Людмила ДРИК
Рубен Атоян, сам того не подозревая, исполнил мою детскую мечту: он создает совершенно понятные, человеческие, очень точные и невероятно красивые карты – такие, какими они, по-моему, и должны быть.
Честное слово, в детстве я думала, что на картах все как настоящее, как на самом деле, только маленькое. Маленькие церквушки, маленькие замки и крошечные домики под черепичными крышами. И, конечно, маленькие корабли под парусами покачиваются на морских волнах.
Я была совершенно уверена, что именно такие карты дальних стран с любопытством разглядывал на корабле «пятнадцатилетний капитан» Дик Сэнд и была очень разочарована, когда доросла до школьной географии и оказалось, что карты – это какие-то абсолютно скучные, унылые схемы, не имеющие ничего общего с моими бурными фантазиями.
Географию как школьный предмет, именно из-за карт, я так и не смогла полюбить, несмотря на всю мою тягу к путешествиям. Втайне я продолжала мечтах о «правильных», с моей точки зрения, картах, где все так, как нужно: церкви, костелы, театры, замки, узенькие улочки, тенистые скверы, зубры в пуще и дельфины в океанах.
Когда я выросла, я узнала, что «правильные» карты все-таки существовали, и теперь одна из них висит у меня дома. Конечно, не подлинник – копия знаменитой карты Томаша Маковского, первой достоверной карты Великого княжества Литовского, подготовленной к изданию под руководством и на средства князя Николая Криштофа Радзивилла по прозвищу Сиротка в 1603 году. Там есть деревья, города, увенчанные княжескими коронами, крепости с развевающимися над ними флагами. И, кстати, бурное Балтийское море там бороздят корабли под парусами…
А потом я открыла для себя современные рисованные карты – карты Рубена Атояна, и это было просто восхитительно. Кажется, впервые я нашла нарисованную им карту в одном из путеводителей издательства «Рифтур» из серии «Пеший маршрут». С этими картами в руках было очень просто ходить по историческим центрам белорусских городов – теперь уж совершенно точно не заблудишься и не промахнешься. Но с не меньшим удовольствием эту карту можно было просто рассматривать – сидеть и целый вечер любоваться искусно прочерченными окошками-бойницами в стенах Мирского замка, найти дорожку, по которой мы ехали к замку на велосипедах…
Самое удивительное – то, что, имея доступ ко всевозможным современным технологиям, Рубен Атоян использует их очень осторожно. Его карты – это самый что ни на есть «хэнд-мейд», тонкая ручная работа. Именно поэтому создание карт – такой трудоемкий и занимающий много времени процесс. Иногда на создание карты уходит несколько лет. Художник-картограф, кандидат технических наук Рубен Атоян создал около 100 рисованных панорамных карт регионов (Армения, Беларусь, острова Сицилия и Кипр, Крымский полуостров) и городов, в том числе Еревана, Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева, Вильнюса, Варшавы, Берлина, Кракова, Венеции, Ватикана, Иерусалима, Львова и Цюриха, комплекса Ангкор Ват в Камбодже, курортов Украины и Болгарии, а также замков Беларуси, Литвы и Польши.
Большая удача, что сегодня их можно увидеть не только на страницах «рифтуровских» путеводителей, но и вживую: 3 июля в филиале Национального художественного музея «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» открылась выставка рисованных панорамных карт Рубена Атояна «Свет з вышыні». В экспозиции представлены 50 оригинальных работ, написанных акварелью, тушью и пером.
У каждого города и места есть собственный характер, отличительные черты, не дающие спутать его ни с каким другим. На картах Рубена Атояна эти характеры выражены совершенно отчетливо. Никогда бы не подумала, что столица Казахстана Астана – это город небоскребов! А польский Мальборк, бывшая резиденция Тевтонского ордена, суров и величественен.
В Тракае мне довелось побывать всего две недели назад. И теперь я с особым, личным интересом разглядываю карту Тракая, ищу знакомые черточки…
Честно говоря, сходить на такую выставку один раз, «для галочки» – совершенно недостаточно. К счастью, у меня еще будет время не раз прийти сюда: выставка доступна до 20 сентября.