https://www.traditionrolex.com/8
<p>Должен заметить, что за долгие годы перестройки, когда отпуска или использовались, «чтобы снискать хлеб насущный», или компенсировались отпускными, навык организованного длительного отдыха малость подрастерялся. Последнее пребывание в Европе напоминает аннулированным зарубежным паспортом с тиснением «СССР» на обложке.</p>

Игорь ГРАДОВСКИЙ, фото автора

10.7.12, вторник – день первый

Должен заметить, что за долгие годы перестройки, когда отпуска или использовались, «чтобы снискать хлеб насущный», или компенсировались отпускными, навык организованного длительного отдыха малость подрастерялся. Последнее пребывание в Европе напоминает аннулированным зарубежным паспортом с тиснением «СССР» на обложке.

Европа-2012

Впрочем, к делу: быстрый и насыщенный тур предполагает экспрессивное изложение. Из дома вышли в пять утра, из Минска выехали в шесть. Автобус с названием «Шумахер» – литовский. Группа в основном минская – 50 человек.

К полудню прошли границу. Оказалось, что нельзя провозить больше двух пачек сигарет, поэтому запас проехал «контрабандой».

Первая остановка в Польше в перевалочном пункте Пажеро (Pajero), расположенном километров за двадцать от границы, позволила мгновенно поменять на злотые склеенную купюру в 50 долларов, которую невозможно было поменять в стране, а затем хорошо пообедать из расчета около десяти евро на человека. Взяли также упаковку (6х1,5л) газированной воды. Курс доллара по отношению к злотому 1:4.

Наконец пригодилась сумочка, подаренная в прошлом году Союзом писателей: в основное отделение вмещаются фотоаппарат, очки и портсигар, остальные отделения – для паспорта и различных денег: евро, долларов, злотых, белорусских рублей. Различных монеток следует набрать: с «застойных» времен в Европе про­шли две кардинальные смены денежных знаков. А у нас – три. Значит, не за горами еще одна. Пока курс евро к белорусскому рублю 1:10 000.

В дороге там-сям стоят ветряки с тридцатиметровыми лопастями, а проезжая часть ограждена от полей и лесов сеткой, а от населенных пунктов – щитами. Поскольку основная часть полей и лугов – частная, на сеточных ограждениях – ворота или калитки с замками.

Через пару часов рассматривали Варшаву из окна автобуса. Более или менее готовая трасса в Польше – от Варшавы до границы на Берлин. На трассе много мостов – через каждые 3–5 километров, но дороги от них пока толком не сделаны.

Туалеты по дороге были исключительно бесплатными и ухоженными. Зато автобан 5-6 раз прерывался платными терминалами (государственными или частными).

Проехав в первый день более 1000 километров, остановились на ночлег перед Германией в стороне от трассы в отеле семейного типа «У сосны» («U sosny» – с ударением на первом слоге). Курить в номерах нельзя, что при одноэтажности и пластиковой отделке совершенно оправданно. Даже хозяин выходил покурить на крылечко. Польское пиво, как всегда, на высоте и стуит в ресторанчике 5 злотых (1 евро). Прогуливаться особо негде, но место живописное.

11.7.12, среда – день второй

В семь утра достаточно плотно позавтракали в отеле. Стол – «полушведский»: количество особо не ограничено, но выбор небольшой. Минимальное время подъема продиктовано временем прибытия – необходимо девять часов отстоя автобуса, чтобы водители гарантированно отдохнули. Весь процесс движения контролируется бортовым компьютером. Естественно, путь диктуется в основном навигатором.

Перед подъездом к Германии наш гид Лилия посоветовала всем пассажирам пристегнуться: немцы строги в соблюдении правил. Превышение скорости карается штрафом в две тысячи евро: сами нарушать не собираются, а приезжим – чтоб неповадно было.

В Берлине у Трептов-парка нас встречал местный гид – бывший харьковский строитель из СССР Борис. Восточный Берлин интенсивно перестраивается. Сам Берлин имеет несколько исторических центров. Новостью стала информация, что здание Рейхстага до 1990 года было в заброшенном состоянии. Очевидно, ГДР пообещала СССР его не восстанавливать взамен обещания не требовать уничтожения. Почти через полвека объединенная Германия приняла решение сделать в Рейхстаге музей, оставив победные надписи только внутри. Правда, матерные почти все уничтожили.

Люди бомжеватого вида в Берлине попадались. Но при среднем доходе немцев в 3000 евро государство обеспечивает им и съем жилья, и питание, и выдачу пособия в 300–400 евро.

Пообедали в центре Берлина приблизительно на 18 евро с человека. Там же купил первый магнитик за 10 евро. Потом осознал, что цена явно «лоховская», и, чтобы успокоить «жабу», взял в продуктовом магазине коньяк 0,7 л за 8 евро. В принципе турист – лох по определению. За это его и любят. А деньги для того и зарабатываем, чтобы их тратить. Иначе они смысла не имеют.

На улицах попадаются группки молодых людей на сегвеях – электрических двухколесных самокатах. Почему-то именно группы – по одному не ездят.

Туалеты (важный компонент массового туризма) в Германии всякие: бесплатные (в городе это – био), платные (70 евроцентов) и так называемые полуплатные (50 евроцентов+бабушка-совесть). Само собой – в каждом кафе и ресторанчике.

В автобусе во время переездов показывают сериал «Сваты». Зато без рекламы! В Голландии были почти в 11 вечера. Остановились в отеле «Ибис» (Hotel Ibis). В названии отеля, как и в предыдущем польском, есть нечто сексуальное. Выпил коньяка у себя и пива в ресторане.

12.7.12, четверг – день третий

В семь утра – шведский завтрак в гостинице. Затем – дорога на Амстердам. Голландские коровы, видимые из автобуса, не впечатлили ни размерами, ни количеством – буренки как буренки. В Голландии высокий процент атеистов: «Бог дал людям землю, а мы свою создали сами». Город построен на болотах, поэтому изрезан каналами и переплетен мостами. Некогда Петр Первый «рубил окно в Европу» по аналогу Амстердама, только еще и косточками человеческими топи устелил.

Амстердам

С утра холодновато – все-таки север. Первое посещение – завод алмазов Gassan с бесплатными кофе-чаем (вид маркетинга). Сначала рассказ о технологии производства, затем посещение магазина с изделиями стоимостью от десятков тысяч до десятков евро. Основная часть продавцов поднебесноподобны.

Часть жителей Амстердама живет на воде: или в катерах, или в домиках на сваях. Необычайно развито велосипедное движение: велосипедисты везде, а припаркованные велосипеды не поддаются счету. При этом велосипедисты не особо смотрят на пешеходов – тренькают звоночками и едут по своей дорожке. А еще в Амстердаме зачем-то есть метро.

Кроме пешеходной экскурсии, во время которой прошлись по улице Красных фонарей и марихуанных кафе, была поездка на катере по определенному маршруту. В принципе голландцы добавляют легкие наркотики и в сигареты, и в печенье, оставляя те же торговые марки. Того не желая, можете приобрести дурь, так как цены практически не отличаются от цен на чистые продукты.

Много прогуливающихся инвалидов-колясочников. «Укурка» видели только одного – с явными признаками первичных природных «особенностей умственного развития» и систематических телоповреждений.

Подумалось, что откровенные будочки «красных фонарей» и марихуана – компенсация голландцам за относительно суровые климатические условия и способ сделать страну привлекательной. Как те дамбы, которыми голландцы героически отгораживаются от Северного моря.

Пообедали в кафе на одной из улочек: отдали на четверых около 100 евро. Ритуал обеда – часть личной экскурсионной программы для оценки ценовой, гастрономической и сервисной составляющих. Особой чувствительности к деньгам нет. Умножение на 10 тысяч для доводки до белорусского эквивалента вводит в ступор; наличие монет в 50 евроцентов, 1, 2 евро расслабляет; большие порции, неспешность и сервис в кафе успокаивают.

Из Амстердама выехали в четыре часа дня. Сделали остановку в Бельгии, которую проехали транзитом. К половине одиннадцатого добрались до Франции. Название отеля Campanile. Если читать кириллицей-мефодиевкой – похоже на «Сатрапию».

13.7.12, пятница – день четвертый

В Париж въезжали долго. Улицы расположены паутинками, расходящимися от колец и соединяющими эти кольца. В 1944 году фюрер приказал коменданту Парижа взорвать мосты через Сену и основные здания. Генерал фон Хольтиц не выполнил приказ, а в конце августа гарнизон капитулировал. Париж остался нетронутым. Поэтому парковка на узких улочках затруднительна: паркуются вплотную и выезжают, растолкав бамперами соседей. Наши водители срывали аплодисменты, когда умудрялись протиснуться в нужную сторону.

Афропарижане занимаются уличным сувенирным бизнесом: продают металлические макетики Эйфелевой башни различных масштабов – от брелоков до светящихся 30-сантиметровых. Носят на себе, первоначальные цены выставляют в два-три раза выше продажной, по окончании работы прячут «башенки» под кусты.

Обзорную экскурсию по Парижу и Монмартру провела местный гид Татьяна. И вообще русскоязычных (как туристов, так и парижан) хватает. А торговцы, улавливая ваш язык, сразу начинают произносить отдельные слова или фразы.

На Монмартре Татьяна рассказала чуть ли не о каждом домике. А на коротких и кривых во всех пространственных направлениях улочках – торговцы репродукциями, картинами и художники, готовые за 20 евро быстро выполнить желающим шарж. Могут согласиться и за десять.

Порадовал городской туалет (уличные – бесплатны, в кафе желательно бросить на стойку 50 центов): электроника, сопровождающая голосом каждое действие. Почти космический корабль.

Пообедали в кафе 1879 года, как следовало из вывески и стилизации, за 100 евро на четверых. Те же громадные порции, включающие все, и почти обязательно – вино.

Несколько часов гуляли по городу от Монмартра до Лувра, изредка поглядывая на карту. «Визитки» Парижа, обновленные в памяти автобусной экскурсией, – надежные маячки. Парижское метро также не проверяли: на освоение транспорта города нужно-таки пожить в нем хоть пару дней.

Попрошаек и пьяных нет, но в боковой нише здания заметили одеялко и подушечку – чей-то летний домик.

День был достаточно мрачный, а после семи вечера полил дождь. Тут же на улицах появились продавцы зонтиков за 4-5 евро – «латино»-парижане. Перекусили еще раз в кафе вблизи места сбора (у моста возле башни Эйфеля) – снаружи и внутри, с пивом и вином. Как у Высоцкого: «Ну, а мне вот это желтое в тарелке!»

В половине десятого вечера – прогулочная экскурсия на кораблике пассажироемкостью в пару сотен человек. У каждого пассажира – пульт, через который гида можно слышать на близком языке. Информация, естественно, поверхностная, как и положено.

14.7.12, суббота – день пятый

Всю ночь двигались по территории Франции. По дороге несколько раз останавливались приблизительно через три часа – время смены водителей. От длительных переездов опухли ноги – не только традиционные лодыжки, но и подъем ступни – эдакая подушечка образовалась. Раньше сталкиваться не приходилось – отсюда физиологическая частность. «На круг» проехали около трех с половиной тысяч километров.

К обеду добрались в Каталонию – автономию (слова «провинция» каталонцы не терпят) Испании. Но это уже, как говорится, совсем другая история…

https://www.traditionrolex.com/8