Австрия как туристическое направление в первую очередь ассоциируется с горнолыжным отдыхом. Отпуск на горнолыжном курорте для белорусов в первую очередь ассоциируется с Австрией. Эта закономерность на нашем рынке возникла не случайно, она имеет свою достаточно показательную историю, динамику развития и даже драматические моменты. В настоящий момент Австрия как горнолыжное направление оказалась для белорусских туркомпаний на некоем переломном этапе, и во многом в зависимости от расклада сил на рынке находится вопрос, получит ли в будущем сезоне белорусский клиент ту австрийскую горнолыжку, которую он хочет.
Лилия КОБЗИК
Для того, чтобы понять, что сегодня происходит с австрийским направлением, надо посмотреть, как в принципе развивается наш туризм. В 1996-1997 гг., когда белорусский рынок с трудом выходил на европейские рубежи, а фирмы еще только мечтали подстроиться с чартерными программами под вкусы и кошелек массового клиента, обкатка достаточно дорогих маршрутов во многом зависела от личных связей и круга общения директоров и менеджеров турфирм. Частично таким наш туризм остается и по сей день. Поскольку существенно рынок не увеличивается либо растет теневым образом (вылеты из зарубежных аэропортов), во многом направление может опираться на личную базу наработанных клиентов двух-трех ведущих менеджеров. Несколько лет назад, когда Австрия была уже, можно сказать, на пике популярности (в лучшие годы в сезон в Австрию из Беларуси уходило 5 чартеров), одна из российских фирм попыталась войти на направление, но попытка оказалась неудачной. Причина? Не было собственной базы клиентов, а рынок этот "домашний", "пестовался" фирмами годами, просто так, с наскока, клиента не получить. Правда, забегая вперед в выводах, можно сказать, что этот личностный, "гнездовой" принцип существования нашего туризма играет с рынком и злую шутку: рынок просто-напросто не получает нужного развития и притока свежей крови, а это всегда ведет к застою. В общемто, в этом году австрийское горнолыжное направление вплотную подошло к этому неприятному понятию, и те, кто серьезно работает с направлением, хорошо это понимают. Однако вернемся к истокам.
* * *
Еще в конце 90-х белорусские горнолыжники либо ездили на австрийские курорты на собственных автомобилях (преимущественно), либо летели регулярным рейсом до Вены и оттуда самостоятельно добирались до Зальцбурга. Тогда курорты этого региона были у нас популярны (Цель-ам-Зее, Капрун), поскольку они достаточно экономичны. А вот о тирольских трассах и курортах практически никто не знал. Точнее, знали, что там дорого и до них от Зальцбурга еще 400 км на машине. Популярность Ишгля, Зёльдена и Серфауса пришла позднее.
Отметим, что еще в 1995 г. специально для белорусских турагентов и журналистов был организован фам-трип в Зальцбургский регион, однако, чтобы поставить первый чартер, понадобилось еще 10 лет.
Практически сразу определилось, что горнолыжный отдых - это тусовка, компания. Ехать и кататься одному - как-то странно. Отпуск на горнолыжном курорте - это, по сути, возвращение в детство: солнце, снег, катание. Поэтому очень часто компании клиентов брали и берут апартаменты: так удобнее общаться и веселиться.
Автобусные цепочки в Австрию сформировались только на стыке 1990-х и 2000-х гг. У истоков стояли такие фирмы, как "Белфер", "Белтранслайнер", "Санни Трэвел", "ВЛП". Постепенно, замечают специалисты, направление стало смещаться в сторону Тироля. Горы в районе Зальцбурга немного пониже (до 1800 м), иногда бывали проблемы со снегом, народ уже научился кататься, людям хотелось гарантированной погоды и хорошей горнолыжной индустрии. Собственно, в этих же факторах кроется и главная причина (помимо финансовой) перехода клиентов от восточно-европейских курортов (Польша, Чехия, Словакия) к западным (главным образом - австрийским). У нескольких фирм сформировался крепкий слой клиентов-горнолыжников, у соответствующего рынка появилась емкость, и следующим логичным шагом в 2004-2005 гг. стала постановка чартера. Операторами программы стали "Белтранслайнер" (фирма, роль которой в продвижении австрийской горнолыжки трудно переоценить) и "Санни Трэвел". В первый год выполнения чартерной программы самолет садился в порту Фридрихсхафена, затем маршрут был переориентирован на Инсбрук. "Первый же чартер продемонстрировал, что горнолыжная Австрия - проект очень удачный для белорусского рынка, - говорит Елена Янченко, в 1995-2005 гг. ведущий менеджер по австрий скому направлению компании "Санни Трэвел". - Продукт оказался беспроигрышным, все клиенты остались довольны". Елена Янченко - не единственный специалист, который указывает на оптимальность и "беспроигрышность" австрийского горнолыжного продукта. В чем же эта оптимальность заключается? Тут без сравнения не обойтись.
* * *
На первом этапе горнолыжная Австрия на нашем рынке развивалась параллельно с Францией. Позже некоторую известность приобрели итальянские и швейцарские курорты. Немножко сбоку всегда двигалась Германия, которая, впрочем, до сих пор находится в тени Австрии. Швейцария традиционно считается слишком дорогим направлением. "Австрия всегда являлась самым экономичным из дорогих западно-европейских направлений, - комментирует Ва силий Грынь, эксперт по горно лыжному отдыху. - Есть элитные места и роскошные регионы, но есть и Циммерталь, и Цель-ам-Зее, где можно найти пансион по 24-32 евро - это, кстати, дешевле, чем размещение в Силичах. А в Швейцарии меньше чем за 80 евро пансиона не найдешь".
Со временем стало понятно, что и Франция - достаточно неоднозначный продукт для нашего рынка. "Франция сложна в бронировании, - замечает специалист по горно лыжному направлению компа нии "Санни Трэвел" Виктория Дорогонько. - Размещение там больше ориентировано на шале и апартаменты, наши авиатуристы все-таки предпочитают отели. Кроме того, до французских курортов сложнее добираться, и этот рынок плотно занят российскими операторами". В общем, белорусским Куршевелем стал Ишгль, и это не случайно.
* * *
Белорусская катающаяся публика отдала предпочтение Ишглю по многим причинам. Если сравнивать, то, по мнению Виктории Дорогонько, Зельден завоевал имидж курорта "золотой молодежи", Серфаус - респектабельного местечка для семейного отдыха, Санкт-Антон - средоточия трасс для весьма продвинутого катания, Лех - и вовсе заоблачной тусовки для представителей королевских фамилий. Для белорусского рынка оптимальным вариантом оказался Ишгль - модный у состоятельной публики, но все же способный предложить классные отели разного ценового уровня, Ишгль - где есть 200 км отлично оснащенных, удобно промаркированных трасс, широкие склоны, гарантированный снег, фан-парки для сноубордистов, чрезвычайно разветвленное apreski и даже возможность кататься в Швейцарии, что было немаловажно до введения Швейцарией шенгенской визы. Еще и сегодня при произнесении слов "горнолыжный отдых" большинство наших горнолыжников дружно воскликнут: Ишгль! Но ситуация с направлениями, как и жизнь, не стоит на месте. Постепенно географический акцент горнолыжных туров стал размываться и смещаться - в сторону других стран и других курортов.
Кроме буквально подкосивших австрийское направление визовых причин, в ряд виновников остано вившегося развития австрийских горнолыжных туров профессионалы белорусского туризма готовы поставить и себя. "Нужно признать, что Австрию несколько заштамповали, - говорит Дмитрий Платков, глава компании "ВЛП", одного из лидеров рынка по продажам горнолыжных туров. - Наши туристы были достаточно ограничены в географии курортов и в выборе отелей. В Австрии есть масса мест, которые, может быть, не так раскручены, как Ишгль, но там также прекрасное катание и цены пониже. Белорусский рынок достаточно маленький, и, кроме того, в определенный момент клиентам хочется чего-то новенького, поэтому в настоящее время рынок, на мой взгляд, разворачивается к другому направлению. В первый эшелон выдвигается Италия".
К сегодняшнему статус-кво Австрия пришла всего за 3-4 года. Если еще несколько лет назад у "Белтранслайнера" было несколько самолетов на Австрию, плюс отдельный чартер грузили "Санни Трэвел" и "ВЛП", то в этом году "Белтранслайнер" вовсе ушел с рынка, передав всю наработанную базу консолидатору чартера - компании "АэроБелСервис", а "Санни Трэвел" и "ВЛП", развив прошлогоднюю тенденцию, переориентировались на итальянское направление. В итоге горнолыжные авиапрограммы этого года из Минска свелись к одному чартеру на Австрию и одному на Италию. Не будем забывать, что белорусский рынок во многом зависит от визового вопроса. В те несколько лет, когда немецкое посольство, выдающее белорусам шенгенские визы для посещения Австрии, выдвигало особенно жесткие требования к документам, итальянское вдруг потеплело в отношении виз, объявило аккредитацию для турфирм, и ведущие игроки рынка смогли предложить своим клиентам альтернативу. Что же ожидает направление в ближайшие годы?
"Если к лету, когда придет время бронировать горнолыжные отели, ситуация с мировым финансовым кризисом стабилизируется, увеличение потока туристов на австрийские курорты будет, - считает Виктория Дорогонько ("Санни Трэвел"). - Мы приложим для этого все усилия. Но, думаю, пройдет год-два, прежде чем начнется настоящий рост потока. Визовая проблема настолько негативно отразилась на настроениях клиентов, что нужно время, чтобы восстановить имидж направления". "Толчком к восстановлению потока и дальнейшему развитию, конечно, стало бы открытие консульского отдела австрийского посольства в Минске либо аккредитация белорусских турфирм при посольстве Австрии в Москве", - считает Дмитрий Платков ("ВЛП"). "Прошлогодних объемов австрийской чартерной программы в этом году уже не повторить, поскольку с рынка ушел основной игрок направления - компания "Белтранслайнер", - замечает Василий Грынь. - Эта фирма имела узкую специализацию - австрийские горнолыжные программы, в то время как остальные компании, контролирующие этот рынок, - своеобразные машины, поддерживающие многие направления".
Впрочем, несмотря на все сложности, по-прежнему не закрыт вопрос, состоится ли в этом году весенняя австрийская чартерная программа. Если фирмам удастся поднять самолет, пожалуй, это будет знаковым моментом и для самого направления, и для всего нашего туризма в период кризиса. Но сделать это под силу, видимо, не одной фирме (с использованием все того же "гнездового" метода сбора клиентов), а всем вместе - продвигая и продавая направление сообща.