https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сейчас много говорят о подготовке экскурсоводов. Хочу отметить, что неоднократно предпринимались попытки возродить старую систему этой учебы по советским стандартам. В 1999 году по просьбе МСиТ при геофаке БГУ была открыта школа экскурсоводов и менеджеров туризма.</p>

Тамара-Федорцова Тамара ФЕДОРЦОВА, кандидат наук, доцент геофака БГУ:

– Сейчас много говорят о подготовке экскурсоводов. Хочу отметить, что неоднократно предпринимались попытки возродить старую систему этой учебы по советским стандартам. В 1999 году по просьбе МСиТ при геофаке БГУ была открыта школа экскурсоводов и менеджеров туризма. Эту школу окончили всего 5 человек, и все они теперь работают в России. Из-за того, что группа была столь малочисленной, к слушателям применили индивидуальный подход, что позволило сделать из них высококлассных специалистов.

Сегодня у тех, кто хочет стать экскурсоводом, вариант обучения один – курсы по подготовке при Национальном агентстве. Программа этих курсов составлена давно, вроде все в ней предусмотрено и отлажено. Но! Вот я читаю на этих курсах экскурсоведение. И мне отводится на него 18 часов! И что я могу за это время рассказать о профессии людям, пришедшим из самых разных отраслей, – врачам, фармацевтам, учителям, студентам?! Это даже не ликбез! Для того чтобы они узнали, что такое вообще экскурсия и с чем ее едят, нужно гораздо больше времени. Конечно, хорошо, что есть практические занятия, которые ведет Тамара Владимировна Биндель. В дождь, ветер и непогоду она идет с курсантами на объекты и объясняет, какой методический прием и где нужно применять, как встать, как показать, какой жест сделать.

В целом эта программа очень поверхностная, и настоящего экскурсовода по ней подготовить практически невозможно. В былые времена молодых экскурсоводов прикрепляли к ветеранам, и те ими руководили, прослушивали, ездили с ними на маршруты и так далее. Теперь после курсов мы выпускаем экскурсоводов, так сказать, де-юре. Они добросовестно подготовились к тестам, что-то знают о Беларуси… Приходят к нам на аттестацию, мы задаем вопросы, а потом просим рассказать кусочек экскурсии. И если экскурсоводы старой школы сдают этот экзамен с легкостью, потому что владеют методикой, то выпускники курсов часто с задачей не справляются. И получается, он идет в фирмы, где доверяют нашей комиссии, там его берут на работу. А в результате получается то, что получается!

Мы пытались добиться того, чтобы комиссия могла прослушать новых экскурсоводов на маршруте, но до сих пор нам это не удалось. И если мы знаем, что опытный экскурсовод, пришедший получить удостоверение и бэдж, сможет разрулить на маршруте ситуацию, используя свои коммуникативные способности, то про выпускников курсов мы не знаем ничего. Более того, сегодня на комиссию по аттестации приходят люди с дефектами речи! Дело в том, что на курсы нет никакого отбора – кто заплатил, тот и учится. Соблюдается прежде всего коммерческий интерес организаторов: если курсы нерентабельны, их и проводить не стоит. Вот и получается, что если сделать обучение более углубленным и более длительным, то и цена их для слушателей станет неподъемной. Но я знаю, что есть проблема набрать на эти курсы даже всех подряд – слепых, глухих и с дефектами речи. 

В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы люди, желающие стать экскурсоводами, получали второе высшее образование конкретно по этой специальности. Оно должно быть как минимум двухгодичным для человека, уже имеющего высшее образование. Можно было бы для получения второго высшего образования объединить экскурсоводов и гидов-переводчиков. Но, для того чтобы в высшем учебном заведении открыть новую специальность, нужно огромное количество различных согласований. Это дело чрезвычайно хлопотное. Кроме того, если бы был государственный заказ, возможно, какой-либо вуз взялся бы за организацию подобного образования.

Было бы чудесно, если бы в одних руках была сосредоточена подготовка, переподготовка и повышение квалификации экскурсоводов. Подобный опыт был у российской Академии туризма. Там был сумасшедший конкурс на эту специальность, просто ажиотаж, и очень высокая оплата за обучение, но люди, которые пришли на учебу, были уверены, что они очень быстро эти деньги «отобьют». А меня на любых курсах подготовки курсанты всегда спрашивают: «Будет ли у нас работа?» Ответить на него очень сложно.

К сожалению, наше государство не проявляет интереса к экскурсоводам, не считает их лицом страны. И напрасно. Сейчас Беларусь готовится к чемпионату мира по хоккею в 2014 году. Разумеется, будут нужны экскурсоводы. И какое лицо страны мы покажем нашим гостям?

Откровенно говоря, сегодня это лицо вполне интеллектуальное, интересное, но совсем немолодое. Приведу пример из собственной практики. На нашем факультете «География туризма и экскурсионный менеджмент» я создала кружок экскурсоводов. И какой парадокс: ребята сначала записываются в этот кружок, но примерно через месяц их количество уменьшается вдвое. А почему? Они начинают понимать, что экскурсия – совсем не так просто. Нужно не только выучить текст, но и прочитать массу дополнительного материала, литературы…Они не видят, когда будет для них реальная польза, заработки... Кроме того, далеко не все могут быть экскурсоводами, как и артистами. Многие не имеют словарного запаса и не могут, не умеют говорить. А здесь еще нужен склад характера, коммуникативные способности. В конечном итоге если в кружок ходят 11-12 человек, то получает аттестацию один. Поэтому я предвижу, что в будущем нехватка квалифицированных экскурсионных кадров может стать серьезной проблемой.

 

https://www.traditionrolex.com/8