В преддверии традиционно сложного для турфирм в плане продаж июля газета «Туризм и отдых» поговорила об основных тенденциях сезона с директором представительства Capital tour в Минске Еленой Юшкевич.
– Елена, продажи идут уже не первый месяц, сезон в разгаре – чем он отличается от сезона прошлого года?
– С самого начала приятно удивило раннее бронирование, со стороны клиентов оно было довольно активным. Впрочем, после окончания акции стало ясно, что глубина продаж оказалась не такой большой, как в прошлом году. Если тогда бронировался отдых даже на август и сентябрь, то в этом году спросом пользовался июнь, максимум июль, тогда как бронирование туров на более поздние сроки было скорее исключением из правил. Заметно, в первую очередь из-за падения евро, изменился выбор направлений, который делают туристы. Если раньше такие страны как Испания, Греция, Болгария, Кипр казались слишком дорогими белорусам, которые привыкли сравнивать все со стоимостью турпакета в Турцию, то сейчас эта разница уменьшается. Тенденция к выбору европейских направлений, возможно, связана и с тем, что турецкое направление уже достаточно давно присутствует на рынке, и им начинают понемногу пресыщаться. Кроме того, сейчас даже в высокий сезон за неделю до вылета можно найти горящие туры по всем основным направлениям, так что если у человека открыта шенгенская виза, он практически не ограничен в выборе. Процент продаж таких туров достаточно велик, хотя с показателями прошлого года мы его пока не сравнивали. Как оказалось, и среди белорусов есть немало людей, которые готовы сегодня выкупить тур, чтобы завтра вылететь на отдых. Конечно, из-за этого глубина продаж снижается, особенно это касается безвизовых направлений. Впрочем, никуда не исчезли и люди, которые понимают, что хорошие отели нужно бронировать и выкупать заранее.
– Высокий спрос на туры last minute продиктован соображениями экономии или белорусы просто не хотят быть связаны жесткими условиями?
– Конечно, не каждая семья может заранее распланировать свой отпуск и вписаться в жесткие условия раннего бронирования: никаких изменений, 100% штрафы. Ситуации бывают разные, и если ты подписал договор и заплатил деньги, то попробуй их верни при аннуляции. Кто-то готов заплатить чуть больше, но поехать тогда, когда удобно. А кто-то, возможно, следил за ситуацией с продажами прошлым летом и увидел, что по горящему туру порой можно поехать даже дешевле, чем по акции раннего бронирования. Для туристов это в определенной степени лотерея, но мы никогда не устаем им повторять – качественный отдых должен быть заранее запланирован. Да, как бы туроператоры не хотели откреститься от горящих туров, они есть всегда, но это, как правило, очень простой отдых, который устроит не всех. Хочется верить, что мы когда-нибудь придем к тому, что процент горящих туров станет небольшим – в конце концов, нам тоже гораздо приятнее продавать хороший продукт и гарантировать клиенту высокий уровень сервиса.
– Что происходит с ценами в этом сезоне?
– Что касается нашей работы с партнерами – все достаточно изменчиво. В принципе, даже в очень непохожих странах экономика туризма строится приблизительно одинаково: если отельер или туроператор видят, что могут потерять клиентов, тут же выходит какое-то спецпредложение, начинается акция. Хотя я не могу сказать, что всевозможных spo по сравнению с прошлым годом стало больше – все осталось на прежнем уровне. В целом цены по сравнению с прошлым годом увеличились, хотя и не существенно. Отели подняли свои расценки: за сутки в отеле 3* нужно будет доплатить 2–3 доллара по сравнению с прошлым годом, в хорошем отеле 5* – до 15 долларов. Да, подорожание есть, но оно не настолько шокирующее, чтобы как-то испугать клиентов – в принципе, мы уже привыкли, что с каждым годом все отнюдь не дешевеет, а только дорожает. Интересно, что белорусы стали гораздо реже покупать туры с вылетом из Москвы, так как в последнее время они обходятся не намного дешевле, чем туры с вылетом из Минска. Еще пару лет назад по бросовым ценам покупалось огромное количество туров с вылетом из Москвы, но белорусский рынок тоже не стоял на месте: стало больше направлений, больше перевозки и цены соответственно урегулировались. Сейчас внушительная разница между туром из Москвы и туром из Минска может быть только в случае супер-супер предложения. Кстати, что касается болгарского направления, то здесь также есть довольно любопытная тенденция: все больше россиян предпочитают вылетать на отдых в эту страну из Минска. Причин для этого несколько, и одна из них – более выгодная цена на тур. После падения евро последние несколько недель мы наблюдаем всплеск интереса к болгарскому направлению – оно стало дешевле турецкого, но предлагает сервис европейского уровня и хороший all inclusive. Конечно, не последнюю роль в таком повышении интереса со стороны туристов сыграло и введение облегченного визового режима.
– Июль – традиционно достаточно сложный период для турфирм. Какая картина продаж на этот месяц сейчас вырисовывается?
– В целом на месяц прогноз делать тяжело, потому что если сравнивать динамику продаж за последние три года, выделить единую тенденцию нельзя. Так, в предкризисное лето июль был раскуплен заранее и на ура – никто даже не вспомнил, что это проблемное время. Конечно, прошлый июль был уже типичным туристическим июлем практически по всем направлениям. Такие провалы турфирм тоже по-своему балуют туристов – они начинают выбирать уже не определенную страну для отдыха, а место, где провести его будет дешевле всего. Сейчас мы пытаемся делать все, чтобы июльские даты прошли для нас наименее болезненно и без серьезных последствий: ведем переговоры с партнерами, продумываем специальные акции и предложения, в общем, пытаемся сделать цену наиболее привлекательной для наших клиентов. Что из этого получится, будет видно в конце сезона.
– Есть ли ощущение, что кризисное время в туризме отступает и начинается подъем?
– Сейчас слово «кризис» заметно реже всплывает в СМИ по сравнению с прошлым годом, когда на кризис списывалось все, что только можно было списать. Пришло понимание того, что все образуется, что тяжелые экономические времена понемногу отступают. На самом деле, даже в прошлом году, когда все турфирмы были подавлены новой ситуацией, сезон в итоге сложился не самым худшим образом. Так что говорить о кризисе в этом году нет особых оснований. Даже ситуация с глубиной продаж косвенно говорит о большей уверенности людей в завтрашнем дне. Если год назад они бронировали туры за полгода, не зная, возможно, что ко времени отпуска произойдет с их деньгами, то сейчас они более спокойны. Не может не радовать и тот факт, что уровень отелей, которые выбирают белорусы, растет – это стало заметно еще по прошлому сезону. Большая часть туров, которые они приобретают, это 4–5*.