"Из славного города Полоцка", - подписывался Франциск Скорина, не набивая цену малой родине, а исходя из реалий своего времени. Некогда Полоцк был очень знаменит.
Но почему был? Разве каждый белорус со школьной скамьи не знает о его величии? Однако достаточно ли этого? Не зря ведь на растяжке в начале проспекта Карла Маркса начертано: "Полоцк - лучший город Земли". Здесь Географический центр Европы. Значит, и прошлые достижения, и нынешний статус (да и амбиции) обязывают к большему. Станет ли древняя столица Меккой не только для белорусских, но и иностранных туристов?
Сегодня ведется работа сразу в нескольких направлениях по "раскрутке" города не только на национальном, но и международном уровне. В частности, сюда уже не раз приезжали эксперты ЮНЕСКО, чтобы изучить вопрос о включении ряда ценных памятников архитектуры в Список всемирного культурного наследия: Софийского собора XI-XVIII веков, Спасо-Преображенской церкви XII столетия - и это как минимум.
По итогам VI Республиканского туристического конкурса "Познай Беларусь!" председатель Полоцкого горисполкома Владимир Точило был награжден специальным дипломом "За личный вклад в развитие туризма в Республике Беларусь". Вдобавок за экспозицию "Прогулка по Нижне-Покровской улице" дипломом второй степени конкурса отмечен Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, который прежде удостаивался гран-при форума.
Еще ранее Виктор Янковенко, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма, заявил об особом положении Полоцка среди других местностей Беларуси в общей государственной стратегии развития туризма. А Полоцкий государственный университет с этого года объявил набор на специальность "Туризм и гостеприимство". Значит, будут в городе свои знатоки и профессионалы нового бизнеса.
У гостей же города должна быть возможность не только познакомиться с достопримечательностями, но и вкусно пообедать, приобрести качественные и оригинальные сувениры. А главное - путешественнику необходима мотивация, чтобы задержаться в Полоцке более чем на сутки. "Турист на один день - нерентабелен, - прагматично рассуждает Николай Ильюшенок, заместитель председателя Полоцкого горисполкома. - С точки зрения экономики необходимо, чтобы человек приехал, переночевал в гостинице, покушал, приобрел сувениры. Тогда будут оправданы те расходы, которые взял на себя город по созданию туристической инфраструктуры. Вполне логично, что, развивая туризм, мы хотим получать и прибыль.
Пока же получается так, что приезжают автобусы с туристами и, ненадолго задерживаясь, уезжают. А потом, скажем, возле Спасо-Евфросиньевского монастыря разбитую после визитов десятков, сотен "Икарусов" дорогу город ремонтирует за свой счет, и никого не волнует, откуда у нас эти деньги".
Прогуливаясь по Полоцку, ловишь себя на мысли, что город очень ухоженный, а главное - много сохранившихся старинных построек не только прошлого, позапрошлого, но даже XVIII века. Последние годы в Полоцке - как салют после десятилетий серых будней. Не забыть, как еще недавно лежали в руинах корпуса бывшего иезуитского коллегиума. А сегодня здесь вновь учебные классы. Теперь старинные стены украшены табличкой с надписью "Полацкi дзяржаўны унiверсiтэт". Под массивными сводами звучит звонок, зовущий студентов на занятия: И кажется, более чем четыреста лет спустя здесь продолжается Традиция, начатая в далекие времена, когда сам король Стефан Баторий повелел основать в Полоцке высшее учебное заведение...
В одном из зданий XVIII века недалеко от коллегиума, на площади Свободы, будет в ближайшее время расположен Полоцкий информационно-туристический центр. Может, здесь придумают, как задержать в Полоцке туриста более чем на день. Что, кроме храмов, музеев, здесь привлечет внимание приезжего, чтобы захотелось прогуляться по старинной мостовой не в один конец, а туда-обратно, а может, вернуться сюда еще много-много раз? Ну, скажем, сегодня послушал концерт органной музыки, совершил променад по бульвару, посетил магазинчики, отдохнул, следующий день провел в монастыре, зашел в храмы разных конфессий, вечером расслабился в ресторане, на третий день "нагрузил" себя музеями...
По мнению Игоря Загрекова, ведущего специалиста отдела физической культуры, спорта и туризма Полоцкого горисполкома, чтобы рассчитывать на поток туристов, нужно создать для них те минимальные удобства, которые уже есть в европейских исторических городах, но только начали внедряться в Полоцке. В первую очередь это указатели на национальном и английском языках и информационные тумбы, первые из которых уже, к слову, установлены. Все это стоит немалых денег. Одна тумба - 3 миллиона рублей, хотя и кажется, что все проще некуда - карта под стеклом!
Разработана музейная карточка, позволяющая туристу посетить все или определенное количество музеев Полоцка по "единому тарифу". Однако карточка еще не вступила в действие. По довольно-таки прозаической причине. Ее до сих пор "согласовывают" в Министерстве культуры и Министерстве спорта и туризма. Бюрократическая процедура оттягивает внедрение оригинального турпродукта, хотя о нем уже давно ведутся разговоры и аналогичная инициатива давно прошла реальную апробацию в странах ЕС.
Очевидно, некоторые формальные преграды не позволяют оперативно реагировать на актуальные потребности туристов. За примером ходить далеко не надо. Я заглянул на полоцкий почтамт, где за 10 тысяч рублей можно приобрести сертификат о посещении Географического центра Европы. К сожалению, получить на почтамте соответствующий сертификат на белорусском или на английском языке не представлялось возможным. Были только бланки на русском. К большому сожалению, сертификат даже не предлагают "обернуть" в файл, не говоря о том, чтобы вставить в рамочку и в готовом виде продавать туристу. Хотя, что проще - реализовывать "полный пакет", ведь стоимость рамки в любом магазине канцелярских принадлежностей - 5 тысяч рублей!
Зато в магазине сувениров на проспекте Карла Маркса представлен вполне приличный подарочный ассортимент - от керамических плакеток до расчесок с полоцкой городской символикой. У руководства Полоцка более жесткий подход: сувениров должно быть еще больше - всяких и разных, и не только в одной точке. Подобных точек - и сувенирных лавок, и предприятий общепита - уже немало в сравнении с недавним прошлым. Одни названия новых магазинов не могут не радовать глаз: "Старый Полоцк", "Кривичи", "Княжица", "Город мастеров", "Доминика" (так именуется пиццерия). Целостный туристический продукт формируется из мелочей. И. Загреков уверяет, что вскоре путешественник как минимум будет точно знать, что, обращаясь в инфотурцентр, а также в гостиницу, другие общественные учреждения, всегда получит подсказку: как, куда пройти, где, что посмотреть, купить. К слову, в создаваемом инфоцентре не только сориентируют, куда направиться, но и предложат уже готовые маршруты (паломнический, музейный, военно-патриотический и др.), а также будут вручать бесплатную карту города.
Полочане учатся преподносить то богатство, которое их окружает, и вовсе не в одиночку. Город является ключевым пунктом будущего транснационального маршрута "Из варяг в греки", принимает участие в про-дленной до следующего года инициативе "Панорама Двина-Даугава", а совсем недавно включился в международный проект под эгидой ЕС - Bella Dvina.