https://www.traditionrolex.com/8
<p>11 августа мотоляне и многочисленные гости праздновали 590-летие деревни Мотоль. В этот день вспоминали славную историю этого населенного пункта, в котором сегодня проживает около 4 тысяч человек, говорили и о дне сегодняшнем, награждали отличившихся земляков.</p>

Надежда СУСЛОВА

11 августа мотоляне и многочисленные гости праздновали 590-летие деревни Мотоль. В этот день вспоминали славную историю этого населенного пункта, в котором сегодня проживает около 4 тысяч человек, говорили и о дне сегодняшнем, награждали отличившихся земляков.

Во время торжеств состоялось весьма серьезное мероприятие, по своему формату совсем не похожее на «деревенское», – «Мотольские чтения», организованное информационно-просветительским учреждением «Новая Евразия» в рамках проекта международной помощи «Укрепление общественного взаимодействия для устойчивого развития сельских регионов Беларуси», который реализуется благодаря финансовой поддержке Европейского союза и фонда «Евразия» (за счет средств Агентства США по международному развитию USAID).

Состоявшиеся «чтения» неслучайно были посвящены белорусским местечкам, ведь Мотоль, по выражению кандидата исторических наук Андрея Киштымова, является «некоронованной столицей всех белорусских местечек». В свое время местечки – «еще не город, но уже не деревня» – были культурными, образовательными, религиозными центрами. Но их главной экономической функцией издавна являлась торговая. Крупные ярмарки – «кирмаши», куда съезжалась вся округа, – вот визитная карточка местечек. Сегодня эта функция возрождается во многих бывших местечках, в том числе и в Мотоле. Кстати, о предприимчивости мотолян, которых сравнивают с жителями болгарского Габрово, ходит много историй и анекдотов.

Интересную мысль высказал кандидат исторических наук, археолог Сергей Тарасов. По его словам, архео­логические раскопки позволяют сделать вывод, что еще тысячу лет назад всем городам предшествовали торгово-ремесленные поселения, трансформировавшиеся затем в местечки, а также предложил устроить для туристов вдоль реки Ясельды некий интерактивный историко-археологический парк, где туристы смогли бы проплыть на древнем судне, поработать на действующей водяной мельнице, сделать своими руками из кремня нож, топор, скребок или наконечник для копья, в общем, почувствовать себя человеком прошлого.

Кстати, находки, сделанные на территории Ивановского и соседних районов, настолько ценны, что в скором времени в Мотоле откроется музей археологии.

Разговор о местечках, безусловно, не мог состояться без упоминания о национальной кухне. О том, как последовательно проходит изучение особенностей белорусской кухни разных регионов страны, рассказал кандидат исторических наук Тадеуш Новогродский. Это изучение началось в 2009 году, когда после этнографической экспедиции была выпущена книга «Народная кухня мотолян». В 2010 году появилось издание «Народная кухня тышковцов», в 2011-м – «Народная кухня Гервят». Итогом последних исследований стала книга «Народная кухня Семежево».

В результате опросов местных жителей, а всего было задано 102 вопроса, касающихся застольного этикета, предметов кухонной утвари, рецептов блюд и т. д., выяснилось, что есть множество нюансов, делающих кухню семежевцев совершенно оригинальной. К примеру, в хлеб здесь добавляют тыкву, выпекают его на листьях аира, в «пальцем пиханную» колбасу кладут пижму, а различные картофельные бабки называют «гопа».

«Вкусную» тему продолжила специалист БОО «Отдых в деревне» Елена Антонович в своем докладе «Образ белорусской корчмы: от истоков к современности». История возникновения корчмы берет начало в XVI веке. К следующему веку эти заведения были в каждом местечке, причем их количество достигало 20! Это был целый комплекс с проживанием, питанием и развлечениями.

Одна из легенд о возникновении названия Мотоля гласит, что когда-то при въезде в местечко стояла корчма, а корчмаря звали Мотыль. Так и пошло: «Поехать в гости «да Мотыля». Корчма выполняла множество функций: торгово-экономическую, этнического центра, где можно было послушать музыку и песни, служила местом встреч и собраний. И, естественно, народ приходил в корчму выпить и закусить.

К сожалению, сегодня корчмы как вид «питейно-едейного» заведения не существуют. Даже в Мотоле с его традициями народ вынужден посещать безликие кафе, в которых начисто отсутствует местечковый дух.

https://www.traditionrolex.com/8