Анна НЕЖЕВЕЦ
Вопросы логистики для горнолыжников актуальны больше, чем для любых других категорий отдыхающих: теплая одежда, костюм, лыжи занимают немало места в багаже. Конечно, все можно арендовать на месте, но так делают далеко не все. Потому перелеты из соседних столиц с пересадками не очень удобны для любителей лыжных трасс. Как и, главное, за сколько можно долететь до основных европейских курортов, не заработав инфаркт до прибытия на место катания?
Франция
Добираться до горнолыжных курортов Франции удобнее всего через Париж, Женеву, Лион или Шамбери. Женевский аэропорт – ближайший к курортам Трех долин (180–212 км), а также к Шамони (80 км), Тинь (165 км) и Валь-д’Изер (180 км), к тому же именно сюда можно найти наиболее удобные перелеты. Тем, кто намерен кататься в Лез Арк, стоит лететь в Лион (200 км от курорта), а настроенным на отдых в Ле Дез Альп нужен расположенный в 80 км аэропорт Шамбери. В Женеву традиционно летают из Москвы, но можно добираться из Варшавы. Стоимость перелета регулярными рейсами из этих городов примерно одинакова – в районе 200 евро. Кстати, в январе прямые рейсы из польской столицы будут организовываться компанией LOT Polish Airlines по четвергам.
Еще один достаточно удобный вариант проезда в Куршевель для тех, кто хочет совместить катание с небольшой экскурсией, – перелет в Париж. Тем более, что путешествовать таким образом можно по вторникам и четвергам напрямую из Минска на самолетах компании «Белавиа».
Отдых на популярных альпийских курортах недешев из-за высоких цен на проживание, трансферы и ски-пассы, поэтому выбор бюджетной авиакомпании не повлечет существенной экономии. Но немного снизить издержки на перелет возможно, если лететь лоу-костом из Вильнюса (от 20 евро) в Париж, а до места назначения добираться на поезде и автобусе. Единственная проблема – камеры хранения в аэропортах небольшие, и поместить туда полный комплект снаряжения будет проблематично. Кроме того, у тех горнолыжников, кто летит «со своим самоваром», в ходе перелета с пересадками могут возникнуть проблемы: нужно учитывать время стыковки, чтобы успеть переоформить багаж.
Италия
Хорошей инфраструктурой, разнообразием и сложностью трасс курорты Италии не уступают австрийским или французским и популярны у горнолыжников благодаря более низким ценам. Высокий сезон здесь приходится на декабрь–февраль, поэтому бронировать билеты на январь-февраль следующего года лучше сейчас. Проще всего лететь сюда из Москвы, Каунаса или Вильнюса в итальянские города Верона, Милан, Турин и австрийский Инсбрук. На курорты восточной группы, и популярной системы Селла Ронда в том числе, удобно лететь рейсами Москва–Инсбрук: из Инсбрука в Больцано и Тренто ходят поезда, а оттуда до курортов можно доехать на автобусе. Цены на такие перелеты составляют примерно 160–250 евро. Единственный минус такого маршрута, по мнению бывалых туристов, – вероятность не долететь до места назначения: иногда из-за плохой погоды самолеты приземляются в Мюнхене.
Ближайший к Червинии – самому высокогорному курорту Италии – аэропорт находится в Турине, куда можно добраться из российской столицы с пересадкой в Париже за сумму от около 350 евро. Многие горнолыжники выбирают перелет до Милана, расположенного на 60 км дальше, чем Турин. Причин несколько – возможность полюбоваться красотами города и сделать покупки, наличие недорогих автобусных трансферов на курорт, а также то, что в этот итальянский город из Киева, Вильнюса и Варшавы летают лоу-косты. Перелет Москва–Милан обойдется примерно в 280–300 евро.
Австрия
Австрия – одно из популярных на белорусском рынке горнолыжных направлений: местные горнолыжные школы считаются лучшими в Европе, сюда удобно добираться на машине или по воздуху. На тирольские курорты можно попасть и через Мюнхен или Зальцбург, но обычно туристы летят через Инсбрук, откуда осуществляются самые удобные трансферы. Добраться до курортов земли Зальцбург можно через сам одноименный город, а также через Вену и Мюнхен. В аэропорт Зальцбурга из Минска придется лететь с двумя пересадками – в Москве и в Берлине или Дюссельдорфе, или прямиком из московского аэропорта Домодедово. Стоимость перелета из Москвы в январе 2013-го начинается с отметки в 120 евро. Если турист предпочел лететь через Мюнхен, то до курортов Зальцбурга придется преодолеть 200–270 км. Такое воздушное путешествие можно совершить с аirBaltic приблизительно за 140 евро прямо из Минска, но стыковка между рейсами в Риге может занять 20–26 часов. Поэтому если турист не намерен гулять по латвийской столице, удобнее лететь LOT Polish Airlines с небольшой (4–7 часов) стыковкой в Варшаве – цена от 200 евро.
Андорра
У Грандвалиры и Вальнорда – двух самых крупных горнолыжных регионов Андорры – также достаточно поклонников. Направление довольно популярно, несмотря на то, что в Андорре нет ни аэропорта, ни железнодорожной станции – ближайший пункт на карте железных дорог находится во Франции. Воздушный путь сюда обычно лежит через Барселону; аэропорт Тулузы от этого небольшого государства отделяет 195 км, Каркассона – 176. Из этих городов до курортов Андорры можно добраться на автобусах. Самый дешевый рейс регулярных линий из Москвы до Тулузы (примерно 170 км от андоррских курортов) в январе предлагает компания Turkish Airlines – около 200 евро. Стоимость билетов на регулярные линии из Москвы до Барселоны, которая находится в 195 км от Андорры-Ла-Вельи, примерно такая же, как до Тулузы. А вот если отправляться в город Гауди из Варшавы, то можно найти билеты за сумму около 120 евро – от ТАП «Эйр Португал».
Еще один доступный вариант перелета через Барселону – лоу-косты. Можно подобрать вполне бюджетный рейс из Вильнюса или Варшавы. Однако такой вариант подходит скорее горнолыжникам, которые не планируют брать с собой снаряжение: провоз багажа при полете лоу-костом оплачивается отдельно, и цена за эту услугу может значительно превышать стоимость самого билета. Например, в январе из Вильнюса по воскресеньям и четвергам будет летать самолет Rуanair в Барселону, и если забронировать билеты сейчас, то полет в одну сторону обойдется примерно в 40–50 евро.