https://www.traditionrolex.com/8
<p>Рубрика Олега ПАВЛОВА <strong>«Кинотуризм»<br /></strong>Психологическая драма с элементами приключенческого триллера. Этот фильм не имеет непосредственного отношения к турбизнесу, но очень уж захотелось представить его в рамках данной рубрики. Во-первых, потому, что, увы, упустил такой шанс в «Кинопремьере», а во-вторых, в связи с тем, что сия лента буквально пропитана экстремальным туризмом.</p>

kino Россия, 2010, 124 мин, R. Реж. Алексей Попогребский («Коктебель», «Простые вещи»); в рол.: Григорий Добрыгин (Павел Данилов), Сергей Пускепалис (Сергей Гулыбин)

 

Жанр. Психологическая драма с элементами приключенческого триллера.

 

Название. Первоначально оно было банальным – «Последний день», но затем возникла идея использовать стилистический прием анаколуф. Это риторическая фигура, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении.

 

Профессиональные «туристы». Этот фильм не имеет непосредственного отношения к турбизнесу, но очень уж захотелось представить его в рамках данной рубрики. Во-первых, потому, что, увы, упустил такой шанс в «Кинопремьере», а во-вторых, в связи с тем, что сия лента буквально пропитана экстремальным туризмом. Так уж сложилось, что существуют серьезные, сложные профессии, в которых привлекательной для многих стороной является возможность в процессе трудовых будней получить именно то, чего хотят туристы. Среди таковых и геологи, и моряки, и полярники…

 

Анти-Гоа. Английским словом дауншифтинг (downshifting) в русском языке принято определять «жизнь ради себя», философию отказа от доходов и целей. Наиболее популярен среди его последователей вечно зеленый Гоа. И это обижает российских патриотов, считающих, что в их огромной стране полно мест, где можно расслабиться. Для Павла Данилова похожим вариантом становится Чукотка. Скорее всего, как и многие другие, он оканчивает Университет геодезии и картографии, чтобы «откосить» от армии. И старается не забивать голову житейскими проблемами, но, не отказываясь от приключения. Поэтому в качестве практики выбирает возможность не перекладывать бумажки в управлении, а отправиться к черту на кулички. И ведь выясняется, что, будучи здоровым и технически подкованным парнем, к такому бытию Павел подготовлен неважно.

 

Замысел. Вот и А.Попогребский (род. 7 августа 1972 г.), которого принято считать лидером российской «новой волны», создавая представляемый фильм, заодно и «прятался», и искал приключения. Он изначально решил, что действие будет происходить далеко от Москвы: дабы оторвать съемочную группу от нравов и забот мегаполиса. Дальним Севером Алексей грезит с детства, поэтому целенаправленно искал на нем как место действия, так и подходящий сюжет. Действующая (5 человек) полярная станция Валькаркай (Чукотка), буквально поразила режиссера тем, что являет собой отдельный мирок. Даже добраться туда – испытание (6 часов на вездеходе от Певека), а к местам некоторых сцен и вовсе – риск. Алексей рассказывал, что когда впервые с коллегами шел до станции, пришлось лезть по скалам и «более жуткой прогулки в жизни не было. В следующий раз мы уже плыли туда на надувной лодке и причалили непосредственно к скалам». Такая вот романтика, поэтому и подбор членов группы был особым: «Если как реакция на вопрос – «Готов ли жить в сыром бараке без отопления?» – у собеседника загорались глаза – это был наш человек. С другой стороны, была опасность набрать романтически настроенных студентов, но в итоге народ подобрался опытный. Кто-то уже снимал на Камчатке, кто-то, как актер Пускепалис, прожил 9 лет в соседнем районе Чукотки». К слову, женщин в группу не брали принципиально.

О сюжете. Опытный полярник Сергей Гулыбин относится к своему ремеслу ответственно. Иногда, казалось бы, можно и «просачковать» замеры, но он видит в этом неуважение к профессии метеоролога. Вполне объяснимо, что Сергей с некоторым предубеждением относится к практиканту Павлу. Тот почти не расстается с наушниками «дебильника», на часы утыкается в монитор ПК и не желает есть стряпню от босса. Павлу в свою очередь не нравится, что Сергей достает его «бессмысленными» заготовками топлива и в нарушение инструкции надолго уходит на моторке за рыбой. Так что без определенной степени дедовщины Сергею не обойтись. Павел же воспринимает ее до такой степени серьезно, что это постепенно насыщает действие приметами классического триллера. Как следствие, практикант может и утонуть, и стать добычей огромного белого медведя, и получить губительную дозу радиации… Не все понятно с точки зрения логики, зато преподнесено настолько здорово, что буквально рвет душу.

 

Реализация. Благодаря автономности, снимать удалось в сюжетной последовательности и те же 3 месяца, что и действие картины. Добрыгина намеренно не знакомили с сюжетом, чтобы было проще играть неопытного человека в неоднозначной ситуации. Более того, его отправляли «одичать». Солнце светило 23 часа в сутки, съемки велись на цифру и едва ли не методом наблюдения. Например, чтобы передать весь спектр эмоций героя, убивающего время за игрой «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», Григорию сказали «рубиться», забыв про камеру. А потом из многих часов выбрали необходимое. В охотку эксплуатировалась местная экзотика. Это ярко проявилось в сцене переливания солярки демонстрирующей, сколь разнятся герои. Старший живет в согласии с природой, а младшего она чаще раздражает. Это чувство можно и сыграть, но реальность усиливает сцену с помощью вдруг надутых из тундры полчищ комаров. Сергея, как бывалого, они не кусают, а вот Григорию сильно достается. По мнению Попогребского, самое страшное не полярная станция, а соседствующая с ней воинская часть ПВО – «реальный конец света, закрытый в 1994 году. Сложно представить, что за ужасы могли здесь твориться». Именно на ее территории Павел прыгает по бочкам и крутится на радарах.

 

Прочая информация. Премии «Серебряный медведь» на МКФ в Берлине: актеры Г.Добрыгин и С.Пускепалис, а также оператор П.Костомаров. Сборы в России $0,6 млн. Бюджет $2,5 млн.

https://www.traditionrolex.com/8