Лилия КОБЗИК
Два повода заставляют высказаться. Хороший и не очень.
Во-первых, Новый год все-таки наступил, несмотря на ожидания как глобального, так и нашего местного «апокалипсиса». Поэтому я поздравляю вас с началом очередной «битвы» за то, чтобы в конце 2013-го нам всем и каждому по отдельности было что вспомнить хорошим словом, и в следующем номере обязательно подробно расскажу о тех тенденциях в туризме, которыми, мне кажется, будет отмечен наступивший год.
Во-вторых, минувший год закончился лично для меня (хотя дело неличное!) плохой приметой – начатой, но не доведенной до конца акцией. В ходе акции, напомню, наш сайт собрал более 300 подписей за то, чтобы бейдж белорусского экскурсовода был выполнен на белорусской мове. По умолчанию. Без права соискателя выбирать язык – белорусский или русский.
После довольно шумной кампании по сбору подписей у меня состоялся телефонный разговор с заместителем министра спорта и туризма Чеславом Шульгой, и я думаю, что этот разговор мог бы войти своеобразным драматично-комичным эпизодом в историю белорусского туризма – как я уговаривала Чеслава Казимировича убрать из нового положения об экскурсоводах пункт о «двуязычии» бейджа, и оставить только белорусскую мову. (Мог бы войти, но не войдет, потому что с историей и с исторической памятью у нас по-прежнему туговато, и просвета в этом вопросе пока что-то не видно).
Строго говоря, заместителя министра упрекать не в чем – он ссылается на конституцию, в которой «прописаны» два государственных языка, значит, любой документ в стране может быть как на белорусском, так и на русском. Что делать, если кто-либо из экскурсоводов, получающих бейдж, пожелает видеть его, оформленным на русском языке? – задаются вопросом чиновники.
А никто и не сомневается, зная ситуацию в стране, что наверняка найдутся те, кто так и поступит. А многим скорее всего так и вовсе все равно. Будут, безусловно, и те, кто закажет себе белорусскую мову на бейдж – «экзотика!».
А теперь вопрос: что хорошего в этом разнобое? По мне, так это ненормально, это запутывает и чиновников, выдающих документы, и туристов, и самих экскурсоводов. Ведь вернули же на проездные документы белорусскую мову! Этот прецедент, кстати, показал, что очень многое зависит от конкретных чиновников, которые в данном случае тоже могли бы «прикрыться» конституцией, но вот взяли и прислушались к общественному мнению. Еще один аргумент в пользу бейджа на национальном языке: сейчас по всему городу будут поставлены туристские информационные стенды – на белорусском и английском языках. (Кстати, респект минскому туристско-информационному центру!). И это логично. Хотя кто-то из чиновников тоже мог бы «перестраховаться» и зарядить текст на стендах еще и на русском. Но зачем? Из-за конституции, которая, кстати, у нас была написана, а потом в скором времени переписана (значит, это может произойти еще не раз)? Господа, мы не в Америке! И в данном случае конституция здесь совсем ни при чем. Речь идет только о национальном самосознании конкретных чиновников – и все, больше ни о чем!
Мы не дети и понимаем, что в сегодняшней Беларуси ни о каком равноправии двух языков речи даже не идет. Сплошные перекосы – даже и спорить не о чем. Самый яркий пример: билборды по Минску, которые взывают: «Мо-ва = Ма-ма. Любіш маму?» По-моему, это уже предел цинизма: позакрывать все белорусские школы, оставить национальный язык двумя уроками в неделю, не иметь высшего образования на языке титульной нации и потом еще публично коварно пытать: «Любіш маму-мову?» Как можно любить то, что не знаешь, или того, с кем незнаком? Кто знает, тот любит. Поверьте на слово! Коварные билборды тоже, кстати, войдут в историю (если таковая будет написана) – как показатель перекошенной логики. Уважаемые чиновники, давайте исправим наши «перекосы» хотя бы в одном маленьком пунктике – бейдж белорусского экскурсовода…
Я отправляю материал с собранными подписями официальным письмом на имя замминистра и буду ждать официальный же ответ. Насколько мне известно, проект Положения вновь блуждает по инстанциям и вызывает массу вопросов – абсолютно ясно, что не так-то просто навести порядок в этой творческо-идеологической бизнес-сфере. Хотя я предполагаю, что и нацагентство, и департамент, и актив экскурсоводов очень стараются. Зато нормировать внешний вид бейджика – элементарно. Давайте это сделаем. Ну, или… в общем, забейте, Чеслав Казимирович!