Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ,
Карловы Вары, специально для «ТиО», фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО
В Карловых Варах завершились сразу два посвященных туризму кинофестиваля: 46-й Международный кинофестиваль туристических фильмов Tourfilm (между прочим, старейший в мире) и 20-й кинофестиваль Tour Region Film – в нем принимают участие фильмы из Чехии и о Чехии.
Если собственно чешский кинофестиваль нам может быть интересен в плане заимствования опыта – как продвигать внутренний туризм на внутреннем же рынке, где конкуренция за каждого путешественника весьма высока (чехи очень любят свой край и не устают его познавать), то международный кинофестиваль интересен еще и возможностью продвигать собственный туристический продукт – в надежде привлечь избалованного и много уже повидавшего путешественника в нашу Синеокую.
Фильмы на международном туристическом кинофестивале соревнуются в четырех категориях: 1) видео и фильмы продолжительностью не дольше 30 минут, представляющие страны, национальные агентства по туризму, регионы и города, коммерческий туризм, 2) видео и фильмы продолжительностью не более 3 минут (фактически – рекламные ролики), 3) документальные и публицистические фильмы продолжительностью не более 60 минут, 4) мультимедиа – вебсайты, касающиеся туризма и путешествий.
В этом году фестиваль был особенно представительным: в нем принимали участие 747 фильмов и мультимедиа из 132 стран мира. Беларусь участвовала в конкурсе рекламных роликов с трехминутным фильмом на английском языке «Мирский замок». Но наград не снискала (может быть, потому, что страну замков, каковой вполне справедливо позиционирует себя Чехия, трудно удивить еще одним?). Хотя, на мой (конечно, пристрастный и субъективный) взгляд, и участие в таком фестивале – уже хорошо. По крайней мере, когда я в мае звонила в Министерство спорта и туризма и Национальное агентство по туризму по поводу белорусского участия в фестивале, мне ответили: «Не планируем». Тем приятнее было обнаружить фильм из нашей страны в программе.
Главной темой фестиваля в этом году была Бразилия и Амазонка, а главной звездой – Селин Кусто, внучка Жака-Ива Кусто (один из изобретателей акваланга и человек, первым в мире снявший цветной фильм под водой, мне кажется, не нуждается в особых представлениях).
Селин Кусто продолжает дело деда и отца, снимая фильмы о жизни океана. Два года назад в честь столетия деда она основала фонд «Вдохновение океана» (Ocean Inspiration). Снятый с отцом Жан-Мишелем Кусто фильм «Приключения в океане» (Ocean Adventure) о тропических лесах Бразилии и бассейне Амазонки во многом изменил ее взгляд на жизнь и природу. С тех пор она активно занимается вопросами охраны окружающей среды, особенно в бассейне Амазонки. Так что приглашение ее на фестиваль с главной бразильской темой – вполне закономерно.
На фестивале Селин Кусто вручили приз «За достижения всей жизни», она при этом выглядела растроганной и немного растерянной: «Я полагаю, что у меня впереди еще вся жизнь и я еще многое сумею сделать». На мой вопрос о том, что для нее фамилия – помощь или бремя, она сказала: «Мое имя – не бремя для меня, конечно, нет. Из-за того, что я – Кусто, мне открыты все двери, и люди изначально мне доверяют. Многие еще прекрасно помнят, что делал мой дед, и часто говорят: «Я вырос на фильмах вашего деда». Но, конечно, я осознаю, что я другая, я взрослый человек с собственными амбициями и собственной жизнью. И я занимаюсь своим собственным делом».
Если же вернуться к туристическому кинофестивалю, то мероприятие это, как мне показалось, прежде всего просветительское.
В отличие от старшего брата, Карловарского международного кинофестиваля, который проходит летом и собирает десятки тысяч поклонников со всей страны, на туристическом кинофестивале ажиотажа не наблюдается. Это минус. Зато вход на все просмотры и другие мероприятия – бесплатный, и это, согласитесь, плюс. В этом своеобразном клубе кинопутешественников за один день можно увидеть весь мир. К тому же фестиваль широко освещается в чешских СМИ. По радио в режиме нон-стоп идут прямые трансляции встреч с известными чешскими путешественниками, этнографами и знаменитыми своими приключениями звездами кино и эстрады (конечно, чешской).
На фестивале много говорили о важности рекламных роликов для привлечения туристов и о важности слоганов – в идеале, говорят специалисты чешского турбизнеса (а им можно доверять – они многого добились), у каждой достопримечательности, мечтающей, чтобы ее посетили, должен быть свой слоган, отличающий ее от других. Придумать такой, как мне кажется, очень непросто.
Гран-при 46-го Международного кинофестиваля туристических фильмов в Карловых Варах Tourfilm получил ирландский фильм «Встретимся в Дублине» (Meet in Dublin) продолжительностью 3 минуты 40 секунд. Поверьте, после просмотра этого фильма хочется срочно купить билет и улететь в этот славный город. Хотя я там была, но тот город, который показали в фильме, практически не узнала. Реальный Дублин, который, я помню, был чудесным милым городком и про который хочется сказать «ничего особенного», а одной из главных его достопримечательностей считался старинный паб, где, отдавая дань своим ирландским корням, среди других любителей потягивал пиво и бывший президент США Джон Ф. Кеннеди. На экране же я увидела динамичный молодой город, устремленный в будущее, но не забывающий о корнях. И только одно предложение напомнило мне о Дублине, который я помню: «Здесь все в пятиминутной доступности». Выдохнула с облегчением – город не стал больше с тех пор, как я в нем была. Но ведь такие фильмы снимаются как раз для того, чтобы у человека, их посмотревшего, на эмоциональном уровне (разум отдыхает) возникло страстное желание купить билет и увидеть все собственными глазами. Так что Беларуси нужно в таких конкурсах участвовать. Если мы, конечно, хотим привлекать избалованных иностранных туристов. Так что, надеюсь, до новой встречи в Карловых Варах!