, довольно органично сменяя друг друга и внося интригу даже в заведомо спокойные сцены. А еще картину относят к стилистике нео-нуара, коей присущ акцент на материальном и телесном.
Первоисточник. Фильм поставлен по роману «The Ghost» (2007 г.) британца Роберта Харриса (род. 7.3.1957). Он успешный литератор, востребованный кинематографом и ТВ. Среди лент, созданных по произведениям Харриса, «Энигма», «Фатерлянд» и «Архангел». Он уже 22 года является мужем писательницы Джил Хорнби. У них четверо детей.
Термин. «Писатель-призрак» – так в англоязычных странах называют литераторов, нанимаемых сочинять вместо заявленных на обложке авторов либо приводить в художественный порядок чужие воспоминания, как в представляемом фильме. У нас более распространен термин «литературный негр», вошедший в обиход в XIX веке во Франции, где, как известно, творчество А.Дюма-отца, например, было «командным».
Персона. Чего греха таить, дополнительной рекламой «Призраку» стал грандиозный международный скандал, связанный с режиссером Полански (род. 18.8.1933), после того как в сентябре 2009 г. он был арестован в Швейцарии по ордеру, выданному в США за преступную близость с 13-летней моделью, случившуюся еще в 1978 году. На защиту мэтра встали и политики, и мастера кино, и даже его жертва, но уголовное дело не закрыто – более того, постепенно открываются новые прегрешения Романа. Однако 12 июля власти Швейцарии отказали правительству США в его экстрадиции и освободили режиссера из-под домашнего ареста. Жаль, что Полански едва ли возьмется за экранизацию собственной биографии. Это могло бы стать захватывающим зрелищем.
Просто, но со вкусом. Снимаю шляпу перед Павлом Эдельманом («Катынь», «Рэй»), представителем блистательной польской операторской школы, номинантом на «Оскар» за «Пианиста». «Призрак» снят без броских приемов, даже старомодно, но так, что завораживает. Нынче редко столь тщательно подходят к выстраиванию кадра, надеясь на технологии. Это наполняет события ленты внутренней энергетикой, интуитивной интригой, и понимаешь, что тебя как зрителя хотят не заманить броской наживкой, а познакомить с полноценной историей.
О сюжете. Будете удивлены, но фильм со слоганом «Его работа – твоя биография» и практически постоянным присутствием на экране популярного Ю.Макгрегора в роли безымянного литературного негра, для меня прежде всего политический. А главный герой – скорее изысканный отвлекающий маневр. Больно уж мало мы узнаем о Призраке по ходу фильма. Почти аналогичной могла быть значимость некоего домашнего зверька, на которого постоянно обращают внимание реальные персонажи. Впрочем, это отнюдь не универсальная точка зрения, а замешанная на присущем мне интересе к политике. Тем более в столь тонких мотивах, как отношения, несомненно, братских народов США и Великобритании, которые если бы догадались о возможности создания союзного государства, уже бы в нем жили. При СССР мы эти страны и нашими союзниками называли, и усердно готовились к войне с ними же, видя в носителях английского языка главную угрозу миру. Только кажущийся нам единым блок на самом деле полон противоречий. Судя по «Призраку», ощущая их, более прожженные Штаты взращивают и доводят до готовности лидера Великобритании – человека недалекого, но очень им удобного… Информация об этой акции становится известной писателю-призраку, призванному заменить расставшегося с жизнью коллегу. Несмотря на важность заказа и полную занятость им, наш герой находит время и на расследование, и на шуры-муры с женой босса. И все это происходит в столь особенных условиях, с таким количеством нюансов, что запросто увлекает даже тех, кто далек от политики и априори не считает фильм антиамериканским. Замечу, что невольные ассоциации с Тони Блэром некорректны.
Модернизация. Пожилой мэтр Полански с заметным удовольствием вплетает в ткань фильма разного рода технические новации. А бортовой компьютер BMW и вовсе фактически стал одним из героев ленты, хотя это и попахивает откровенной рекламой…
География. В Германии съемки проводились в Берлине, Пенемюнде (месте, известном своим ракетным полигоном), северном острове Зюльт (обладает необычной формой береговой линии, особой флорой-фауной, а также местным диалектом, поддерживающимся особым законом) и расположенном напротив устья Одера острове Узедом, на котором в свое время были концлагерь и производство ракет «Фау». В штате Массачусетс (США) съемки велись в Провинстауне (здесь целенаправленно селятся гомосексуалисты, что привлекает массу туристов), курорте Уэлфлит (куда заманивают устрицами) и Бурне. Съемочная группа не обошла вниманием также Лондон и датский остров Рёмё в Северном море (пляжные сцены).
Прочая информация. Музыка А.Деспла («Бесподобный мистер Фокс»). Премия «Серебряный медведь» Роману Полански на МКФ в Берлине. Сборы в США $15,5 млн. Сборы в остальном мире $33,7 млн. Бюджет $45 млн. Рейтинг IMDb – 7,7/14110 голосов. В карьере Полански это 6-й результат из 29. ***
Смотрите в кинотеатрах Минска с 5 августа