https://www.traditionrolex.com/8
<p>Целью наших киевских каникул была 1-я международная биеннале современного искусства «Arsenale 2012» и «ПинчукАртЦентр» – места богемные, с драйвом, шиком и здоровыми амбициями.</p>

Любовь ГАВРИЛЮК

Целью наших киевских каникул была 1-я международная биеннале современного искусства «Arsenale 2012» и «ПинчукАртЦентр» – места богемные, с драйвом, шиком и здоровыми амбициями.

Биеннале в Киеве проводится впервые, центр Пинчука мы уже немного знали, плюс несколько знакомых и новых галерей, в общем, программа складывалась довольно плотная и увлекательная.

Сразу скажу, что нужно было дождаться окончания Euro 2012 и найти квартиру, по возможности, в центре города и не самую дорогую – это те принципиальные моменты, не решить которые было невозможно. Наконец, все продумано и сосчитано. Мы в Киеве!

Центральная задача – биеннале в художественном Арсенале – была отнесена на вторник, когда мы с удовольствием обнаружили схему скидок на посещение экспозиции, затем сопровождающую информацию и толковый каталог, а чуть позже еще и два кафе.

Девиз биеннале оптимизму и веселью никак не способствовал: «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и апокалипсис в современном искусстве». Четыре раздела: «Неутомимый дух», «Во имя порядка», «Плоть, Неспокойный сон». Плюс параллельная программа: 36 украинских институций, 170 участников, 45 проектов по всей стране. А в Киеве, как сообщал рекламный буклет, «100 звезд, 30 стран мира».

Кто же эти звезды? Кто эти люди, которых называют «выдающимися художниками современности»? Нет смысла рассказывать о каждом – все вместе они создали мир концептов, сгусток мифов и представлений о Вселенной, собранных со всего мира. Этот концентрат стал «Arsenale 2012», и он огромен, это действительно Арсенал, история которого началось в 1706 году. Факты, имена, даты строительства и разрушений выглядят формальной статистикой буквально до советского времени, когда в Арсенале расположилась воинская часть со своими производственными цехами. Тут мы вплотную подходим к теме современного искусства – ключевое значение для него имеет пространство, место с историей, его масштаб и атмосфера. Потому что выставить многометровые инсталляции, брутальные, провокативные, посвященные глобальным мировым проблемам; да еще с правильным светом и звуком, в стандартных музейных залах нереально. Несколько указов президента потребовалось для того, чтобы Арсенал отдали художникам. Сейчас пол там залит бетоном, кирпичные стены, колонны и окна абсолютно аутентичны. Высоченные сводчатые потоки – собственные, не новодел! Пространство настоящее, активное, но не настолько, чтобы отвлекать от искусства.

Кто же здесь самый-самый? Наверное, это зависит от ваших приоритетов и знаний, потому что в послужном списке этих художников по несколько Венецианских биеннале, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао, Галерея Тate в Лондоне и много чего еще. Лично я впервые увидела прославленных Ай Вейвея (Китай) и братьев Чепмен (Великобритания), Михаэля Веселы (Германия), Рашида Рана (Пакистан), Илью и Эмилию Кабаковых (Украина, США). Огромный проект «Памятник погибшей цивилизации» Кабаковых – образец рефлексии по поводу советской эпохи, тоталитарной системы, в недрах которой обречены были жить или погибать целые поколения. Волнующее впечатление произвела инсталляция «Клетки» Луиз Буржуа (США) – вольеры, решетки, отгороженные металлом боксы, внутри которых помещены личные вещи. Такие же частные, приватные подробности жизни использует в своем проекте «Мудрость бедности» Сонг Донг (Китай) – множество деревянных кроватей, витрину кусочков мыла, стол с газетами. Вещи, помещенные в иной контекст, становятся образами, знаками, сотня потертых низких стульчиков и фасады шкафов с зеркалами останавливают самых несентиментальных зрителей… Если бы речь шла о пьесе, я сказала бы, что это «глубокий драматический материал», но художник разговаривает с нами языком предметов и выходит на уровень символов. Уровень еще и в том, что смысл инсталляций считывается моментально, концептуальные проекты совершенно ясны и понятны каждому.

Намеренно не говорю о радикальных, протестных вещах, хотя в экспозиции их много. Это художественные высказывания-вызовы обывательскому сознанию: по поводу гибели природы, терроризма, тотального безверия, насилия, пошлости массовой культуры, отказа человека от осмысления реальности. В общем, серьезное искусство. И более чем серьезное финансирование – в этой части за киевских коллег тоже можно искренне порадоваться. Это если совсем коротко.

Афиша

***

«ПинчукАртЦентр» – наша следующая цель и совсем другая атмосфера. Здесь тоже звезда мирового искусства Аниш Капур, и выставка произведений из собственного фонда. Сплошь звезды: Демиан Херст, Такаши Мураками, Андреас Гурски. Аниш Капур работает с пространственными формами, поверхностями, зеркалами и возникновением изображения, камнем и металлом. Но зрителей привлекает «Стрельба в угол»: в длинной комнате каждые полчаса пушка стреляет в торцевую стену алой краской, все залито ею, использованные банки выставлены тут же. Действие должно показывать момент творения – создания, рождения мысли или поступка. Ну и так далее, каждый из нас может додумать, вложить в этот символический выстрел свое содержание.

Три руки в проекте «Аве Мария» Маурицио Каттелана называют иконой современного искусства. Они торчат из белой стены и замерли в нацистском приветствии, на самом деле, еще древнеримского происхождения. Художника интересует образ из коллективной памяти, жест, ставший социально-политическим та­бу. Вот такое оно, теперешнее искусство, его идеи, его визуальный и пластический языки. Это тоже очень коротко: без видео-арта, световых инсталляций, перфомансов.

Отметим, что «ПинчукАртЦентр» и Художественный Арсенал последовательно вписывают в свои международные «звездные» экспозиции и украинских художников, продвигая их, интегрируя в мировой культурный ландшафт. Потому что сам факт присутствия тех и других в общем проекте, повышает статус (и цену, разумеется) в разы.

И еще отметим, что оба центра проводят активные образовательные программы: дискуссии, встречи с художниками, семинары, мастер-классы. Хочется верить, что украинское общество продвигается в этом направлении, не на пустом же месте возникают такие мощные проекты.

Небольшие частные галереи, конечно, показывают экспозиции более скромные. Но первична все-таки идея. Например, фотограф Игорь Гайдай (галерея «Камера») незадолго до нашего приезда представлял проект «Разам.ua» в том же Арсенале. Это трехметровые фотографии (сделанные аналоговым способом и без всяких цифровых манипуляций), групповые портреты больших и очень больших коллективов людей. Гости на свадьбе, сотрудники института, воинская часть, строители на большом объекте – такую съемку сложно организовать и провести технически. Тем не менее, кадры сделаны в лучших фотографических традициях: помните исторические отпечатки в музеях, где, например, у пожарных или инженеров видны каждая пуговица кителя, погон или шлица на обшлагах? А во-вторых, присутствие огромного числа людей сообщает фотографиям потрясающую энергию. Сделанные в соответствующем масштабе они воздействуют очень мощно, это действительно «разам», это общность людей, страна. Проект вошел в параллельную программу биеннале, и сейчас его можно увидеть в «Камере», правда, в обычном формате.

«Я галерея» Павла Гудимова, «Брюс Коллекция», Институт проблем современного искусства – все было интересно. Все галереи обладают собственным потенциалом и лицом, и все теперь формируют для нас лицо Киева. Думаю, искусство – лучший инструмент для того, чтобы узнать его реальную жизнь.

https://www.traditionrolex.com/8