Екатерина АПАРИНА
В этот вторник в Минске состоялось отчетное заседание совета Республиканского союза туристических организаций. Участники встречи обсудили самые наболевшие проблемы белорусского турбизнеса, а также смогли задать ряд вопросов присутствовавшим на мероприятии представителям Министерства спорта и туризма. Несмотря на то, что заседание касалось подведения итогов работы общественного объединения за год, руководители туркомпаний не смогли обойти стороной события последних дней. А именно – завершившегося не в пользу туркомпании судебного процесса, инициированного обворованными в греческом отеле туристами.
Открыл встречу с членами РСТО (в зале присутствовали директора таких компаний, как «Санни Трэвел», «АлатанТур», «Внешинтурист», «Сакуб», «Смок Травел», «Бел-Ориентир», «Лентяй», «Турлюкс», «Экотур-6», «Бонус Трэвел» и других) директор союза Валентин Цехмейстер. Валентин Викторович рассказал о проделанной за год работе, отметил увеличение количества членов РСТО с 35 до 38 организаций.
Одним из приоритетных направлений деятельности союза в минувшем периоде было налаживание диалога с посольствами зарубежных государств, работающих в Беларуси. Так, в частности, благодаря вмешательству РСТО минувшим летом удалось снять напряжение во взаимодействии турфирм с посольством Болгарии. Говоря о вопросах фингарантий, Валентин Цехмейстер подчеркнул, что, на его взгляд, «пока туристы сами не начнут страховать свои риски, никакие искусственные нововведения ситуацию не изменят».
Второе после работы с посольствами важное направление деятельности РСТО – это поддержка въездного туризма. По «въездным» вопросам в минувшем году также состоялся ряд встреч и переговоров. Среди них – мероприятие по приграничному сотрудничеству между Беларусью и Польшей, прошедшее в Несвиже, а также встреча по актуализации визовых проблем, на которую члены РСТО были приглашены в Главное консульское управление МИД Беларуси. Впрочем, несмотря на конструктивную беседу между всеми заинтересованными сторонами, каких-то подвижек в смягчении визового режима для иностранных туристов ждать не стоит.
Учитывая этот самый визовый фактор, наиболее уверенно на ниве въездного туризма себя чувствуют те турфирмы, которые работают с российскими клиентами. Некоторым из этих туристических компаний в минувшем году благодаря успешным финансовым показателям даже удалось приобрести новые автобусы, что не может не радовать. Правда, уже в начале нового года от турфирм, работающих с россиянами, поступил сигнал о том, что ряд белорусских объектов (музеи, отели) неожиданно для турфирм изменили цены в сторону увеличения. «К сожалению, пока что такие действия остаются абсолютно непредсказуемыми», – резюмировал Валентин Викторович.
Затем об итогах работы союза рассказал председатель совета Александр Мирский. Помимо всего прочего, он вспомнил муссировавшуюся весь прошлый год тему введения в Беларуси «фингарантий» (обязательное страхование операторской деятельности). Председатель совета РСТО подчеркнул, что введение фингарантий в соседних странах не привело к желаемым результатам. К слову, Александр Мирский рассказал коллегам и о еще одном возможном нововведении. Речь идет о визовых центрах, подобных тем, что открыты в России и Украине. По мнению председателя РСТО, это не упростит вопрос получения виз для туристов, а приведет исключительно к увеличению стоимости «вопроса».
Отметив положительные тенденции в сотрудничестве с Министерством спорта и туризма по поводу законодательной базы, Мирский выразил надежду на более плотную совместную работу по вопросу проверок, которые периодически проходят в турфирмах.
Александр Иванович еще раз выразил коллективное мнение представителей турбизнеса относительно въездных виз, которые являются реальным препятствием для туристов из иностранных государств, и отметил, что «благодаря» этому «железному занавесу» поток пассажиров в нашем Национальном аэропорту значительно сократится. Кстати, вопросам продажи авиабилетов в наступившем году РСТО также планирует уделить внимание. Дело в том, что взимаемый НДС ставит агентов в невыгодные условия по сравнению с представительствами авиакомпаний, которые также продают авиабилеты.
Ну, а самую оживленную дискуссию вызвало выступление директора Департамента по туризму Вадима Кармазина. В начале своего доклада директор департамента перечислил нормативные акты, касающиеся сферы туризма, принятые в 2012 году. Например, указ об отмене виз для участников чемпионата мира по хоккею 2014. К слову, говоря о визах, Вадим Петрович подчеркнул, что «нас не надо убеждать в том, что смягчение визового режима полезно для туризма, но этот вопрос зависит не только от нашего ведомства».
Директор департамента проинформировал собравшихся, что в 2012 году выросли практически все главные показатели отрасли: увеличился экспорт туруслуг (за 11 месяцев он составил 188 миллионов долларов), возросло количество иностранцев, посещающих нашу страну. Согласно статистике, большинство гостей приехало к нам из соседних государств: России, Украины, Литвы и Польши.
Что касается оставленных в стране денежных средств, то здесь в лидерах россияне, англичане, немцы и турки. Кстати, 46% экспорта приходится на долю гостиниц. В наступившем году в Беларуси собираются активно внедрять систему Tax Free, продолжать стимулировать развитие придорожного сервиса, навести порядок в Национальном аэропорту.
Вадим Кармазин также рассказал членам РСТО о международных мероприятиях по продвижению туристических возможностей Беларуси, которые внесены в план департамента на 2013 год. Это крупнейшие мировые туристические выставки (Берлин, Лондон, Москва и др.), а также различные презентации, которые пройдут в Японии, Финляндии и других странах.
Коснулся директор департамента и темы гидов: в этом сезоне в Положение об аттестации экскурсоводов будет внесено несколько изменений. Говоря о «языковом» вопросе бейджа экскурсовода, Вадим Кармазин пояснил, что он видит эту тему «надуманной»: гид сегодня может абсолютно свободно выбрать язык своего документа (русский или белорусский). В конце своего выступления Вадим Кармазин отметил, что роль общественных объединений в стране растет, поэтому он хотел бы видеть от РСТО активную, серьезную и плодотворную работу.
Затем последовали вопросы от аудитории. Представителей туркомпаний, например, интересовала возможность изменить приоритеты в выборе международных выставок. В частности, вместо московского «Интурмаркета» предлагалось внести в список выставок московский же MITT. Кроме того, прозвучала идея о создании так называемого координационного совета по туризму, в который могли бы войти представители всех заинтересованных сфер (турбизнес, экскурсоводы, отели, музеи и т. д.). Ну и особое внимание, учитывая присутствие на заседании заместителя директора компании «Бонус Трэвел» Владимира Яворского и заместителя директора Департамента по туризму Андрея Мартынова (напомним, что они оба, но по разные стороны баррикад, принимали участие в судебном процессе «туристы против турфирмы») было уделено правовым вопросам.
От турагентов прозвучали мысли о том, чтобы четко обозначить компетенцию туристических компаний, прописывать в дополнении к договору все нюансы и под роспись знакомить клиента с особенностями законодательства в отношении сохранности имущества в той или иной стране. К слову, на заседании выяснилось, что многие турфирмы давно именно так и делают. Ведь чем больше полезной информации ты донесешь до клиента, чем больше нюансов пропишешь в инструкции, тем меньше вопросов к тебе возникнет. Фирмам, которые работают на рынке 15–20 лет, прекрасно известно, что «инструкции по технике безопасности» переписываются после каждого «форс-мажорного» случая. Представители Департамента по туризму, отвечая на вопросы руководителей туркомпаний, посоветовали им выстраивать грамотные взаимоотношения с туроператорами («если турист взыскал с вас 10 рублей, то чтобы и вы могли взыскать эти 10 рублей с туроператора»), внимательнее читать действующее в стране законодательство («если в Законе «О туризме» прописана статья о безопасности, то от нее никуда не денешься!»), а также не бросать туристов в чужой стране в случае, если с ними произошла нештатная ситуация («турист не должен оставаться один на один с полицией и преступниками»).
Говоря о пределах ответственности туркомпаний, Вадим Кармазин отметил: «Когда пьяный водитель везет туристов, а по возвращении выясняется, что за это не отвечают ни турфирмы, ни перевозчик, то куда это годится!?»
Учитывая актуальность проблемы, представители турфирм предложили РСТО в целях повышения юридической грамотности проводить регулярные семинары, а также пригласить в штат союза компетентного юриста на постоянной основе.
Во время закрытой части заседания был избран новый председатель РСТО – им стала Мира Яковлевна Баран, директор туристической компании «Экотур-6».