Владимир МАКОВСКИЙ, директор компании "Внешинтурист":
- На белорусском туристическом рынке, по моему мнению, сегодня можно наблюдать вполне структурированную картину. У нас присутствуют и мелкие, и средние, и крупные туристические предприятия. Мелкий бизнес - это индивидуальные предприниматели и небольшие фирмочки. Обычно их офисы занимают 1-2 комнатки, а годовой оборот не превышает одной сотни тысяч у.е. в год. Средняя ниша - это достаточно большое количество фирм, которые стабильно работают в белорусском бизнесе уже лет 5-10. Такие компании, попробовав несколько направлений, уже нашли какую-то свою нишу. Сегодня многие из них понемножку занимаются туроператорской деятельностью, кто-то делает автобусные туры, ктото какие-то отдельные направления, и, естественно, все без исключения работают как агенты. Обороты этих компаний составляют около 500 тысяч у.е. Ну и наконец, есть ряд крупных, серьезных фирм, которые могут по праву называться лидерами отрасли. В Беларуси таких компаний, чьи обороты превышают цифры в 10 миллионов у.е., всего 15-20. Именно эти предприятия действительно претендуют на то, чтобы называться верхушкой белорусского турбизнеса.
Отдельной строкой стоит упомянуть и российских туроператоров, работающих в нашей стране. По моему мнению, большинство тех, кто "входит" в наш рынок, относятся к нам не совсем серьезно. У нас нет тех объемов, за которые стоит сражаться. Единственное исключение - компания TEZ TOUR, которая реально "держит" Египет, Турцию, а теперь еще и Таиланд. И что самое главное, эта компания не нарушает правил игры: она не работает с клиентом, предоставляя это право своим агентам, то есть нам, белорусским компаниям. В противном случае отечественный рынок точно бы лихорадило. Какую-то конкуренцию по массовым направлениям TEZ TOUR могли бы составить только те самые 20 компаний. И то при условии их объединения в одну структуру. К слову, именно так и произошло в Литве, где в противовес крупному российскому капиталу объединилось несколько компаний. Только так можно говорить о какой-то конкурентной борьбе. Но у нас подобное объединение в любом случае вызвало бы сопротивление мелких и средних фирм. Мы это уже проходили тогда, когда создавали Республиканский союз туристических организаций. До тех пор, пока небольшие компании не разобрались, что к чему, это вызывало некоторое раздражение. А когда разобрались, собственно говоря, было уже поздно. В целом же, если говорить о нашем рынке, то на сегодняшний день он представляет собой довольно понятную структуру, состоящую из компаний, каждая из которых занимает свою, определенную нишу.