Сергей ПЛЫТКЕВИЧ, фото автора
В минувшую субботу агрогородок Лясковичи – центр Национального парка «Припятский» – пережил настоящее нашествие участников и гостей фестиваля этнокультурных традиций «Зов Полесья»: ни одна полесская деревня в последние годы, наверное, не видела такого количества машин и людей. Почтил своим присутствием данное мероприятие и сам глава государства. Более того, Александр Лукашенко высоко оценил организацию фестиваля и предположил, что в ближайшем будущем он может стать международным.
Но предполагать и планировать можно разное, а стать престижным на международной арене может только тот творческий проект, организаторы которого смогут создать что-то новое и неизбитое. Есть ли такая перспектива у «Зова Полесья»?
Честно признаюсь: лично для меня этот вопрос не риторичен. Я сам полешук, родом из Петриковского района, поэтому абсолютно заинтересован в том, чтобы этот фестиваль завоевал статус международного. Я хочу, чтобы о Полесье знало как можно больше жителей земли. Но это не мешает мне оценивать сделанное и высказывать критические замечания.
Начнем с того, что организатором и душой фестиваля является генеральный директор Национального парка «Припятский» Степан Николаевич Бамбиза. Вполне допускаю, что идею «Зова Полесья» мог предложить и кто-нибудь другой, но без Бамбизы и его поддержки Александром Лукашенко такое масштабное мероприятие не могло состояться в принципе. Ведь все мы прекрасно знаем, какие обычно отношения между подведомственными Управлению делами Президента РБ нацпарками и местными властями. В нашем случае Степану Николаевичу и его единомышленникам удалось собрать на своей территории масштабные делегации одиннадцати районов из двух соседних областей. Понятно, что на всю мощность был использован административный ресурс. В нашей стране – это и плюс, и минус одновременно. Плюс: от принятия решения до его выполнения путь минимальный. Минус: когда команда воспринимается без внутреннего душевного согласия исполнителя, трудно ожидать от него творческого подхода. Только боязнь наказания в этом случае является основным мотиватором. Но, на мой взгляд, «Зов Полесья» может стать как раз тем самым мероприятием, в котором заинтересованы и руководители районов, и самые творческие, активные жители Полесья. А все потому, что он отвечает интересам граждан огромного региона, который протянулся не только по большой части Беларуси, но и по Польше, Украине, России.
Никто не оспаривает тот факт, что полешуки – это самобытный народ со своими традициями и культурой. Так сложилось исторически. И эту самобытность полешуки хотят сохранить. Вот суть и сердцевина всего мероприятия! Есть очень много общего между украинскими, белорусскими или российскими полешуками, но не все из прежней жизни им удалось сохранить. И вот это возвращение к своим истокам, взаимообогащение и являются тем движущим мотивом, который заставляет рядовых полешуков с энтузиазмом участвовать в мероприятии.
Чтобы подтвердить эти слова, достаточно назвать имя Александра Криволапа из деревни Зеленый Бор, который, узнав, что он включен в творческую делегацию Ельского района, решил купить себе новую гармонь. И купил. За триста долларов. Потому что хотел «нового звучания». Или фольклорно-этнографический коллектив бабушек из Пинского района «Доброславочка», которые собирают старинные песни и для которых этот фестиваль является одним из этапов их жизни. Это мотивация для людей творческих. Всем остальным полешукам фестиваль может быть интересен, так как предоставляется прекрасная возможность в одном месте посмотреть, как живут и что созидают ближайшие соседи. Фестиваль может привлечь и обычных туристов, ведь здесь можно ощутить жизнь самобытного региона, увидеть много необычного.
Теперь о реалиях. Без всякого сомнения, найдется множество людей, которым не понравилось, что стоянки для автомобилей были расположены очень далеко, что движение через центр Лясковичей было перекрыто, что вывозить экспонаты после окончания праздника разрешили лишь далеко за полночь и т.д. Я с ними соглашусь: самого не пропускали с профессиональным фотоаппаратом, и пришлось элементарно понервничать. Но все это – бытовые вещи, вполне решаемые организаторами. Важнее другое – найти еще большую изюминку, чтобы фестиваль мог жить без административных подпорок. На мой взгляд, такой изюминкой мог бы стать элемент состязательности. Например, включение в программу фестиваля конкурса молодых исполнителей традиционных полешуцких песен или обрядов, проведение конкурса среди вышивальщиц, гончаров, резчиков по дереву. Да какие угодно можно придумать конкурсы, главное, чтобы они помогали сохранять культуру и традиции полешуков. Кроме этого, было бы прекрасно, если бы любые мастера могли выставляться индивидуально и продавать свои изделия народного творчества. Это позволило бы людям не только прорекламироваться, но и реально заработать какие-то деньги, найти рынки сбыта. А все посетители могли бы купить художественные произведения из первых рук.
Я понимаю, что и к этим, и ко многим другим предложениям можно относиться по-разному, и совершенно не претендую на истину в последней инстанции. Просто мне хочется, чтобы из праздника национального парка – пусть и межобластного масштаба – фестиваль перерос в действительно международное мероприятие. А что шансы для этого есть, я ни секунды не сомневаюсь.