Надежда СУСЛОВА
В минувшую пятницу о приостановлении деятельности сообщила российская фирма «Синяя птица», которая реализовывала путевки в санатории Беларуси. Причина – «технические и финансовые трудности».
Генеральный директор Сергей Витославский рассказал туристическому сайту RATAnews, что «проблемы возникли в четверг, сейчас компания приостановила деятельность, но намерена возобновить ее в ближайшее время – как только найдет необходимые средства». Он также выразил готовность «в определенные сроки и без привлечения страховой компании вернуть туристам стоимость отдыха в Беларуси и уже в ближайшие даты начать выдавать компенсации». На вопрос, зачем возвращать деньги туристам, если можно сразу перевести их в санатории, тем более что компания намерена вскоре возобновить деятельность, последовал странный ответ: «Не все белорусские санатории готовы принимать от нас деньги напрямую, это у них такая особенность». Мы переадресовали эту фразу заместителю начальника отдела реализации санатория «Юность» Сергею Корзуну, который плотно сотрудничал с обанкротившейся фирмой. Господин Корзун был очень удивлен: «У нас обычный счет, и нет никакой проблемы с переводами средств за путевки, и о какой особенности говорит гендиректор «Синей птицы» – непонятно!» Сергей Николаевич также пояснил, что со всеми фирмами-посредниками санаторий работает на условиях 100% предоплаты, однако компания «Синяя птица» очень часто опаздывала с платежами: «Есть добросовестные турфирмы, работающие с нами по жесткому блоку, вовремя осуществляющие предоплату, но «Синяя птица» к таковым не относится». В качестве доказательства он привел последний пример: на заезд с 30 июня компания зарезервировала 14–15 мест, но туристов не отправила. В результате 5 туристов, добравшись до санатория, оплатили путевки за собственный счет.
Были подобные случаи и раньше – российские туристы приезжали без предоплаты со стороны «Синей птицы», но санаторий их принимал, сохраняя собственное реноме. В санатории «Алеся», который до марта нынешнего года работал с белорусским филиалом «Синей птицы», а затем перезаключил договор с основным офисом в Москве, рассказали, что до июня претензий к туркомпании не было: свой блок мест она заполняла, клиентов находила исправно, стопроцентную предоплату обеспечивала. Учитывая, что у самого санатория сайта нет, «Синяя птица» осуществляла заодно и маркетинговые и рекламные функции, продвигала отдых в «Алесе» на территории России. Первый тревожный звоночек прозвучал в июне, когда российские туристы заехали, а оплаты все не поступало. Сотрудники санатория стали звонить в Москву, и им сообщили, что счета «Синей птицы» заблокированы и попросили заключить договоры с новой фирмой, у которой, как ни странно, телефоны оказались прежними. Так или иначе, но санаторию удалось «выбить» оплату за июньских туристов. Но сейчас ситуация изменилась: 1 июля в санаторий прибыло 6 отдыхающих, которым объявили, что оплата за их отдых не поступила. Это оказалось для пожилых людей неприятным сюрпризом: по словам работников санатория, одной женщине даже стало нехорошо. Пришлось туристам внести оплату еще раз. Партнеры из «Синей птицы» повели себя достаточно невежливо и не потрудились сообщить о своих затруднениях «Алесе» – в санатории узнали о банкротстве фирмы, что называется, со стороны. Места для российских туристов туркомпания забронировала и на 13, и на 14, и на 25 июля. Приедут ли в эти сроки гости из России – в санатории точно пока не знают. Аналогичным образом складывается ситуация и в других здравницах Беларуси, которые сотрудничали с «Синей птицей».