Кто был первым туристом в мире? Наверное, Одиссей, скажете вы. Но, вероятно, он стал путешественником поневоле, а отнюдь не ради собственного удовольствия. Как известно, этот человек из античности отправился в далекое странствие по Средиземному морю не в поисках достопримечательностей и приключений, а чтобы просто вернуться домой. Однако с тех пор одиссеей стали именовать любое долгое странствие.
А что есть туризм? Это странствия по миру в поисках того, чего нет в том месте, где ты постоянно обитаешь. Прошли тысячелетия, прежде чем из завоеваний стран, исследований материков и кругосветных плаваний родились современный туризм и индустрия отдыха. Курорты, чартеры, "звездные" отели в Европе появились не так давно, но на десятилетия раньше, чем в Беларуси. Современный туризм в нашей стране легко проследить по подшивке "Туризма и отдыха". А вот как все было во времена оные...
... в античности.и Cредневековье
Не в Древней ли Греции появились первые гостиницы? Во всяком случае, точно известно, что именно там, в Олимпии, во время проведения национальных спортивных состязаний сооружали дома для ночевки и отдыха приезжих атлетов и болельщиков. Гостиничный бизнес в государственных масштабах развился в Риме: "отели" располагались вдоль дорог империи на расстоянии одного дня езды на лошади. Кто знает, не в Риме ли и Греции нужно искать также истоки инсентиви образовательных туров? Потому что именно сюда отправляли зажиточные римляне своих чад за наукой. Так же, как позже английские, белорусские аристократы посылали детей в Италию - набираться ума-разума. Конечно, каждое такое путешествие было сродни современным индивидуальным турам - не многие могли себе такое удовольствие позволить.
Потом наступили Cредние века. Христианские проповедники поначалу бороздили Средиземноморье, как нынче министры иностранных дел и бизнесмены совершают вояжи в разные страны, чтобы найти единомышленников. Одновременно они прокладывали будущие туристические тропы: толпы народа из Европы, Азии и Африки по следам миссионеров пойдут в качестве паломников на Святую Землю. Паломничество в Иерусалим - может, вообще первый прецедент выездного организованного туризма европейцев. Туры в Израиль не прекращаются по сей день...
Из белорусов первой "туристкой", таким образом, придется признать Евфросинию Полоцкую. В 1167 году она отправилась из Полоцка в Иерусалим вместе с братом Давидом и сестрой Евпраксией. По дороге полочане посетили византийскую столицу Константинополь (теперь Стамбул-, а в Иерусалиме, принадлежавшем крестоносцам, остановились в монастыре Святой Богородицы. Добавлю, что монастыри очень часто в древности исполняли роль своеобразных гостиниц для путников - истинный христианин обязан приютить странника.
В 1583-1584 годах по следам Евфросинии, к тому времени уже причисленной к лику святых, прошелся, проехал и проплыл другой наш соотечественник - князь Николай Христофор Радзивилл Сиротка. Он побывал, кроме Святой Земли, на Крите, Кипре, в Сирии, Ливане и Египте. Возможно, он первый, кто вообще проложил путь из Беларуси в ныне столь востребованные туристами средиземноморские страны. А по возвращении домой начал строительство в Несвиже ренессансного города и замка, которые теперь представляют нашу страну в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО и привлекают к Беларуси внимание путешественников из других уголков планеты. К слову, реконструкцию Несвижа Радзивилл начал неслучайно - вероятно, на это его вдохновило другое путешествие - в Италию, а также во Францию, Австрию и Германию. Впрочем, еще раньше путь в Западную Европу проложил, пожалуй, самый известный белорус эпохи Средневековья - Франциск Скорина из Полоцка. Но о его странствиях от берегов Двины до самой Италии, пожалуй, знает каждый школьник - прописные истины повторять не будем. Однако выезжали белорусы из родного края в глубокой древности все же редко. Большинство сидело в своих деревянных хатах, и лишь богатые магнаты могли позволить себе путешествие за границу.
...в XIX веке
А потом началась великая туристическая революция. И длится вот уже двести лет. В начале XIX века случились большие перемены в экономике Европы, которые и предоставили возможность путешествия по миру не только богатым и знатным, но и почти каждому человеку. Сначала появились пароходы, затем они стали курсировать между Старым и Новым Светом. Потом в Швейцарии, затем в Германии открылись гостиницы, пришедшие на смену постоялым дворам Средневековья. В 1854 году только в одной Англии насчитывалось 8 тысяч гостиниц! Вместе с тем, спустя два тысячелетия после Древней Греции, в Европе начинают открываться курорты минеральных вод: первые - в Германии. В Германии же происходит, пожалуй, самое важное событие - в 1873 году всем трудящимся государство гарантирует отпуск.
Элита уже к тому времени отдыхала на французской и итальянской Ривьере, осваивала пляжи Египта, Греции. Но вот в 1841 году англичанин Томас Кук (не путать с тем, которого съели папуасы- основывает первую туристическую компанию, ориентированную на широкие слои общества. Сначала Кук предлагает путешествие на поезде с завтраками, включенными в стоимость проезда. Конечно, это было бы невозможно без очередного новшества - появления железной дороги. Кук идет дальше: начинает отправлять туристов с Альбиона на материковую Европу, организует поездки в США и из Штатов в Англию, первые из которых датируются 1865-1866 годами.
Уже в 1862 году, то есть спустя год после отмены крепостного права и за год до восстания под руководством Калиновского (!-, в Англии выходит из-под печатного станка первый каталог с описанием турпоездок, представвленных на тамошнем рынке. В 1863 году бюро путешествий открывается в немецком Бреслау (ныне польский Вроцлав-: здесь активно распространялись путевки на круизные лайнеры - они были уже в те времена!
Туристические агентства росли как грибы после дождя во Франции, Италии, Швейцарии, в 1885 году первый офис турфирмы появился в Санкт-Петербурге. Если иметь в виду, что наши земли тогда входили в состав России, то, вероятно, через Питер могли отправляться в зарубежные вояжи и наши земляки. В то же время Владислав Сырокомля пишет первый путеводитель по нашим родным просторам - "Путешествия по моим бывшим околицам". Граф Константин Тышкевич издает справочник "Вилия и ее берега", описывающий достопримечательности вдоль реки от ее истоков до устья по материалам экспедиции, организованной самим автором. Однако собственно в нашем отечестве туристические маршруты почти не развиваются. Да, краеведы исследуют местные древности, стучат колесами поезда, но индустрия путешествий так и не становится фактом и фактором жизни патриархального белорусского общества. Слишком мало людей могли себе позволить оторваться от "сах_ _ касы" и отдыхать даже в пределах собственной страны.
Между тем на Западе в конце 80-х годов XIX столетия начинается покорение неба первыми самолетами. Регулярные гражданские рейсы организует немецкая компания, позже ставшая известной как Lufthansa. В начале ХХ века в жизнь многих городов Европы и Северной Америки как обычное транспортное средство входят автобусы. Удивительно, если вспомнить, что для Минска в 1929 году пуск трамвая был огромным событием. Но еще более поразительно, что метро впервые появилось еще в 1863 году в Лондоне, а в 1896 году поезда уже бегали под мостовыми в Будапеште - первом городе континентальной Европы, где была проложена подземка.
Итак, рубеж двух веков - время распространения всех современных видов транспорта, без которых путешествия между странами и внутри стран не стали бы столь массовыми, как в наши дни. В 1912 году случается и самая знаковая катастрофа в истории туризма - крушение лайнера "Титаник". Путешествия, однако, не становятся менее популярными.
...между мировыми войнами
В мирные годы туристические компании западных стран проводили первые конгрессы, объединялись в союзы. В 1925 году возникает Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма, в 1927-м - конгресс туристских организаций, в 1930-м - союз организаций и пропаганды туризма, в 1969-м преобразованный во Всемирную туристскую организацию. Обратите внимание, что в 20-30-е годы выражение "пропаганда туризма" звучало примерно так же, как "пропаганда здорового образа жизни": путешествия и отдых были в новинку. И все же именно в это время возрождаются паломнические, а вслед за ними приходят экскурсионные туры на Святую Землю, в Грецию.
Что происходило в это время в Беларуси? В одной ее половине, советской, практически не было возможности выехать за рубеж, а иностранцы были редкими гостями, за которыми следовали агенты ГПУ-НКВД. В Западной Беларуси, бывшей частью Польши, зажиточные крестьяне, горожане, не говоря о "сливках" общества, выезжали в разные страны. Есть сведения, что популярностью пользовались горнолыжные курорты в подконтрольной Польше Западной Украине. А собственно у нас самым известным курортом считался Браслав с его озерами: летом здесь процветал пляжный отдых, катание на яхтах, оформлялась вполне современная инфраструктура гостиниц, ресторанов, кафе. Все было почти как сейчас. Даже издавались путеводители.
Но самой туристической страной Европы к середине ХХ столетия стала: гитлеровская Германия, где в 1933 году был создан комитет по туризму, подчиненный министру народного просвещения и пропаганды Геббельсу. И вот результат: в 1934 году немцы совершили более двух миллионов турпоездок, а в 1938-м - в пять раз больше. Дело, конечно, не столько в принудиловке, а в возможностях: в Германии уже были развиты и значительно усовершенствованы пути сообщений, а турфирмы, как мы уже знаем, появились задолго до установления фашистской диктатуры.
...в конце ХХ столетия
Действительно массовым туризм становится в 50-60-е годы ХХ века. В 50-е годы американцы буквально наводнили Европу - примерно как нынче японцы и китайцы. Строительство гостиниц шло полным ходом. В 60-70-е годы европейцы проводят отпуск чаще не дома, а за границей. И опять впереди всех идет Германия (ФРГ-: в 1960 году почти треть населения страны отправилась в путешествия, а в конце 80-х - уже три четверти. Европейцы, впрочем, почти всегда отдыхали на своем континенте, на средиземноморских курортах, известных сегодня и белорусам, - в Испании, Италии, Греции. Однако Северная Африка и Ближний Восток со своими пляжами в последние годы ХХ века становятся конкурентами, а сегодня и лидерами по приему отдыхающих. Но по въездному и выездному туризму страны Запада сохраняют равновесие до сих пор: у них нет диспропорции между собственными гражданами, проводящими отпуск за границей, и гостями из-за рубежа. Объяснение этому простое: в Европе туризм начал развиваться с тех пор, как были изобретены новые транспортные средства и такие пионеры, как Кук, взялись за профессиональную организацию путешествий параллельно внутри своих стран и за их пределами.
В 90-е годы Беларусь вместе с рыночной экономикой позаимствовала у Запада современную туристическую индустрию (не без посредничества более продвинутой Москвы-. То, к чему шел цивилизованный мир веками, мы освоили за считанные годы. Продавать экзотику на внутреннем рынке мы научились. Теперь главная наша задача - достойно представить себя в мире и привлечь внимание туристов к собственным достопримечательностям и курортам.