Хитоши ТАНАКА, фото автора
Я студент из Японии, учусь в институте журналистики БГУ и сейчас прохожу практику в газете «Туризм и отдых».
На днях мне дали интересное задание: под видом иностранного туриста сходить в Информационно-туристский центр «Минск», расспросить сотрудников центра о том, как добраться до гостиницы, о достопримечательностях Минска, а потом описать свои впечатления в статье.
У меня была только одна записка с адресом информационно-туристского центра – это был мой ключ к выполнению задания.
Свой эксперимент я решил начать с расспроса прохожих о том, где же находится туристский центр (точный адрес – ул. Революционная, 13).
Но у кого лучше всего спрашивать? Я вспомнил наказ своего японского преподавателя русского языка. Когда мы с ним гуляли по Москве, он советовал: «Дорогу в России лучше всего спрашивать у тетушек или бабушек. Они всегда отвечают любезно!»
Кстати, и у нас в Японии говорят, что с подобными вопросами лучше всего обращаться к пожилым женщинам. А еще – к влюбленной паре, которая выглядит счастливой!
Итак, я на железнодорожном вокзале в Минске с большим чемоданом. Начинаю опрос прохожих, в основном тетенек и бабушек, показывая адрес туристского центра. Пытаюсь узнать, как доехать до нужного места. Увы, никто дороги не знает.
Тут мне попались две молодые женщины, которые сидели на скамейке и о чем-то разговаривали. Одна сказала: «Это около станции метро «Немига». Я тебе нарисую карту!».И на обратной стороне записки действительно нарисовала дорогу от станции метро «Немига» до улицы Революционной. Я подумал: «Да-а, японцы тоже любезно подсказывают иностранцам дорогу, но вряд ли стали бы так подробно рисовать карту».
Поблагодарив добрых женщин за помощь, я сразу отправился на метро – от «Площади Ленина» на «Немигу».
Имея проездной билет на месяц, я с чемоданом спокойно пошел через вход на платформы. Но меня остановил контролер, заявив: «Вам необходимо купить жетон за чемодан, с таким большим чемоданом нужен еще один жетон». Честно говоря, впервые узнал об этих правилах, хотя живу в Минске уже года два.
На Революционной, опрашивая прохожих, я, наконец, добрался до цели.
Войдя в комнату с табличкой «Информационно-туристский центр «Минск», я застенчиво спросил у работников, которые пристально посмотрели на меня: «Можно обратиться?» Одна девушка ответила: «Да, пожалуйста».
Сначала я попросил ее пристроить меня в самую дешевую гостиницу в центре Минска. Она предложила дешевый отель, но комната была на несколько человек. Вежливо отказавшись, я попросил искать комнату на одного.
Поискав по интернету, обзвонив несколько гостиниц, она сказала: «Пока самый дешевый вариант за одну ночевку – 67 долларов. Гостиница находится недалеко от станции метро «Партизанская». А в других дешевых гостиницах номера заняты».
Я со вздохом кивнул: «Хорошо», но она вдруг сказала: «Подождите, может, еще что-нибудь поищем!»
Девушка деловито стала рассматривать что-то вроде гостиничного справочника, попутно обсуждая проблему с коллегами. Видно было, что раз уж она берется за дело, то не бросает его.
И настойчивая сотрудница предложила такой вариант: «Недалеко отсюда, на Революционной, 16, есть гостиница, ночевка – 50 долларов». Честно говоря, этот вариант понравился мне больше, хотя дешевым его тоже не назовешь.
Далее я стал засыпать ее вопросами: «Слышал, что у вас есть достопримечательности, связанные с Японией, – Сендайский сквер и памятник «Колокол» из церкви города Нагасаки. И еще хотелось бы попробовать суши в Минске!» Девушка знала и Сендайский сквер, и суши-рестораны, но не понимала, что такое «Колокол из Нагасаки». Но тут на помощь пришла коллега: «Это возле Красного костела, рядом с торговым центром «Столица!»
И тут парень, сотрудник центра, тихо положил на стол передо мной карты и путеводители по Минску.
Отмечая на карте места, которые я хотел посетить, сотрудница информационно-туристского центра подробно объясняла мне, как добраться: «Сначала вы идете по этой улице в гостиницу, оттуда можно пешком дойти до Красного костела, где есть колокол из Нагасаки, потом – в Сендайский сквер…». Таким образом, мой туристский маршрут был готов.
Уже прощаясь, я задал девушке последний вопрос: «Самая известная достопримечательность в Минске – это что?» Она сразу сказала: «Старый Минск – Троицкое предместье».
Я попытался поблагодарить ее и уйти, но она воскликнула: «Подождите, подберем для вас еще что-нибудь!»
И все сотрудники очень серьезно стали обсуждать: «Театр… музей… парк…»
Да-а, эта девушка, если берется за дело, то не бросает его.
Обсудив все вопросы с коллегами, настойчивая девушка предложила мне посетить Троицкое предместье, Театр оперы и балета, Площадь свободы, Площадь Победы, Национальную библиотеку и еще много всего.
Тут она протянула мне лежавшие на столе карты, путеводители и даже сувениры.
Я удивленно спросил: «Это все мне? Бесплатно?»
Она ответила: «Да-да».
Я сказал: «Большое спасибо!» Тогда она, наконец, улыбнулась: «Пожалуйста!»
Благодарно поклонившись, я с улыбкой попрощался с сотрудниками офиса. Я был очень доволен их сердечным обслуживанием. По правде говоря, вначале я был несколько смущен их серьезным отношением, потом чуть-чуть насмешен горячим обсуждением моей «проблемы», но, в конце концов, восхищен отношением к своему делу.
Позволю себе небольшое наблюдение. Насколько я понимаю, белорусские и русские сотрудники различных учреждений не привыкли улыбаться так часто, как, например, японские и американские. Японские служащие должны постоянно улыбаться посетителям. У нас даже есть такая поговорка: «Гость – это Бог»!
А белорусские почти никогда не улыбаются. Возможно, это тоже хорошо, потому что, когда они все-таки улыбаются, их улыбка получается такой искренней. Именно поэтому, когда в Беларуси мне кто-нибудь улыбается (что бывает редко!), я всегда бываю очень рад!
А в остальном я уверен, что сотрудники информационно-туристского центра помогают каждому, кто к ним обращается, потому что в ходе своего маленького эксперимента я увидел в них и усердие к работе, и любовь к Минску.