«КУС-КУС И БАРАБУЛЬКА»
(23, Вс, СТВ, 23-55)
La graine et le mullet/The Secret of the Grain/Couscous, Франция, 2007, 150 мин, R. Реж.-сцен. Абдел Кешиш («Ошибка Вольтера»); в рол.: Хабиб Буфарес (Слиман Бейжи), Хафсия Херци (Рим), Фарида Бенхеташ (Карима), Абдельхамид Актуш (Хамид), Алиса Ури (Джулия), Лейла Д’Иссернио (Лилия)
Драма с элементами комедии и производственного фильма в постановке выходца из Туниса. Уже судя по завоеванным наградам, эта лента стала заметным событием в мире кино. Она погружает зрителя в мир арабской субкультуры, которая во Франции все сильнее ощущает себя как дома. Итак, у 60-летнего Слимана Бейжи все складывается не лучшим образом. Он лишился работы в доках, в которых проработал много лет. С членами распавшейся семьи, несмотря на усилия, никак не удается найти общий язык. Все усугубляют финансовые проблемы. Как следствие, двое его сыновей советуют на склоне лет вернуться на родину. Но Слиман вместо этого решает открыть свой ресторан, сделав ставку на фирменное блюдо его супруги – кус-кус. Воплощение этого бизнес-проекта дает надежду и на сближение с членами семьи (особенно дамами: экс-женой, любовницей и ее дочерью), однако в день открытия заведения случается непредвиденное… Блоговый отзыв: «Снято все в необычной манере – очень крупные планы, практически документальная съемка, и никакой динамики, да и зачем она здесь? Надо сказать, если бы не действительно отличные актеры, смотреть «Кус-Кус» было бы нереально тоскливо. Вся эта бытовая неразбериха на экране интересна лишь тем, кого она касается. Персонажи ссорятся, мирятся, впадают в депрессии, вынашивают планы, что-то теряют, что-то находят и т. д. и т. п. Получилось «жизненное» кино, но никак не зрелище, на которое приятно посмотреть». Съемки проводились в Сете, городке на юге Франции, с 5 сентября 2005 г. до 16 января 2006 г. Сильно мешала холодная погода, требовавшая усилий по согреванию артистов. На МКФ в Венеции: Специальный приз жюри, приз ФИПРЕССИ и премия имени М.Мастроянни для Херци. Приз ФИПРЕССИ от Европейской киноакадемии. Премии «Сезар»: фильм, режиссура, сценарий и 19-летняя Х.Херци («Человек и его собака») как актриса-надежда. Номинация – монтаж. Номинация на премию «Независимый дух» за «инофильм». Номинация на премию «David» (Италия) за «еврофильм». Премии Lumiere (Франция): режиссура и Херци. Ряд других французских кинонаград. Сборы в США $86 тыс. Сборы в остальном мире $13,4 млн. Сборы в России $64 тыс. Бюджет 6,1 млн евро. Во Франции фильм посмотрели 0,8 млн зрителей. Рейтинг IMDb – 7,4/2036 голосов.
«ОДНАЖДЫ» ***
(23, Вс, Лад, 21-35)
Once, Ирландия, 2006, 85 мин, CD, R. Реж.-сцен. Джон Карни («На краю»); в ролях: Глен Хэнсард (парень), Маркета Ирглова (девушка), Дэррен Хили (наркоман), Билл Ходнетт (отец парня), Дануз Ктрестова (мама девушки), Пэт Макграт, Марселла Планкетт (бывшая девушка)
Музыкальная мелодрама. Замечательный пример того, как буквально за гроши можно создать фильм, который принесет и славу, и деньги, причем без использования эпатажа, ударов по нервам. В нем просто-напросто рассказана история любви, главное, что талантливо, искренне и очень музыкально. А между тем все съемки (на две цифровые камеры) заняли не более трех недель. Артисты – сплошь любители, в основном музыканты. И постановщик картины – 33-летний ирландец Д.Карни тоже им был. Причем с 1991 по 1993 год – бас-гитаристом группы «The Frames», фронтменом которой является исполнитель главной роли в «Однажды» Г.Хансард, практически кинодебютант. В музыке он добился довольно многого, но на сегодня, в первую очередь, известен по представляемому фильму. Роль в нем органична Глену. Ведь он в 13 лет ушел из школы, зарабатывая выступлениями на улицах Дублина. В «Однажды» звучит 13 его песен и только одна из них написана не единолично – как раз Falling Slowly, ставшая событием мирового масштаба. Соавтором Глена выступила его партнерша по фильму – чешка М.Ирглова, родившаяся 22 февраля 1988 года в Валашских Мезиржичах. Я поначалу не поверил указанной дате, но потом убедился – Маркета на самом деле столь юна, хотя вполне убедительна в роли женщины с опытом. Она талантливая пианистка, с Хансардом знакома (и сотрудничает) с 13-ти лет, а на съемках «Однажды» у них возник роман. В титрах герои представлены без имен. Он – сын хозяина владельца ремонта пылесосов и горластый уличный музыкант. Буквально выкладывается в каждой песне, но денег собирает мало, а бывает еще и обворуют. Она – эмигрантка из Чехии – продает на улице то цветы, то журналы… Девушка надолго зависает у выступающего музыканта, бросает ему мелочь, а потом выспрашивает, чему и кому посвящены песни. Так налаживаются отношения. Девушка водит его в музыкальный магазин, где ей разрешают играть на рояле во время обеда. Выясняется, что они легко находят общий творческий язык. Девушка живет с мамой и дочерью Ивонной, а вот муж, который существенно старше ее, остался дома. У них дома на редкость колоритная обстановка. Но главный герой не столько заострен на романе, сколько на своем музыкальном проекте, проявляя хорошие организационные качества… Такой вот немудреный мюзикл о родственных душах, нашедших друг друга в толчее современного города. Премия «Оскар» и номинация на World Soundtrack за песню Falling Slowly. Премия «Независимый дух» за «инофильм». Номинация на Satellite за песню «If You Want Me». Призы зрителей на МКФ независимого кино в Санденсе и на МКФ в Дублине. Премия Chlotrudis за фильм. Номинации на Grammy: диск с саундтреком и песня. Номинации на Empire и Golden Trailer за саундтрек. Премия МКФ в Генте. Сборы в США $9,4 млн. Сборы в остальном мире $11,3 млн. Сборы в России $52 тыс. Бюджет $150 тыс. Рейтинг IMDb – 8/32758 голосов. ***
«СКОРО ВЕСНА»
(21, Пт, ОНТ, 23-05)
Россия, 2009, 87 мин, PG. Реж. Вера Сторожева («Небо. Самолет. Девушка», «Путешествие с домашними животными»); в рол.: Ксения Кутепова (матушка Екатерина/Тамара), Ольга Попова (Ольга), Сергей Пускепалис (Павел Николаевич), Мария Букнис (Джоконда), Евгений Князев (адвокат), Янина Когут (монашка), Антон Семкин (майор), Наталия Тетенова (Лиза), Ольга Иволгина (Ольга), Дмитрий Чернов (Костик), Станислав Лесной (Миха), Александр Наумов (Сиплый)
Драма по сценарию Ирины Васильевой («Рябиновые ночи»). Фильм будет показан в рамках телепрограммы «Закрытый показ», что уже само по себе свидетельствует о его неординарности. Итак, по запущенной провинциальной дороге, на которой воды больше чем земли, некто настолько сильно гонит красный джип, что сваливается в кювет. Оказавшаяся рядом 18-летняя послушница Ольга при помощи подопечных мужиков, доставляет недотепу-шофера в монастырскую палату. Эта неуклюже простодушная девушка, с ходу теряющая от него голову, буквально навязывает медицинскую помощь, хотя представившийся Павлом, кажется, в ней и не нуждается. По-крайней мере, из-за аварии. Более того, он сыплет фразами про проблемы человеческого бытия и вступает в конфликт с нашедшими здесь приют мужиками, который останавливает внезапно приехавшая милиция, решившая забрать обитателей монастыря, чтобы «снять пальчики». Ведь вполне возможно, что они здесь замаливают вполне конкретные грехи. И хотя искренняя воспитанница детдома Ольга уверяет, что не надо этого делать, ведь здесь «чистота, гигиена, молитвы», ее не очень-то и слушают. Тем более что выясняется – джип в розыске. Уже в милиции выясняется, что Павел богатый предприниматель, который таким образом «загулял». Хваткий адвокат быстро разруливает его ситуацию, а за остальных просит молодая матушка Екатерина, которая убеждена, что если они и натворили что-нибудь плохое, то в прошлой жизни. И даже намекает на свой опыт, что вызывает живой интерес мента, не понимающего, почему ее настолько притягивает зло. Речь о наркоманах, бомжах, психах, которые стекаются в монастырь… Павел делает им подарки с барского плеча, вроде ресторанного обеда, доставленного в «обезьянник», матушка сидит рядом с клеткой, чтобы быть со своими. У обоих есть свои секреты и общие обстоятельства прошлого… Как вы уже догадались, фильм притчевый, иносказательный, снятый в полудокументальной манере. В нем затрагиваются многие социальные язвы. А весна является символом обновления всего сущего… Съемки проводились под Псковом, где находится большое количество подобных православных общин. Участие в фестивале «Кинотавр». Сборы в России $9 тыс. Бюджет $2 млн. Рейтинга IMDb нет. **1/2
«ЭЛЕГИЯ»
(23, Вс, ОНТ, 23-50)
Elegy, США, 2008, 112 мин, CD, R. Реж Исабель Койше («Тайная жизнь слов», «Тайна звуков Токио»); в рол.: Пенелопа Круз (Консуэла), Бен Кингсли (Дэвид Кепеш), Деннис Хоппер (Джордж), Патриция Кларксон (Кэролайн Питер), Дебора Харри (Эми), Питер Сарсгаард (Кенни), Эмили Холмс
Мелодрама по роману американца Филипа Рота (род. 19.3.1933 г.), автора боле 25 романов, лауреата многих литературных премй. История взаимоотношений преподавателя колледжа Дэвида Кепеша и ослепительной кубинки Консуэлы Костило. У них разница в 30 лет. Он ветеран со сложной жизнью, но пребывающий в хорошей форме. Она теряет от него голову, во многом благодаря его харизме и интеллекту. И обоим понятно, что будущего в их болезненно-страстном романе нет… К сожалению, не получается успеть представить «Элегию». Остается лишь заострить внимание тех, кого привлекает умное и определенно депрессивное кино. Съемки проводились в Ванкувере. Участие в МКФ в Берлине. Номинации на премии Satellite: сценарий и 34-летняя П.Круз («Вики Кристина Барселона»), отмеченная также премией МКФ в Санта-Барбаре. Кстати, зрителям ленты предоставляется возможность полюбоваться прекрасным обнаженным бюстом этой актрисы. «Элегия» отмечена наградами ряда ассоциаций критиков, но угодила и в списки худших фильмов. Сборы в США $3,6 млн. Сборы за рубежом $11,3 млн. Сборы в России $0,85 млн. Бюджет $13 млн. Рейтинг IMDb – 6,8/8590 голосов. **1/2