https://www.traditionrolex.com/8
<p>Софья Хоментовская родилась в небольшой деревушке под Пинском в 1902 году. Затем жила в Варшаве и Буэнос-Айресе. Она посвятила свою жизнь фотографии и благодаря своему искусству была очень знаменита в середине прошлого столетия. А потом были десятилетия забвения – до тех самых пор, пока польский фонд «Археология фотографии» не вернул миру имя Софьи Хоментовской</p>

Софья Хоментовская родилась в небольшой деревушке под Пинском в 1902 году. Затем жила в Варшаве и Буэнос-Айресе. Она посвятила свою жизнь фотографии и благодаря своему искусству была очень знаменита в середине прошлого столетия. А потом были десятилетия забвения – до тех самых пор, пока польский фонд «Археология фотографии» не вернул миру имя Софьи Хоментовской.

Не так давно вспомнили о своей землячке и белорусы. Режиссер Юрий Горулев снял фильм, посвященный этой выдающейся женщине. На днях вышла русская версия этого фильма, в настоящее время готовится и вариант фильма на польском языке.

Совершенно очевидно, что сегодня не имеет смысла спорить о национальной принадлежности этого талантливого человека, ею вправе гордиться как поляки, так и белорусы. О наиболее значимых вехах жизненного пути Софьи Хоментовской, ее вкладе в историю мы поговорили с известным режиссером, директором студии «Стопкадр» Юрием ГОРУЛЕВЫМ, автором фильма «Летапіс у промнях святла».

– Юрий, расскажите, пожалуйста, кем была Софья Хоментовская, где жила, чем занималась.

– Софья Хоментовская родилась в 1902 году в Порохонске, в 20 километрах от Пинска. Она происходила из знатного рода Друцких-Любецких. В генеалогическом древе этого рода 16 гербов. По линии мамы она принадлежала к Радзивиллам. Уже в детстве родители подарили ей фотоаппарат. Со временем фотография стала для нее профессией и даже больше – жизненной потребностью.

Софья-Хоментовская

Софья Хоментовская снимала Полесье, которое, к сожалению, мы потеряли навсегда: болота, которые потом осушили, архитектуру, которая была уничтожена во время войны, людей, быт. Затем она уехала в Варшаву, где у нее было много родственников. Ей было 25 лет – зрелый человек. Она уже участвовала в различных конкурсах и получала призы. Министерство коммунального хозяйства пригласило ее работать штатным фотокорреспондентом. Она запечатлела аристократическую Варшаву. Всюду, где б она ни была: на приемах, балах, – она брала с собой фотоаппарат. Обычным репортерам вход туда был закрыт. Софья же была своей, для нее были открыты любые двери. Эти снимки уникальны и представляют огромную ценность. Она снимала довоенный Старый город. Снимала и войну, сама участвуя в знаменитом Варшавском восстании. К несчастью, сохранились не все снимки. Когда восстание было подавлено, партизаны попросили Софью уничтожить негативы, чтобы по ним немцы не нашли уцелевших. Именно по сохранившимся снимкам, которые делала Софья, шло восстановление послевоенной Варшавы. А в 1945 году была организована выставка «Варшава обвиняет», и на фотографиях Софьи Хоментовской можно было видеть, каким город был до войны и во что превратился после бомбежек. Выставка эта объездила почти всю Европу.

Пинск

А потом Польша стала социалистической, и к людям такого уровня и мировоззрения, как Хоментовская, стали относиться так же, как и в СССР, то есть их репрессировали (некоторых родственников по линии Радзивиллов увезли в сибирские концлагеря). По­этому Софья вынуждена была перебраться в Западную Европу. Но после войны плохо жилось и там – разруха и бедность. И она уезжает в Аргентину… Вот такая непростая, полная приключений, трагедий и неожиданных поворотов жизнь была у Софьи Хоментовской.

Гродно

Надо сказать, что впоследствии Софья подарила Варшаве 5 тысяч негативов. Их привезла в Польшу ее подруга, которая жива до сих пор. Негативов с изображением Беларуси там не было, поскольку полесская коллекция поляков не интересовала. Эти снимки были показаны общественности всего пару лет назад.

Поскольку «панское прошлое» в Беларуси никогда не пропагандировалось, то и о Софье Хоментовской мы ничего не знали. И, возможно, не узнали бы, если бы не поляки. Когда варшавский фонд «Археология фотографии» в 2008 стал заниматься личностью и творчеством Хоментовской, был издан фотоальбом и организована выставка, которую привезли и к нам. Выставка была показана в столичном Национальном историческом музее и в пинском музее Полесья

Полесье

Напоследок хочу добавить любопытный штрих. Хоментовская была состоятельной женщиной. Однако, когда после подавления восстания она уходила из города, то взяла с собой вовсе не драгоценности, а… негативы. Причем негативы несли все, включая детей. Это показывает, насколько человек был предан своему делу.

Варшава

– Каким образом вы узнали о Софье Хоментовской, как пришла идея снять фильм?

– О Софье Хоментовской я впервые услышал от друга-журналиста из Пинска. В Полесье он знает  каждый пятачок. Вот и сказал мне, что жила у них когда-то такая выдающаяся личность. Я тогда еще ничего не знал о фонде «Археология фотографии», который приложил много усилий для увековечения памяти этого прекрасного мастера. Я начал искать следы. Познакомился с ее подругой из Аргентины, ныне уже пожилой женщиной. Для фильма поездка в Америку была просто необходима, но снимали мы его своей частной студией – денег не было. Поэтому и обратились на «Беларусьфильм» – предложили совместный проект. Поездку в Аргентину нам оплатили, мы встретились с дочерью Софьи – она стала полнокровной героиней фильма. Фильм был снят на белорусском языке. На днях, если точнее, 24 сентября, мы закончили русскую версию, которую отдадим в эфир российскому телеканалу «Культура». Увидит свет и польская версия. О Хоментовской будут знать – она это заслужила. Разумеется, фильм видела и дочь Хоментовской. Мы адаптировали фильм, и он был показан с английскими субтитрами.

– Привозили ли вы фильм в Порохонск? Как там его восприняли? Осталось ли там что-нибудь со времен Хоментовской?

– На родине Хоментовской – в Порохонске – абсолютно ничего об этой выдающейся женщине не напоминает. Что не сгорело во время войны, то сами уничтожили после войны. Если уж в Пинске взорвали один из самых красивых костелов в Восточной Европе, ценнейший памятник архитектуры, а на его месте поставили памятник Ильичу, то что уже говорить о шляхетской усадьбе в деревне?!

Мы показывали фильм в Порохонске. Присутствовали и представители польской стороны. Местные жители отнеслись к фильму, мягко говоря, холодно. Такое ощущение, что просто согнали в кино детей, которым все это было «до фонаря». Лишь сотрудники музея Полесья в Пинске просмотрели фильм с удовольствием, даже прослезились. Из местных властей не было никого. К белорусскому наследию они, видимо, относятся «абыякава».

– Планируете ли вы и впредь открывать для нас наших забытых земляков?

– Разумеется! На том же Полесье жил знаменитый белорусский род – Скирмунты. Для Беларуси, и в частности для Полесья, они сделали много хорошего: фактически подняли экономику края, создали большие производства. При этом о них известно очень мало. Равно как и об еще одном полесском фотографе, Яне Булгаке, кстати, добром знакомом Хоментовской.

Я хочу подчеркнуть, что белорусская земля всегда была богата на интересных людей. И мы должны сами рассказать о них миру. А прежде всего – напомнить себе об этих личностях. И именно на духовном наследии наших великих земляков, талантов, гениев и героев растить будущие поколения. Софья Хоментовская, Роман Скирмунт, Ян Булгак – вот чьи памятники должны украшать наши города, вот чьи имена должны носить наши улицы! Только тогда нация встрепенется, нас начнут уважать, и мы сможем гордиться своей землей!

Беседовал Павел ДОБРОВОЛЬСКИЙ

https://www.traditionrolex.com/8