Людмила ДРИК
Первое, что бросается в глаза, когда мы наконец, немного поплутав по лесным дорогам, а заодно наевшись черники и насобирав лисичек, добираемся до Дубка, – великое множество машин, в том числе с гродненскими, минскими, даже литовскими номерами. Такое столпотворение в маленькой затерянной в лесу на берегу Вилии деревушке бывает только раз в году. Каждый год в первое воскресенье июля в Дубке происходит фэст, во время которого сотни верующих проходят по семи стациям Марианской Кальварии.
Фэст открывается торжественной імшой в деревянном костеле, который благодаря своему необычному облику кажется гораздо старше, чем есть на самом деле. Построенный в традициях народного деревянного зодчества, этот храм словно вырос из-под земли когда-то давным-давно вместе с дубами, давшими название деревеньке. Легко поверить, что он, вместе с этими оскаленными львиными пастями по обеим сторонам от входа, и с пышными венками из дубовых веток, стоял здесь всегда, – настолько органично он сочетается с низенькими старыми деревенскими хатами, которых здесь раз-два и обчелся, зелеными холмами и петляющей Вилией, отрезающей деревню от всего остального мира.
На самом деле храму еще нет и ста лет. Только в 1928 году здесь, среди древних курганов, выбрали место для строительства каплицы. Через год ее освятили под именем Матери Божьей Неустанной Помощи.
Возле костела на конструкции из двух деревянных столбов висит колокол, на блестящем боку которого можно прочитать надпись «МOJ ?L?SK 1934». В 1934 году колокол подарил костелу директор фабрики «М.O.J.» из Катовиц. Он весит 40 кг и обладает необыкновенно мелодичным «голосом», который из года в год созывает верующих на фэст в загадочный и обаятельный Дубок.
Внутри каплица еще меньше, чем ожидаешь, стоя у ее стен. Там тоже все из дерева – никаких современных облицовочных материалов. Огромные деревянные колонны и таинственный полумрак. Вход по случаю торжеств украшен не только дубовыми ветками, но и цветами. А львов с оскаленными пастями, что охраняют вход в крохотный костел, в этот день мы вообще не увидели: створки дверей, распахнутые навстречу верующим, совершенно скрыли хищников.
В нынешнем фэсте принимает участие также и ксендз из Люблина, что придает событию международное звучание и дополнительный вес в глазах верующих. Впрочем, событие и без того уникальное: повторяясь из года в год, оно уже стало больше чем религиозной – культурной традицией, которая связывает людей разных поколений и взглядов. Здесь, в этом крохотном уголке, в этот день пульсирует живое сердце истинной Беларуси. Вне времени. И вне политического контекста.
Исключительная популярность Курганской каплицы среди верующих спустя несколько лет натолкнула ксендза Ромуальда Дронича на идею возведения семи стаций Кальварии. Латинский термин «стация» дословно означает «стояние», остановку на пути. Кальварией у католиков Беларуси, Литвы и Польши называются сакральные места, посвященные культу крестного хода. Обычно стации закладывались на холмах – как напоминание о рельефе Иерусалима.
Мы приехали на фэст в Дубок не как паломники – просто как туристы. И для отечественного, внутреннего туризма такие события имеют, думаю, исключительное значение. Они, словно яркие солнечные лучи, подсвечивают местечко, подчеркивают его самобытность и своеобразие. Они вдыхают жизнь туда, где она, кажется, едва теплится, отворяют настежь двери храмов, обычно наглухо закрытые для случайного путника, наполняют звонкими голосами пустынные улицы. Чем больше будет таких событий – и чем больше появится информации о них, – тем больше у отечественных путешественников станет поводов выбираться из дома. И тем увлекательнее будет открывать для себя Беларусь – удивительную и непостижимую. Напрасно мы думаем, что знаем эту землю как свои пять пальцев...
Первая стация – это сложенная из камней брама в лесу: две высокие башни, соединенные между собой изящным кованым узором, в котором легко прочитывается буква «М» (Мария). Третья стация – скульптура Матери Божьей в гроте, из-под которого на поверхность пробивается криница с прозрачной холодной водой. Здесь процессия надолго задерживается: многие, зная о чудодейственных свойствах здешней водички, приходят к «крыніцы ля багіні» (так окрестили это место в народе) с флягами и бутылками. Вверху грота выбита дата возведения памятника – 1936 год.
Шестая стация – крохотная каплица из камней и кирпичей. Она освящена под названием Матери Божьей Скорбящей. На фасаде прибита табличка с призывом к каждому прохожему помолиться о душе Игнатия Сидоровича, умершего 20 июня 1936 года.
Остальные стации Кальварии в Дубке – это огромные дубовые кресты. У каждой стации процессия останавливается, люди молятся.
Немного сбивает с толку то, что богослужение ведется на польском языке. Не все понятно. Стараюсь знакомые молитвы проговаривать про себя по-белорусски.
Дзева Марыя, Маці Божая, маліся за нас, грэшных, цяпер і ў гадзіну смерці нашай. Аман.
Кальвария в Дубке была освящена 30 августа 1936 года. В тот день здесь собрались 6 000 верующих из окрестных сел и местечек. Говорят, была ужасная непогода. Но люди прошли по всем «стациям» Кальварии, несмотря на ливень.
А нам с погодой повезло. «Наш» ливень грянул намного позже – буквально через пару минут после того, как под шинами автомобиля оказался гладкий асфальт Жодишек. Мы уехали из Дубка, наверное, позже всех. Как-то жаль было уезжать сразу после окончания шествия, и мы удобно устроились под стенами старой хаты и слушали хорошие песни под гитару, а потом прямо перед нами – близко-близко – взмыл в небо белый аист, осенив нас своим крылом, словно благословением.
На Дубок опустилась тишина.
До следующего фэста.