Андрей САВЧЕНКО,
фото Ольги САВИЧ
Почему люди путешествуют автостопом? Во-первых, романтика. Во-вторых, отсутствие денег или достаточного их количества. Есть и другие причины, как-то: возможность познакомиться с географией страны, нравами, мировоззрением носителей другой культуры, способом мышления, углубление познаний в языке и его диалектах и так далее в зависимости от интересов.
Итак, зовут нас Андрей и Ольга. Мы из Минска, из Беларуси. Андрей – театральный педагог и режиссер, Ольга – фотограф. Приехали в Париж, чтобы завершить 9-месячный процесс обучения с группой актеров из Франции показом спектаклей и провести выставку фотографий. Цель – завершить работу и… увидеть океан.
Примерно так мы представлялись и рассказывали о себе в случае расспросов, которые следовали в 52 случаях из 55 совершенных нами пересадок (подсчитали ради интереса). Французы очень любят общаться и чаще всего ради этого и берут попутчиков. Поэтому надо быть готовым отвечать, а еще важнее, задавать вопросы – французы почти всегда с большим удовольствием рассказывают о себе.
Что подготовить?
Табличку. Или таблички с пунктами назначения. Подойдет пластик или картон, надпись, естественно, на французском и, что важно, читабельная – буквы большие и разборчивые. Хотя здесь можно пофантазировать и пошутить. К примеру, когда голосуешь с табличкой Ocean (океан) за 400 км до него, это вызывает улыбки и поднимает настроение и водителям, и тебе.
Воду и еду. В дороге все, как правило, дороже в 2 раза.
Карту Франции или нужного региона – и чем она подробнее, тем лучше. Не помешает фонарь.
Палатку. Или спальник при возможности и если путешествие не короткое. У нас было 2 случая, когда автостоп занимал двое суток.
Костюм. Это важно. Опрятный и привлекательный. Друг одного нашего водителя –
Джереми из Монт-де-Марсана – очень долго был успешным автостопщиком (пока не приобрел свое авто). А секрет очень простой: одевался для автостопа во все белое и стильное и «стопил» с хорошим настроением. Это всегда работало.
Улыбку. Без комментариев.
Как путешествовать?
Идеально – вдвоем: парень и девушка. Это вызывает больше доверия. Чуть сложнее одному. Опасней – одной.
Если вас трое мужчин – почти безнадежно, и лучше поискать другой способ. Нам рассказали, что в 60-е и 70-е автостоп был очень популярен во Франции. Потом стали известны случаи нападения на водителей, и народ перестал останавливаться. Сейчас автостоп возрождается, но водители очень избирательны.
Где голосовать?
Здесь целая наука. Сначала выбор трассы.
Autoroute (на дорожных знаках – синее табло с аббревиатурой А1, номера разные в зависимости от направления) – самая скоростная, но и самая дорогая для водителей трасса – хороша для длинных расстояний. Выходить на саму трассу запрещено и опасно для жизни – самолично при попытке были вывезены полицейским кортежем с серьезным внушением – никогда больше так не делать. Да и бесполезно – там никто не остановится. Где можно? Въезд на трассу, сервисный центр, в том числе автозаправки, и так называемый пэйяж (payage) – место оплаты дорожный пошлины, хотя на последнем вы тоже рискуете встретить несогласие полиции –
мы не встретили.
Въезд на трассу. Следите, чтобы у водителя было место для возможной остановки и выбирайте место, где машины едут не на большой скорости.
Сервисы и заправки. Есть 2 варианта. 1-й – ловить на выезде с табличкой.
2-й – подходить и заговаривать с хозяевами машин, и такой способ действенней – опять же из-за национальной тяги французов к разговору.
Пэйяж. Практика показала – самый быстрый способ уехать. Можно стать до турникета – работает хуже. Лучше после. Высоко поднять табличку и излучать позитив.
Параллельно с авторутом есть национальные дороги (с аббревиатурой N1 и далее). Они менее скоростные, зато и менее опасные, да и народ там попроще. Пробуйте их, если трудно добраться до авторута.
Остальные дороги – поменьше, поуже, помедленнее, но зато проходят через городки и можно увидеть много интересного.
На что обращать внимание?
Как вас сканирует водитель, так и вы не бойтесь заглянуть ему в глаза и почувствовать его намерения.
Две последние цифры в номере машины дадут вам информацию, куда направляется авто. Так 75-79 и 91 – это Париж, 13 – Арль, 33 – Бордо и так далее. Расспросите при необходимости самих французов и перепишите себе. Когда видите свой вариант, не пропускайте и усиливайте посыл обаяния.
Каких ошибок лучше избегать?
Не выбирайте для поездки воскресенье. Опыт показал – во Франции много хороших людей, но в выходной все отдыхают, даже от хороших дел.
Если расстояние приличное, не тормозите, начинайте путь как можно раньше. Утром и днем это проще, люди охотнее отзываются.
Проблемой является выехать из крупного города. Лучше всего попросить знакомого с машиной вывезти вас на пэйяж авторута или до национальной дороги. Если такой возможности нет, можно сесть на RER в нужном направлении или доехать до последней станции метро. Нужно хорошо знать город или как следует изучить карту, чтобы выбрать хорошее место для старта. Можно также расспросить знающих жителей города, откуда из него проще уехать, но особой надежды не питайте. Пробовать и искать все равно придется самим. Обращаясь к французам, учитывайте, что очень много похожих названий, например: город Орлеан и порт Орлеан. Точность сэкономит ваше время. Мы потеряли 3 часа, выбираясь из Парижа, спросив направление на Орлеан и будучи отправленными несколькими людьми к порту Орлеан, обратно в Париж!
Если же в дороге вам надо проехать крупный город, а вас соглашаются подвезти только до него, не заезжайте в него. Попросите вас высадить до города на сервисном центре. Попытка выбраться из центра города может стать непреодолимой проблемой.
В нашем случае выбор пал на автостоп, скорее, вынужденно, бюджет был невелик. Выбор был таков – либо отказаться от путешествия, либо рискнуть. И мы не пожалели. Несмотря на все трудности, через которые нам пришлось пройти, позитивных впечатлений осталось несравнимо больше.
Автостоп позволил нам увидеть Авиньон и Арль – с их самыми известными в мире театральным и фотографическим фестивалями, насладиться морем у Кассиса, Пьемансона и Сант Мари де ля Мэр, познакомиться с интересными людьми и через них и их рассказы ощутить дух Франции и разницу ее уголков и наконец… съесть глазами океан.