Татьяна ЧУДАК
Казалось бы, писать о белорусском туризме в интернете – плевое дело. Есть сайты-визитки турагентств, все чаще – с функцией поиска и заказа тура. Есть многофункциональные сайты туроператоров с отдельными разделами для турагентств и для туристов. А есть несколько тематических порталов, где все сервисы собраны «в одном флаконе». Очень хочется повесить на все это разнообразие табличку «Не входить!», заклеймив пугающей безграмотностью (за редким исключением) и недопустимым безразличием к научно-техническому прогрессу. Но ведь и получить полноценный портал о туризме с нужными сервисами – тоже очень хочется, так что рискнем все же разобраться, почему «оно» пока не работает.
Амбициозные высокотехнологичные проекты, которые претендуют на звание самой главной туристической площадки Беларуси, периодически появляются в сети и так же периодически… исчезают в никуда. К примеру, не удалось обнаружить на просторах интернета портал Travxpert, который громко заявил о себе на прошлогодней весенней выставке. Основным полем деятельности Travxpert были названы заказ и покупка туров on-line с возможностью оплаты туров банковской картой. К этому прилагалось огромное количество дополнительных опций: автоматизированный ввод данных в систему, «зеркалирование» информации на других сайтах, отображение контекстной рекламы и формирование результатов поиска с учетом предпочтений клиента, обработка документов в безбумажной технологии и печать ваучера, ведение учета оплаты и статистики, сертифицированные механизмы электронной цифровой подписи, а также масса других полезных функций. Однако все эта «выставка достижений» информационных технологий так и не заработала на полную мощность. Не известно, что послужило началом бесславного конца достойного, в общем-то, портала.
Логично предположить, что главной причиной неудачи стало желание объять необъятное. Эксперты подчеркивают: проекты с лозунгом «Мы – все, что нужно туристу» изначально обречены на неуспех. Выходить к пользователю нужно с одним предложением, как Отзыв.бай (единственная туристическая социальная сеть) или TIO.BY (единственный туристический новостной сайт). Важно занять собственную нишу, а не претендовать на вытеснение конкурентов с поля. Все попытки создать аналоги существующим порталам, но только «быстрее, выше, сильнее!» в подавляющем большинстве случаев заканчиваются полным фиаско. «Пусть это будет не самый технологичный в мире сайт, пусть он не охватывает все аспекты туризма, единственное, что имеет значение, – это умение задать направление для туриста, – говорят специалисты в области продвижения сайтов. – Портал – это «точка входа», которая задает направления, по которым пользователь может исследовать интересующую его тему». К примеру, TUT.BY – это площадка, где в досягаемости одного клика доступна любая информация о Беларуси. Onliner.by – это уже тематический портал, куда посетители приходят за тем, чтобы узнать обстановку в мире цифровой техники. И он может быть прекрасным примером в деле создания такого же тематического портала о туризме, поскольку сегодня это авторитетный ресурс, у которого фактически нет конкурентов. Во-первых, работает высокая узнаваемость бренда, поэтому перед тем, как купить мобильный телефон или плазменный телевизор, посетитель Байнета набирает в адресной строке браузера onliner.by. Во-вторых, в одном месте он получает все необходимую информацию: читает мнение профессионалов и отзывы обычных покупателей, рассматривает фотографии и сравнивает характеристики товаров, узнает последние новости и адреса магазинов. В-третьих, сам Onliner.by ничего не продает, что значительно повышает уровень объективности и доверия посетителей.
Беглого взгляда даже на три критерия достаточно, чтобы понять, какие причины мешают появлению влиятельного тематического портала о туризме. Первая – нет мощного бренда. Эксперты объясняют это тем, что в данный момент за право стать номером один борются несколько порталов, как уже существующих, так и новых. Лидер определиться через год или два, и решающим фактором при этом станет не суперсовременная технология или громкая рекламная компания, а умение полностью удовлетворить запросы посетителей и предугадать их желания. Как выяснилось, любые посетители требуют одного – информации. И отсутствие информации – это вторая причина, она же главная ошибка создателей белорусских порталов или просто сайтов о туризме.
Все без исключения сервисы сразу настойчиво предлагают купить продукт, и модули поиска и бронирования тура есть практически у всех представленных в Байнете операторов и агентств. В это же время для того, чтобы заказать тур, клиент должен четко определиться с выбором и сформулировать запрос. Но ведь чаще всего турист приходит в интернет на тематические сайты именно за помощью в выборе, и здесь принципиально важно, чтобы он знал, где эта помощь будет самая квалифицированная. Собираюсь воспитывать детей – иду на semeistvo.by, хочу стать фотографом – открываю znyata.com, планирую отпуск – загружаю holiday.by и т.д. Оттуда можно совершать путешествие по просторам интернета в поисках подробностей, но общее представление и полезные сведения по теме посетитель получает именно на специализированны порталах. При этом качественные порталы отличаются умением отвечать на незаданные вопросы клиентов. Пользователь только задумывается о том, что неплохо было бы поехать в отпуск, а грамотный портал уже ненавязчиво рассказывает о том, как правильно выбрать солнцезащитные очки. А к очкам – купальный костюм, а к нему – чемодан, к чемодану – рейс, и тут уже до полного туристического пакета один клик мышкой. Белорусские же туристические порталы сходу набрасываются на посетителя с ворохом предложений купить путевку. А зачем она ему? Он пока даже не уверен, поедет ли в отпуск, но почитает о правильных солнцезащитных очках с удовольствием.
Третья причина также связана с покупкой тура, но уже в другом аспекте. Все прекрасно понимают, что покупки в интернете белорусские пользователи сети совершают очень редко, и дело уже не только и не столько в отсутствии технологических возможностей. Практика национальной авиакомпании «Белавиа», которая в январе запустила «настоящий» сервис продажи электронных билетов с оплатой банковскими картами, показывает: всего 9% покупок на сайте совершили белорусы. Отечественные покупатели по-прежнему с трудом представляют, как можно самостоятельно совершить транзакцию, не передавая «материальные» деньги или ту же банковскую карту продавцу лично. Против этого «лома» эффективного приема пока, увы, не изобрели. Как нет «лекарства» и от другой напасти: пользователи болезненно относятся к порталам, принадлежащим определенной компании, которая сама что-то продает или оказывает какие-либо услуги. Поскольку твердо уверенны, что агентство будет преследовать исключительно собственные корыстные интересы. Пользователи этого не любят, а любят, когда они, пользователи, – в центре внимания, и никакие пряники не заставят их приходить на портал, где в каждом разделе предлагается сделать одно и то же, а именно купить тур в определенном агентстве. Другие агентства также вряд ли придут на такой портал, чтобы разместить собственные предложение, так как они в этом случае такие же пользователи и так же ставят объективность владельцев портала под сомнение.
Напоследок – немного информации к размышлению. В Топ-100 сайтов, которые посещают белорусские пользователи интернета, составленном признанным авторитетом в веб-мире компанией Alexa, нет ни одного сайта о туризме. Кроме того, согласно статистике, которую приводит alexa.com, лишь 0,1% посетителей, открывших главную страницу TUT.BY, заглядывают в туристический раздел.