В этот день мы решили дать слово тем белорусским туристическим компаниям, которым есть что сказать, поскольку у них за плечами двадцатилетний и более срок работы в туризме. Как эта непростая сфера деятельности стала для них родной? Каким образом сохранять любовь к туризму, несмотря на кризисы? И, наконец, как добиваться того, чтобы туристы стали не только клиентами, но и друзьями? Об этом говорят Профессионалы.
Мира БАРАН, директор туристической компании «Экотур-6»: «Туризм – это бесконечный процесс...»
– Когда мы два десятка лет назад начинали этот бизнес с подругой, честно признаюсь, никаких долгосрочных планов на будущее мы вообще не строили. После того как завод им. Орджоникидзе, где я работала, начал сворачивать производство, мне нужна была работа, какое-то конкретное дело. В этот период начали возникать туристические фирмы, вот мы и решили заняться туризмом. Честно говоря, у нас и в мыслях не было, что эта сфера станет «родной» на целых двадцать лет, что мы задержимся в этом бизнесе!
Но настоящая работа началась в 1995 году, когда мы «поставили» еженедельную цепочку на Прагу. Эта программа пошла и пошла и стала настолько популярной, что востребована до сих пор.
За эти годы мы создали множество интересных программ – по Австрии, по Германии…Третий год предлагаем программу с посещением фьордов в Норвегии, она пользуется неизменным спросом. Туристы возвращаются в полном восторге! Отправляем на отдых туристов в Палангу. В этом году я сама решила посмотреть на этот курорт, и, несмотря на весь свой огромный опыт работы в туризме, была поражена. Скажу, что таких живописных и роскошных закатов, как в Паланге, я не видела нигде! Так что путешествия по-прежнему дарят мне новые ощущения!
Знаете, у меня никогда не возникало ощущения, что все сделано, все достигнуто. Ведь туризм – это бесконечный процесс! Поэтому мы находимся в постоянном поиске. Причем этот поиск касается и наших самых раскрученных направлений. Взять хотя бы нашу чешскую цепочку. Мы постоянно ее совершенствуем, обновляем и дополняем. Теперь туристы, которые отправляются в Прагу, могут съездить и в Дрезден, и в Будапешт, и в Вену…
Считаю заслугой фирмы, что мы никогда не пытались объять необъятное и заниматься всеми направлениями. Мы выбрали автобусные туры и четко следуем избранному пути. Мне хочется надеяться, что свой немаленький вклад в развитие выездного автобусного туризма в Беларуси наша фирма внесла. Без лишней скромности могу заявить, что мы профессионалы по автотурам, занимаем свою нишу, и гордимся этим! Приятно, что появились постоянные клиенты, которые не просто пользуются услугами компании, но и проявляют заинтересованность, подсказывают, что было бы еще интересно путешественникам, что добавить в программы, что изменить.
Конечно, были моменты, когда руки опускались и хотелось расстаться с этой сферой деятельности. Но меня всегда поддерживали мои сыновья, и благодаря им я преодолевала минуты слабости. Кстати, именно благодаря одному из них в 1997 году фирма совершила информационный прорыв и первой среди других туристических компаний открыла свой интернет-сайт.
За эти годы чего только не было в белорусском туризме, в том числе – экономические кризисы, резкое падение количества туристов… Но всегда согревала мысль, что туризм – очень нестандартная деятельность. Она настолько многогранна, что можно постоянно совершенствоваться, развивая старые и находя новые грани.
Кроме того, никакая другая сфера жизни или отрасль не дают такого колоссального общения, как туризм. За эти годы у нас появилось столько друзей, единомышленников, близких по духу людей! С ними всегда приятно общаться, встречаться, делиться своими радостями и горестями и знать, что тебя поймут и поддержат.
К нашему празднику – Дню туризма мы находимся в отличной форме и в хорошем настроении. Вот недавно приобрели хорошую систему бронирования отелей, и теперь наши клиенты могут забронировать гостиницу в любой точке мира и расплатиться белорусскими рублями. Продолжается работа над новыми программами. Мне нравится передавать свои знания своим внукам, хотя они еще маленькие.
Кстати, когда я рассказываю внуку о различных городах и европейских столицах, которые я повидала, у него глаза становятся круглыми, и он спрашивает: «А когда ты успела всюду побывать?» И я ему отвечаю: «Не зря я проработала в туризме 20 лет!»
Людмила МАЧУЛЬСКАЯ, руководитель туристической компании «МАТЭП-90»: «Мне всегда было тесно в рамках одного тура и одной страны!»
– Для меня жизнь в туризме началась еще в пятом классе. Учительница задала сочинение на тему: «Какие сны тебе снятся?» А мне тогда вообще никакие сны не снились! Но я была отличницей и считала себя просто обязанной это сочинение написать. Как говорят, «набрала себе в голову», и – надо же! – буквально накануне того дня, когда сочинение нужно было сдать, увидела сон, яркий и красочный, как будто еду по незнакомому городу на красном двухэтажном автобусе… Не знаю, что это было, возможно, предвидение? Получила я за сочинение пятерку, но одноклассники и все, кто узнал, что мне приснилось, еще долго крутили пальцем у виска, дескать, вот дура, откуда ты взяла двухэтажный автобус, ведь таких и в природе не существует!
Наверное, еще тогда детская мечта укоренилась где-то в подкорке, поэтому, когда я пришла подписывать в 1991 году контракт на вступление в должность руководителя турфирмы, то принесла свои фантастические прожекты. К примеру, мне хотелось «запустить» в центре города экскурсионный троллейбус или трамвай. Все надежды в то время мы связывали с большим потоком туристов в нашу страну, рассчитывали на огромный прием. И первую прибыль действительно получили в 1991 году от приема группы англичан. Потом приехали французы. Было много школьных групп. К примеру, на школьные каникулы 1991 года в марте мы обслужили 20 групп школьников!
А потом в Беларуси стало катастрофически не хватать туристов, прием практически заглох. Началась эпоха шопинга, и мы тоже не остались в стороне. Причем я всегда желала своим туристам, чтобы они удачно продали свой товар и накопили денег на нормальный познавательный туризм. Так в общем-то и случилось.
К 1994 году пик шопингового туризма прошел, и мы получили возможность заниматься тем, что нам действительно было по душе: отправляли детей на оздоровление в Испанию, Италию и США, разрабатывали экскурсионные программы. В 1996 году пошире распахнули окно в Европу, предложив туристам тур по маршруту Прага–Париж–Брюссель–Амстердам, затем стали отправлять туристов в Англию на 7–9 дней с изучением английского языка. Затем начались туры в Испанию…
Но, если честно, мне всегда было тесно в рамках одного тура и одной страны, все время хотелось разнообразить ассортимент предложений нашей фирмы, которая, кстати, сначала называлась «Экотур». Через какое-то время мне надоело создавать автобусные туры, захотелось освоить авиапутешествия. И мы стали продавать туры в Турцию, Египет и другие страны. Между прочим, «МАТЭП-90» был первой фирмой, которая организовывала трансфер в аэропорты Москвы.
Потом надоели и авиатуры, захотелось простора, воды, моря… И мы поплыли на паромах в Скандинавию. Однако вскоре я поняла, что паромы не обеспечивают достаточного комфорта для туристов. А когда я побывала на семинаре по круизному туризму, то загорелась идеей наладить отправку из Беларуси туристов в эти замечательные путешествия. Ведь это так здорово: каждое утро – новый город или новая страна! И все это с комфортом, с высоким уровнем сервиса! А получилось так: 19 марта прошлого года прошел семинар, я вернулась, а у нас – обвал рубля и просто экономическая катастрофа! Устроители семинара тогда мне сказали: «Мы вычеркиваем Беларусь – в такой стране не может быть популярным круизный туризм». Но самое интересное, что клиенты наши все же поехали в круизы, а значит, мои усилия не были напрасными!
Признаюсь, что круизы – не последняя моя мечта и не последний проект, но пока не буду их озвучивать. Надеюсь, что наши туристы оценят предложения фирмы и будут приходить к нам снова и снова.
Пользуясь предоставленной возможностью, хочу поздравить своих коллег, партнеров по бизнесу и постоянных туристов с праздником – Днем туризма – и пожелать всем успехов и счастья!
Ирина БОВЕНКО, директор туристической компании «Бел-Ориентир»: «Белорусы должны больше путешествовать, чтобы видеть, как живут люди за рубежом!»
– День туризма в нашей фирме принято отмечать не 27 сентября, а на месяц позже, потому что в октябре нам исполнится 23 года, и мы совмещаем оба праздника.
Хочу отметить, что по сравнению с прошлыми годами турбизнес стал гораздо более профессиональным. Ведь 23 года тому назад мы не знали, что такое туризм! Хорошо, что нашли замечательных партнеров – итальянцев, турок, болгар, которые нас обучали азам этого бизнеса. Был просто пещерный век с такими же пещерными технологиями. Мы считали за счастье, что у нас была машинка с латинским шрифтом, потому что списки туристов на русском языке никому за границей были не нужны. А когда мы приобрели за 3,5 тысячи дойчмарок факс, то вообще считали себя самыми крутыми.
Технологии развивались стремительно, поэтому следующим достижением стало создание сайта, который появился у нашей фирмы одним из первых. Возможно, сегодня мы опять отстаем в смысле передовых технологий от зарубежных стран, но, для того чтобы достичь современного уровня, нам пришлось самим продираться в буквальном смысле сквозь чащобу и тернии. И главное – мы ни в чем не получали и не получаем поддержки государства! На туристических выставках всегда любуюсь стендами разных стран, к примеру, на весенней ярмарке в Москве был роскошный стенд Чехии. А на наш было стыдно смотреть! Такие стенды сегодня – это просто позор для страны!
В настоящее время все ратуют за развитие въездного туризма. И в этом смысле совершенно непонятно решение о прекращении выдачи виз в аэропорту. Это большая ошибка, на мой взгляд. Но даже если туристы прорвались к нам через визовые преграды, то они обнаруживают отсутствие отелей разного класса, несоразмерные цены на услуги, превышающие цены во всех европейских столицах. Существующий затратный механизм ценообразования, отсутствие конкуренции – это путь в никуда. Хорошо, что у нас восстанавливаются и реставрируются дворцы и замки, но они не могут конкурировать с европейскими, так как нет развитой инфраструктуры туризма – дополнительных услуг, точек питания.
Если говорить о выезде, то дефолт прошлого года ударил по этому направлению жесточайше! Многие наши потенциальные туристы не отправились в поездки. Бытует мнение, что, мол, выездной туризм – это вывоз из страны валюты. Считаю это совершенно неправильным: жители Беларуси должны интегрироваться с помощью поездок, путешествий в мировое сообщество, видеть, как живут люди за рубежом, быть частью процесса глобализации. Это цивилизованный путь! Нынешний год – это компенсация за кризис, есть рост количества туристов даже по сравнению с 2010 годом. Сезон прошел очень неплохо, хотя окончательные итоги мы будем подводить, когда все туристы вернутся из поездок.
Если признаться честно, то многие личные мечты, связанные с туризмом, пока еще остаются мечтами. Когда мы организовывали свой бизнес, то были настолько наивными, что думали: вот, будем сами ездить по странам и смотреть. Однако на протяжении многих лет мы не могли себе этого позволить, работали без выходных, без отпусков, с утра до вечера. Так что о многих странах я мечтаю до сих пор. У нас была и есть благородная цель: сделать так, чтобы туристы были довольны своим отдыхом, впечатлениями о странах, где побывали, качеством обслуживания. Считаю, что этой цели мы достигли. Кроме того, мы занимаем стабильное место на рынке, и это тоже положительный момент. Что еще радует – за эти годы появилось большое количество друзей и соратников в этом бизнесе.
Немного тревожат мысли о том, кто придет нам на смену. Сегодня приходит молодежь, которая не хочет трудиться, хочет только брать, но ничего не давать взамен. Настоящее поколение потребителей! В фирме остаются считанные единицы, способные к работе с людьми, способные обучаться и стремиться к чему-то. Выпускники вузов почему-то думают, что работа в туризме – это приятное времяпрепровождение, постоянные поездки, а не знание языков и компьютера, навыки общения. И не все воспринимают истину, что туризм – это тяжелый ежедневный труд.