В шедевре советской кинематографии, фильме «Бриллиантовая рука» есть эпизод, когда обычный гражданин Семен Семенович Горбунков отправляется в морской круиз. Миллионы зрителей, глядя на белоснежный корабль «Михаил Светлов», завистливо вздыхали, ибо подобные путешествия большинству из них даже и не снились. Сегодня круизный туризм, который берет свое начало еще в XIX веке, востребован во всех странах мира и развивается очень динамично. О том, в чем секрет подобного успеха и насколько реально развитие этого элитного вида путешествий в Беларуси, мы беседуем с руководителем туристической компании «МАТЭП-90» Людмилой Мачульской.
– Людмила Иосифовна, каким образом вы загорелись идеей развивать в Беларуси круизный туризм?
– Мое увлечение этим необычным видом путешествий началось в прошлом году, когда я побывала на семинаре по круизному туризму. Это было так интересно, что мне сразу захотелось немедленно наладить отправку туристов из Беларуси. Но действительность несколько охладила мой энтузиазм. Этот семинар состоялся в марте, я вернулась, а у нас – обвал рубля и просто экономическая катастрофа! Устроители мероприятия тогда мне сказали: «Мы вычеркиваем Беларусь и белорусских туристов». Однако мне не хотелось сдаваться, и понемногу туристы в круизы все-таки поехали. Разумеется, это не тот поток, который хотелось бы наладить, не групповые массовые поездки, но интерес со стороны индивидуалов разбудить удалось. Совсем недавно я вернулась с очередного семинара, который организовала на семь дней круизная компания Breeze Line для представителей стран СНГ, и он впервые прошел на круизном лайнере. Присутствовали представители 60 туристических компаний из России, Казахстана, Армении, Азербайджана и Беларуси. Мы шли из Афин в Венецию, осматривая по пути греческие острова.
Хочу отметить такую деталь: когда туристы регистрируются на лайнерах, отправляясь в круиз, им нужно выбрать из списка страну, откуда они прибыли. Так вот: Беларуси в этих списках пока нет! Пришлось официально обратиться к руководству круизных компаний, с которыми мы начали сотрудничество, чтобы они эту досадную оплошность исправили.
– Получается, что для белорусов круизы – направление совершенно незнакомое? И в чем, на ваш взгляд, причина? Что именно препятствует популярности подобных путешествий?
– Дело в том, что жители Беларуси думают приблизительно так: «Круизы – это престижно, комфортно, красиво, но это дорого. Это не для нас! Поэтому мы даже и мечтать о них не будем!» Но дороговизна круизов – это всего лишь миф, стереотип, который очень хотелось бы развеять. Для меня это стало настолько очевидным, что именно поэтому я и взялась за реализацию путевок в морские путешествия, зная наши экономические реалии и материальные возможности клиентов. Чтобы не быть голословной, приведу пример: круиз в декабре «Карибы без виз из Доминиканы» на 8 дней стоит 329 евро, круиз из Дубая в Оман также на 8 дней – от 249 евро (место в двухместной каюте). И таких примеров можно привести множество! Даже если посчитать все накладные расходы на перелет и транзитные ночлеги, получится экономичнее, чем отдыхать в пятизвездочном отеле, скажем, в Турции. Например, я летела со своего семинара из Венеции во Львов. Билет стоил 40 евро. Гостиница в центре Афин обошлась мне в 17 евро с завтраком «шведский стол». Одноместный номер в отеле в Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Св. Марко – 48 евро с завтраком. Круиз можно совместить и с автобусным путешествием, к примеру, в Италию. Цены, которые я озвучила, относятся к так называемым «внутренним» каютам. Стоимость кают с окном или с балконом выше. Однако предлагая туристам размещение на лайнере, мы советуем не зацикливаться на каютах с окном – эти окна все равно не открываются, да и сам лайнер, состоящий из 12–19 палуб, предоставляет такое количество мест для обзора и развлечений, что туристы чаще всего приходят в каюты только ночевать.
– А что входит в эту стоимость?
– Как правило, в стоимость входит само перемещение на комфортабельном лайнере, размещение в каюте выбранной категории, круглосуточное питание на борту (без стоимости спиртных напитков), все развлечения на борту. Для настоящих гурманов здесь есть альтернативные рестораны (оплачиваются только заказ столика и напитки), представляющие кухню определенной страны или определенного типа.
Кстати, обслуживание в номерах тоже входит в цену, поэтому туристы вполне могут заказать себе, скажем, кофе в постель… Отмечу, что уборка в каютах производится дважды в сутки, и белье меняют ежедневно. Из дополнительных расходов назову портовые сборы.
– Судя по некоторым зарубежным художественным фильмам, рекламе и отзывам туристов, путешествие на морском корабле – это просто постоянный и непрекращающийся праздник…
– Это на самом деле так. Ведь современный лайнер – это даже не пяти-семизвездочный отель – это целый курорт! За одну поездку, особенно, если она длится 8-9 дней, его можно и не обойти. Круизные компании соревнуются друг с другом в архитектурных изысках, дизайне и просторности кают, холлов, залов ресторанов, коридоров и других помещений.
Кроме того, корабль сам по себе – огромный развлекательный комплекс, который представляет своим гостям десятки сценариев проведения досуга. В любое время дня и ночи туристов ждут развлечения на любой вкус. Здесь есть театры, где можно посмотреть новые постановки, огромные кинотеатры, бассейны, джакузи, постоянно проводятся мастер-классы по танцам и кулинарии и дегустации, есть концертные залы, дискотеки, аквапарки, поля для гольфа и тенниса, тропические сады, spa-салоны и многое другое. Дважды во время круиза проходят настоящие балы. Сегодня морские круизы дают уникальную возможность не только прекрасно отдохнуть, но и провести семейные торжества – свадьбу или юбилей, и это на самом деле очень красиво и по-настоящему романтично.
Очень комфортно на лайнерах чувствуют себя дети любых возрастов, для них организуются специальные развлечения, с ними работают воспитатели. Большинство круизных компаний предлагает значительные скидки при размещении ребенка третьим или четвертым в каюте, а некоторые и вовсе позволяют детям до 18 лет путешествовать бесплатно, оплачивая только портовые сборы. И самое, на мой взгляд, основное: каждый день туристы видят новую страну, новые достопримечательности, они получают богатую экскурсионную программу. Поэтому и с познавательной точки зрения круизы просто неоценимы!
– Для того чтобы отправиться в морское путешествие, туристам необходимо добраться до порта, а это визы, перелеты… Эти проблемы тоже решает ваша компания?
– Разумеется. Мы бронируем билеты на самолеты, отели, в том случае, если туристам необходимо дождаться отправления, открываем визы. Вот сейчас оформляем клиентам 6 виз, чтобы они смогли насладиться 17-дневным круизом «Азиатские жемчужины». Мое глубокое убеждение – мы должны сделать все, чтобы расширить возможности наших туристов и географию путешествий. Нельзя все время ходить по одним и тем же дорогам! Отечественные туристы уже хорошо знают Европу и некоторые другие популярные южные курорты. Пора менять приоритеты. Для многих людей, особенно для тех, кому за 40, уже утомительно, к примеру, перемещаться на автобусе, в каждом отеле распаковывать и запаковывать чемоданы. На круизном судне этого делать не нужно, спокойствие и комфорт клиентам обеспечены.
– В прошлом году настоящей сенсацией стало происшествие с лайнером Costa Concordia. Возможно, отечественные туристы считают это направление небезопасным? Или просто боятся «морской болезни»?
– Наверное, я не открою Америку, если скажу, что, согласно статистике, морские пассажирские перевозки – самый безопасный вид транспорта. Существует и очень высокая степень защиты на борту: множество ступеней контроля и степеней защиты при прохождении на борт, которые гарантируют безопасность пассажиров на борту. В обязательном порядке проводятся тренинги по технике безопасности. А что касается «морской болезни», то уверяю – на огромных круизных лайнерах не существует никакой качки. Даже вполне приличные волны не ощущаются – проверено на собственном опыте!
– Что можно посоветовать туристам, которые хотели бы отправиться из осенней сырости и прохлады в теплые края, провести новогодние и рождественские праздники в необычной обстановке?
– Любителям тепла и солнца подойдут круизы по Карибскому бассейну. Мы предлагаем подобное путешествие на корабле Grand Princess 5, 12 и 19 января 2013 года на восемь дней. Цена – от 599 долларов. С 5 января можно отправиться в круиз с посещением островов Карибского бассейна на лайнере Crown Princess. Стоимость – от 549 долларов.
Незабываемым может стать круиз по Панамскому каналу (16 и 26 февраля). За 11 дней туристы увидят остров Аруба, Колумбию, Панаму, Коста-Рику, Ямайку. Путешественников порадует погода, если они поплывут вокруг ОАЭ.
Сейчас действует уникальное спецпредложение «Продли лето с Princess!» Для тех, кто не успел порадоваться теплым дням, определены даты заездов – 8, 13, 20 и 27 ноября. Лайнер Crown Princess 5* отвезет их из Венеции в Афины. Стоимость – от 499 долларов на человека. Можно выбрать круиз по маршруту: Афины – о. Миконос, Греция – Эфес/Кушадасы – о. Санторини – Неаполь/Помпеи – Рим.
Сегодня появилось много новых увлекательных маршрутов, предлагаемых 13 круизными компаниями, с которыми мы сотрудничаем. Это уникальная возможность посетить Японию, Австралию, далекий Мадагаскар и загадочную Аляску.
Забронировать себе место на комфортабельном лайнере можно будет прямо на выставке «Турбизнес-2012», на стенде туркомпании «МАТЭП-90».
Беседовала Надежда СУСЛОВА