Prince of Persia: The Sands of Time, 2010, 116 мин, PG-13. Реж. Майк Ньюэлл («Четыре свадьбы и похороны», «Гарри Поттер и кубок огня»); в рол.: Джейк Гилленхаал (принц Дастан), Джемма Артертон (Тамина), Бен Кингсли (Низам), Альфред Молина (шейх Амар), Тоби Кеббелл (Гарсив), Рис Ритчи (Бис), Ричард Койл (Тус), Гисли Эрн Гардарссон, Рональд Пикап (король Шараман),
Жанр. Фантастические приключения.
Первоисточник. Сюжет основан на популярной одноименной компьютерной игре, выпущенной в 2003 году компанией «Ubisoft». Кстати, первая версия «Prince of Persia» вышла в свет еще в октябре 1984 года, поразив пользователей плавностью анимации персонажей. Так что прошедших через виртуальные дебри «Принца Персии» уже миллионы. Вот и Гилленхаал рассказывал, что ему приходилось много играть, ибо это было оговорено контрактом. На какие только «жертвы» не приходится идти артистам, чтобы вжиться в образ. Логично, что в качестве сосценариста и консультанта выступил создатель оригинальной игры Джордан Мехнер. Однако столь же объяснимо, что прокатчики таки дистанцируются от компьютерного собрата.
Позиционирование. Представляемый фильм продвигается скорее как блокбастер от Джерри Брукхаймера, продюсера «Пиратов Карибского моря», чем как экранизация знаменитой виртуальной забавы. Вложив колоссальные деньги ($150 млн только непосредственно на картину), создатели «Принца Персии», делают ставку на куда более широкую аудиторию, чем игроманы, которых, к тому же, как показывает практика, не слишком и оттащишь от персонального компьютера. Более того, «Пески времени» рассматриваются, как начало трилогии, а она возможна только в случае коммерчески успешного старта. Между тем фильмы, основанные на сюжетах компьютерных игр, -- продукт неоднозначный и специфичный. Для одних сей факт – приманка, а для других – клеймо. Вот и я, завершивший карьеру игромана еще на ранней версии «Doom», не считаю априори притягательным моментом компьютерное прошлое картины. Ведь одно дело самому проходить уровни, влияя на события, а другое – следить за ними со стороны. Да и творческих удач на этом поприще в кинематографе случалось не много. Так что не возьмусь предположить, кого среди кинозрителей первых сеансов будет больше: тех, которые пришли посмотреть, что стало с любимой игрой или же просто желающих увидеть зрелищную сказку?
Аудитория. Создатели ленты изо всех сил стараются потрафить вкусам всех категорий зрителей, хотя без риска в этом деле не обойдешься. Видимо для пущей надежности было решено пожертвовать юной (в принципе, наиболее благодарной) публикой. Хотя рейтинг PG-13 скорее предупредительный. Его получают фильмы, содержание которых может считаться (!) неприемлемым для детей, не достигших 13-летнего возраста. Однако, на мой взгляд, проблема не в насилии или намеках на секс, а в том, что юмор картины, весьма важная ее составляющая, едва ли будет доступен зрителям до 13-ти. Таковым не останется ничего иного, как сосредоточиться на роскошной клиповой картинке, насыщенной действием, трюками и спецэффектами.
О сюжете. Формально на первом плане экранной истории загадочный кинжал песков времени, позволяющий видеть то, что еще будет и вносить в будущее оперативные коррективы. Правда, используется он нечасто, да и мотивы эксплуатации прописаны не всегда убедительно. Зато в ленте много беготни (по рынкам, крышам, дворцу, пещере, пустыне…), в т. ч. и с помощью паркура, постановкой которого занимался гуру этого стиля Давид Белль. Таким образом герои преодолевают большие расстояния, хотя это не всегда ощущается, а то и утомляет, в целом оставляя ощущение, образно говоря, качественного, но обезжиренного продукта. Для игры это нормально, а вот для фильма, на мой вкус, нет. Ладно еще, что у героев не все идет гладко, часто им не везет, что дает основания за них переживать. Итак, VI век. Персия. Дастан вырос простым воином, но благодаря героизму стал наследником престола. Это мешает планам визиря Низама, который плетет козни, пытаясь подставить Дастана. Объединив усилия с принцессой Таминой (что не мешает им браниться), принц стремится добиться своего. При этом любовная линия прочерчивается лишь пунктирно.
Марокко. Для создателей фильма очень важно, что снимали они не в студийном павильоне на зеленом фоне, а в африканской стране, обладающей уникальными пейзажами. Киношникам довелось бороться с песчаными бурями и жарой. Дабы не нарушать производственный процесс, в Марракеше был возведен кондиционированный тент размерами с футбольное поле. В последний день съемок, проводимых в песчаных дюнах Мерзуга, температура превышала +50° С . По официальному заявлению в группе осушили 1 114 894 бутылки с водой. Специальный сотрудник зачищал места съемок от змей и скорпионов. Рынок Nasaf и городские ворота были построены рядом с брошенным городом Ait Ben Haddou, памятником UNESCO. Декорации города Аламута были выстроены вокруг 700-летней стены в деревне Таммаслот, что в 20 км от Марракеша. Для съемок было сшито более 7000 костюмов, что больше, чем для «Пиратов Карибского моря».
Персоналии. От главной роли отказался звезда Болливуда Ритик Рошан («Крриш»), а среди конкурентов
29-летнего Д.Джилленхола («Горбатая гора») назывались О.Блум и З.Эфрон. Готовясь к съемкам, Джейк набрал около 3 кг мышечной массы. На роль Тамины планировалась иранка Голшифт Фарахани («Совокупность лжи»), но ее не отпустили власти страны. Ее заменила 23-летняя британка Д.Артертон («Битва Титанов»).
Прочая информация. Музыка Г.Грегсон-Уильямса («Хроники Нарнии»). Текущий рейтинг IMDb – 6,7/2444 голоса. Это не высоко, учитывая, что первыми за фильм, как правило, голосуют заведомые фанаты. Треть ответивших поставили 10 баллов, а 8% – 1 балл.
Смотрите в кинотеатрах Минска с 27 мая.