Специалисты турбизнеса неоднозначно оценивают ситуацию на этом направлении
В начале июня в прессе появлялись сообщения о том, что в Крыму ожидают 30%-ный рост турпотока. Сложно сказать, оправдаются ли эти оптимистичные прогнозы – во всяком случае ситуацию на белорусском рынке можно назвать противоречивой. Некоторые компании говорят о существенном увеличении спроса на этом направлении и значительной глубине продаж, в других турфирмах, напротив, оценивают сезон довольно негативно.
«По сравнению с предыдущим годом спрос на Крым заметно увеличился. Сейчас у нас проданы все туры до 15–20 августа. Но, в общем-то, нельзя сказать, что это особенность исключительно крымского направления: этот сезон, по моим наблюдениям, в принципе несколько лучше предыдущего, – рассказывает директор компании «Алые паруса» Татьяна Монич. – Еще одна причина хороших продаж, как ни парадоксально, - жаркая погода в Беларуси: многолетние наблюдения показывают, что как только у нас начинаются дожди, туристы почти перестают интересоваться отдыхом, а в солнечную погоду на нас обрушивается шквал звонков. Кстати, я не так давно вернулась из Крыма, и могу сказать, что по сравнению с прошлым годом он заполнен намного больше».
О повышенном интересе к крымским программам и внушительной глубине продаж говорит также специалист по туризму компании «Таврика Тур» Лидия Смирнова: «В этом сезоне наблюдается ощутимый рост спроса на Крым, количество туристов значительно увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Причем туры активно бронировались еще в апреле, во время туристической выставки и даже до ее начала. Специфика этого года – интерес к более дорогим крымским программам».
Действительно, Крым в последнее время интересен не только экономным туристам: курорты автономной республики активно развивают инфраструктуру, могут предложить отдых на любой вкус и кошелек и постепенно приобретают верных поклонников среди обеспеченных туристов. «Уже в прошлом году наблюдалось смещение интереса туристов в сторону более дорогих и комфортных предложений, а в нынешнем сезоне эта тенденция ярко выражена, – говорит Татьяна Монич. – Инфраструктура крымских курортов стремительно развивается, совершенствуется сервис. Например, некоторые здравницы в этом году организовали бесплатный автобус, который может отвезти желающих на другие пляжи курорта. Во многих пансионатах появляются новые бассейны и кафе. Более 30% туристов, выбирающих крымские программы, – наши постоянные клиенты, причем в это число не входят те, кто бронировал отдых через турагентства, продающие наши туры. А ведь в агентства нередко из года в год обращаются клиенты, желающие приобрести именно наш турпродукт».
Однако есть и другое мнение по поводу роста спроса на Крым: некоторые специалисты турбизнеса склонны оценивать текущий сезон скорее негативно. «Я бы не сказал, что туристы приобретают отдых в Крыму более активно. Напротив, этот сезон на порядок слабее предыдущего, – комментирует ситуацию на рынке менеджер по туризму компании «Би-Тур» Виталий Белоус. – О глубине продаж говорить вообще бессмысленно: туры бронируются за неделю-полторы до выезда. Кроме того, клиенты ищут более бюджетные предложения».
Об отсутствии глубины продаж говорит и директор компании «Одиссея Тур» Светлана Волгина, при этом более позитивно оценивая спрос на направление в целом: «В этом сезоне поменялись тенденции продаж: если раньше туры на весь август в июле были уже проданы, то сейчас туристы определяются с отдыхом за неделю, а то и за 2-3 дня до выезда. Что же касается спроса, то по сравнению с предыдущим сезоном он вырос, хотя и незначительно. В основном увеличились продажи только проезда без проживания, а интерес к путевкам остался на уровне прошлого года. Если говорить о бюджетном и дорогом отдыхе, здесь предпочтения клиентов не меняются: традиционно сохраняется интерес и к тому, и к другому сегменту».
Очевидно, что ситуация на крымском направлении весьма неоднозначна. Единодушие наблюдается только в одном вопросе: по оценкам специалистов, стоимость отдыха на полуострове осталась на уровне прошлого года. Даже в том случае, когда крымские отельеры поднимают цены, турфирмы стараются удержать стоимость туров на прежнем уровне. «Мы сохранили цены прошлого года, несмотря на то, что многие здравницы Крыма подняли цены почти на 15%, – говорит Татьяна Монич. – Тот факт, что мы держим цены, отмечают как агенты, так и туристы».
Как бы там ни было, с уверенностью говорить о том, как складывался для Крыма нынешний сезон, можно будет только после его окончания. Ведь и туристов, и сотрудников турфирм еще ждут пик сезона – август и «бархатный» сентябрь.