Виолетта ЛАПТЕНОК, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
В московском аэропорту на делийском направлении как всегда многолюдно: разноязычные группы европейцев, путешественники-одиночки разного возраста, современные хиппи и панки в замусоленных джинсах и высоких бутсах на босую ногу, люди самых разных профессий из самых разных стран…
Что они едут искать в этой далекой стране? Какую истину хотят познать? Какую тайну стремятся открыть для себя?
Эта страна с древних времен, как магнит, притягивает к себе многочисленных представителей деловых кругов и торговцев, искателей приключений, восточной экзотики и острых ощущений. Индия – источник вдохновения для многих философов, просветителей и деятелей культуры. На протяжении столетий она манит к себе историков и археологов, искателей несметных сокровищ, исследователей магических чудес и тайн древних цивилизаций, пытающихся отыскать в Тибете мифическую древнюю страну Шамбалу и «ключи к господству над миром». С середины 60-х прошлого века ее облюбовали многочисленные хиппи, панки и те, для кого Индия стала своеобразной «меккой». Сегодня – это восходящая экономика, которой прочат большое будущее среди наиболее влиятельных государств мира. И всегда – это страна, в которую нельзя не влюбиться…
Индия встретила меня своим горячим палящим солнцем, пестрым разноцветьем, бесконечным многообразием тонов и оттенков. И сразу удивила отношением индийцев ко времени. Оно здесь особое и течет по-особенному – размеренно, спокойно и невозмутимо.
Неспешность и несуетность – основные черты индийцев. Завтра для индийца – это вовсе не значит следующий день, это значит не сегодня, а «потом». Это может быть и через несколько дней. Индиец будет искренне удивлен, если, пообещав сделать что-нибудь завтра, но появившись только через несколько дней, он заметит ваше недовольство. Причины этого неудовольствия ему будут непонятны.
Медленно и неспешно начинается индийский день. Но постепенно ритм меняется, нарастает, и все приходит в движение. Все куда-то спешат, что-то продают, что-то несут, красят, чистят, стригут…
Здесь и мелкие торговцы, и ремесленники, и многочисленные зазывалы, разносчики, рикши; стройные женщины, переносящие самую невероятную по своим размерам утварь на своей голове, причем даже не придерживая ее рукой; молодежь, практикующая йогу на лужайках; магические заклинатели змей; сухощавые старцы, погруженные в глубокую медитацию... Вся жизнь большинства этой более чем миллиардной нации протекает на улице. Вся жизнь миллионов людей – словно на ладони…
Кажется, нет ремесла, которым бы не овладели индусы. Как нет чего-то такого, чего не могли бы сделать индийские умельцы: изящная обработка драгоценных камней, филигранная вязь золота, тонкая резьба по слоновой кости, замысловатая ковка по металлу и резьба по дереву, шелкопрядение, ковроткачество, изделия из кожи, стекла...
Повсюду яркие разноцветные сари, золотом расшитые пенджабы, красочные курти. Как легко и грациозно носят индийские женщины свою национальную одежду, как ловко управляются в ней!
Индия – одна из немногих, если не единственная страна, где сохранился национальный наряд не только для сцены, но и для повседневного использования. Национальные одеяния, в которые облачаются индийцы, сохраняются уже несколько столетий и отличаются разве что насыщенностью своих нескончаемых тонов и оттенков.
Но сразу шокирует и потрясающая нищета, неимоверный контраст между бедными и богатыми. Впрочем, все свои тяготы и невзгоды жизни индийцы воспринимают невозмутимо.
Сдержанный, спокойный, невозмутимый и покорный судьбе индийский характер… Традиции предписывают каждому индусу вести такой образ жизни, который соответствует религиозно-нравственному кодексу, именуемому «дхарма». Ты заслужил эту жизнь такой, какой она дана тебе. Это судьба, карма, ты должен принять ее как есть и прожить как она дана.
Они верят в реинкарнацию, в то, что в следующей жизни все будет лучше, а… может, хуже. Это зависит от того, насколько ты праведен. Верят, что в каждом окружающем нас растении, животном, птице, предмете живет чья-то душа. Отсюда удивительная забота индийцев об окружающем их мире. Ведь, как они считают, в это дерево, птицу или камень вполне может через несколько жизней воплотиться и твоя собственная душа. Такое бережное отношение ко всему живому, к природе очень трогательно.
Меня оно просто поразило. Яркий пример: в самом центре делового Дели, прямо посреди широкого авеню на проезжей части долгие годы стояло одинокое дерево, которое страшно мешало движению. Его не только не срезали при прокладке дороги, но мирились с ним, пока от возраста оно само в один прекрасный день не свалилось на городской транспорт, по привычке усердно его объезжающий.
Лишь в последние годы с центральных проспектов Дели исчезают коровы. Корова – священное животное для индийцев. Долгое время по улицам, прямо по проезжей части, свободно разгуливали сотни одиноких коров. Но даже в самых больших дорожных пробках этим животным всегда и везде – «зеленый свет». Ничего не поделаешь! Священное животное для индусов неприкосновенно.
Но в то же время какая сила и твердость духа индийского характера! В истории известно всеобщее национальное гражданское неповиновение всей индийской нации английским колонизаторам – движение свадеши: без войны, одной только силой духа, молчаливым протестом и неповиновением, бойкотом английских товаров и использованием только своей продукции индусам удалось сломить волю колонизаторов-англичан, противостоять им, заставить пойти на уступки.
Большинство индийцев – вегетарианцы. И мало кто из них употребляет алкоголь. Так предписывает им религия. Истинные вегетарианцы не едят мяса, ничего живородящего, а многие – даже растений с корневой системой глубже 10 см. При этом разнообразие индийской кухни впечатляет. Повсюду ощущаешь сладковато-пряный аромат местных специй, которые придают индийским блюдам особый и неповторимый вкус.
Индийский танец – а ему не менее четырех тысяч лет! – завораживает своим особым изяществом и пластикой каждого жеста, поражает отточенностью движений, пленяет сложным рисунком жестов, глубоким внутренним светом улыбки и чарующим выражением глаз танцовщиц. Каждая поза, поворот головы, мимика, многочисленные сочетания движений рук и пальцев несут свой особый смысл, имеют свое особое значение. Каждый взгляд, каждый жест не просто оформляет канву танца, а заключает в себе рассказ. В одном древнем индийском танцевальном трактате очень тонко подмечено: «Куда движется рука, идет глаз; куда движется глаз, идет разум; куда движется разум, идет сердце; а где сердце – там сущность жизни». Индийцы читают этот язык жестов, как открытую книгу. Сюжеты этих танцев самые разнообразные – от мифологического эпоса до объяснения в сокровенных чувствах.
Индийцы создали учение о беспредельных возможностях тела, изобрели удивительную систему – йоготерапию. Это древняя разновидность психотерапии, воздействия на организм специальных поз – асан, особый режим питания и отдыха. Индийцы верят, что это повышает устойчивость организма к болезням и его сопротивляемость вредному внешнему воздействию.
В духовной жизни и культуре Индии совершенно особое место занимает многовековая индийская философия. Она указывает путь ко вдохновению, наслаждению, умиротворенности, размышлениям, познанию жизни, тела и духа… Именно она манит и притягивает к этой загадочной стране многочисленных путешественников из Старого Света, искателей Истины. А пленив, уже не отпускает.
И ясно одно: каждый искатель, независимо от возраста и религиозных предпочтений, найдет здесь свою Истину, откроет свою Индию…
Побывав в этой далекой жаркой стране, я лишь приоткрыла для себя ее удивительную культуру – настолько она многообразна и глубока. Но я, кажется, навсегда останусь очарованной нескончаемым разнообразием красок и цветов, многоликостью, менталитетом и духом Индии, ее историей, природой и людьми.