«ВОЙНА ЛЮСИ»
(16, Пт, Лад, 13-10)
Lucie Aubrac, Франция, 1997, 115 мин, R. Реж. Клод Берри («Манон с источника», «Жерминаль»); в рол.: Кароль Буке (Люси Обрак), Даниель Отей (Раймон), Патрис Шеро (Макс), Жан-Роже Мило (Морис), Мари Пийе (Мари), Эрик Бучер (Серж), Хайно Ферч (Барби), Жан Мартен (Поль), Анджей Северин (л-т Шлендорфф), Жан-Луи Ришар (месье Анри)
Военная драма с романтической линией по биографической драме «Перехитрить гестапо» Люси Обрак (29.6.1912 – 14.3.2007 г.). И хотя в основу положена реальная история, некоторые нюансы биографий персонажей и хронологии были изменены, ради того, чтобы стало интереснее. Обрак согласилась на экранизацию именно Клодом Берри, учитывая его заслуги перед Сопротивлением. Кстати, по другой ее книге поставлен также фильм «Бульвар ласточек». События «Войны Люси» происходят в годы Второй мировой войны. Французские партизаны героически сражаются с немецко-фашистскими захватчиками, в том числе семейный тандем – Люси и Раймон Обрак. Они минируют железные дороги, совершают другие подвиги, и пока им удается уходить от преследования. А быт у них вполне комфортный: замечательный дом, нянька для ребенка. Люси (39-летняя К.Буке, «Слишком красивая для тебя») работает школьной учительницей. Правда, Раймона однажды задерживает патруль, но, к счастью, лишь за участие в «черном» рынке, поэтому он передается местной полиции. Это неприятно, но не смертельно. Более того, за взятку сахаром и используя имя де Голля, Люси призывает директора тюрьмы отпустить ее мужа. Тем более что она ждет ребенка. И ведь получается. Впрочем, в другой раз, уже от немцев, вызволить супруга оказывается намного сложнее. Но Люси не теряет надежды… Как вы уже поняли, не слишком похоже на ту войну, которую мы видим в «отечественных» фильмах. Картинка настолько чистенькая и стильная, что при просмотре сами собой вспоминаются традиции классических гангстерских фильмов, повествующих о временах депрессии и «сухого» закона, при которых тоже было немало жертв. Впрочем, умирать все равно страшно, даже если и не в настолько жестокой форме, как по отношению к советским партизанам. Подробно показывается быт заключенных. Огромные тараканы, ведра с фекалиями в камерах… Музыка Филиппа Сарда («Тэсс»). Съемки проводились в Лионе и его окрестностях. Номинации на премии BAFTA и Golden Trailer за «инофильм». Участие в МКФ в Берлине. Сборы в США $0,4 млн. Во Франции фильм посмотрели 1,7 млн зрителей. Рейтинг IMDb – 6,9/736 голосов. **1/2
«ГЛАЗ» **
(17, Сб, НТВ, 1-00)
The Eye, США, 2008, 97 мин, PG-13. Реж. Дэвид Моро и Ксавье Палю («Они», «Элементарная любовь»); в рол.: Джессика Альба (Сидни Уэллс), Паркер Поузи (Хелен), Алессандро Нивола (д-р Пол Фолкнер), Раде Сербеджиа (Саймон Маккаллог), Фернанда Ромеро (Анна-Кристина Мартинес), Рэйчел Тикотин (Роза), Обба Бабатунде (д-р Хаскинс), Тэмлин Томита (миссис Чен), Хлои Мориц
Мистический триллер. Римейк гонконгского фильма 2002 г. (см. «ТиО» №34/06 г.), созданного по сценарию ныне модных Оксида и Дэнни Пана («Опасный Бангкок»). Очередное переложение талантливого, но своеобразного кино, на доступный для массового зрителя язык. Но, на мой взгляд, гламурная копия в творческом плане существенно уступает скромному оригиналу, а смотреть копию после оригинала и вовсе мука. Итак, очаровательная первая скрипка симфонического оркестра Сидни потеряла зрение в раннем возрасте (от взрыва петарды) и, кажется, вполне привыкла к участи незрячей. Там более что проведенные операции не помогли. Однако, новым возможностям медиков, научившимся использовать донорские роговицы, Сидни рада и очень хочет увидеть мир и особенно саму себя. К счастью, пересадка проходит успешно, а нечеткость зрения трактуется, как временная. Впрочем, это еще не беда, куда больше проблем доставляют невероятные видения из какой-то чужой жизни. Однако врач Фолкнер считает, что проблемы связаны с перестройкой жизни, ранее основанной на слухе, осязании, запахах, а теперь «усложненной» видением. Так возникает логичная версия возникновения проблем Сидни, но подогнать под нее все их аспекты не удается. Тем более что чем дальше, тем становится страшнее. И для героини, и для зрителей фильма. Синди буквально одолевают некие темные силы. Особенно страшно видеть в зеркале не свое лицо. Понимая, что на помощь со стороны рассчитывать трудно, девушка пытается разобраться самостоятельно, все глубже погружаясь в чужую историю… Съемки проводились в Нью-Мексико. Премия Golden Trailer. 27-летняя признанная красавица Д.Альба завоевала премию «Выбор подростков» и номинировалась на антирпемию Razzie. Готовясь к роли, она полгода брала уроки скрипки и знакомилась с азбукой Брайля. Кстати, первоначально создатели фильма видели в главной роли Рене Зеллвегер, но она отказалась. Музыка Марко Белтрами («Крик»). Сборы в США $31,4 млн. Сборы в остальном мире $25,5 млн. Сборы в России $1,7 млн. Продажи на DVD в США $8,8 млн. Бюджет $12 млн. Рейтинг IMDb – 5,3/16264 голоса (у фильма 2002 г. – 6,9). *1/2
«ДАВАЙ СДЕЛАЕМ ЭТО ПО-БЫСТРОМУ»
(18, Вс, Лад, 22-10)
The Quickie, Франция – Великобритания – Германия, 2001, 99 мин, R. Реж. Сергей Бодров («Катала», «Монгол», «Кавказский пленник»); в рол.: Сергей Бодров-мл. (Дима), Владимир Машков (Олег), Дженнифер Джейсон Ли (Лиза), Дин Стокуэлл (Майкл), Лесли Энн Уорен (Анна), Генри Томас (Алекс), Бренда Бакке (Джейн), Олег Тактаров (Борис), Евгений Лазарев (дядя Анатолий), Илья Волох (Слава), Наталия Крюкова (танцовщица танго)
Криминальная драма в постановке С.Бодрова-ст. (род. 28.6.1948 г. в Хабаровске), который, добившись успеха на родине, стоически делал карьеру на Западе на ниве «фестивального», некоммерческого кино. Хотя представляемая лента по всем приметам, казалось бы, должна привлекать внимание массового «отечественного» зрителя. Ведь на экране – братки, новые русские, разборки, измены, страстная любовь и т.д. Но все приманки облечены в столь театрально-надрывную форму, что это напрочь отбивает желание знакомиться с проявлениями загадочной славянской души. Не помогает даже привлечение крепкой интернациональной актерской команды, возглавляемой российскими «экспортными звездами»: 37-летним В.Машковым («Вор») и, увы, рано погибшим С.Бодровым-мл. (27.12.1971 – 20.9.2002 г.), который выступил и как сосценарист. Их коллегами были известные западные актеры. Так, дважды лауреат Каннского МКФ, 65-летний Д.Стокуэлл («Замужем за мафией») и 54-летняя Л.-Э.Уоррен («Виктор/Виктория») попадали в число «оскарных» номинантов. 29-летний Г.Томас известен всем по главной роли в фильме «Инопланетянин», а 39-летняя Д.-Д.Ли («Попутчик») и вовсе пребывает в статусе «звезды». И тем не менее фильм не прозвучал, хотя Машкова уважили премией Московского МКФ. Не секрет, что в тот год в программе фестиваля не было российского фильма, а организаторам так хотелось, чтобы страна прозвучала, вот и нашелся способ. Нет, я не утверждаю, что фильм плох и его надо проигнорировать. Скорее сбиваю пыл с неумеренных восторгов «рекламных критиков» из-за которых порой наступает разочарование после просмотра объективно достойных фильмов. События ленты происходят на фоне роскошных антуражей «цитадели империализма», где замечательно устроилась верхушка постсоветской мафии. Умный, чрезвычайно привлекательный и, конечно же, безмерно жестокий криминальный босс Олег сейчас находится на перепутье. Он довел свой грязный бизнес до идеального состояния, после чего понял, что тот ему надоел. Мятущаяся натура просит покоя и высоких чувств, хотя надо бы больше беспокоиться о душе и шкуре. Ведь ни друзья, ни конкуренты не прощают подобных шагов. На очередную вечеринку в шикарное поместье в Малибу собирается семья и разного рода друзья Олега, но веселиться мешают тяжелые мысли и насущные планы. Пока все ограничивается дежурной суетой и высокопарными фразами, но дойдет дело и до роковой страсти. Авторы ленты, очевидно, полагают, что Олег вызывает сочувствие, но я так не считаю. Даже если он умен и обладает душой, он все равно «по-волчьи воет» и обречен «по-волчьи жить». И отнюдь не в заповеднике. Драматургически – вторично, а визуально режут глаз не лучшие традиции перестроечного кино. «Есть в этой криминальной драме что-то чеховское», – считает критик М.Иванов. По мнению Л.Масловой («Premiere») «Бодров – режиссер хороший и циничный, манипулировать зрительскими эмоциями не стесняется. Как у него работают механизмы манипуляции, очень хорошо видно. Что одновременно и раздражает, и подкупает». Съемки С.Козлова («Одиссея»). Во Франции фильм посмотрели 27 тыс. зрителей, а в Италии – 3 тыс. Бюджет $3 млн. Рейтинг IMDb – 5,8/474 голоса. *1/2
«ДЕМОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
(18, Вс, ОНТ, 23-00)
I demoni di San Pietroburgo/The Demons of St. Petersburg, Италия, 2008, 118 мин, PG-13. Реж. Джулиано Монтальдо («Неприкасаемые», «Очки в золотой оправе»); в рол.: Мики Манойлович (Федор Достоевский), Каролина Крешентини (Анна Сниткина), Анита Каприоли (Александра Звонарев), Роберто Херлицка (Павлович), Филиппо Тими (Гусев), Сандра Чеккарелли (Наталья Ивановна), Джордано Де Плано (юный Достоевский), Патриция Саки (Авдотья), Джованни Марторана (Трифонов), Стефано Саккотелли (Стелловский)
Историческая биографическая драма по оригинальной идее Андрея Кончаловского («Андрей Рублев»). Поставлена заслуженным ветераном европейского кино, участником топ-фестивалей М.Монтальдо («Сакко и Ванцетти», «Джордано Бруно»), неоднократно воссоздававшим судьбы выдающихся персонажей. Представляемая лента – тщательная, аккуратная и насыщенная событиями. Это своего рода презентация западному зрителю Ф.М.Достоевского (30.10.1821– 28.01.1881 г.), упакованная в почти детективную форму и не лишенная интриги (по разным поводам). События ленты начинаются с террористического акта в Санкт-Петербурге, в результате которого погибает Цесаревич (и случайно оказавшаяся рядом маленькая девочка из бедной семьи). Внешне благополучный (но терзаемый кредиторами и страдающий игроманией) Достоевский прибывает в сумасшедший дом по просьбе находящегося на излечении Гусева, судя по присланному письму, большого поклонника его таланта. Этот внешне напоминающий Иисуса Христа человек спрятался тут под видом умалишенного, чтобы под влиянием книг Федора Михайловича избегать участия в новых убийствах. Он очень просит писателя найти некую Александру, главную в его группе и тоже преклоняющуюся перед Достоевским, чтобы попросить остановить террор, нацеленный на членов царской семьи. А через 6 дней должно состояться нападение на ее главу... При этом Достоевский раз за разом вспоминает, как сам едва не был казнен и лишь благодаря помилованию оказался на каторге. Зрители, что называется, знакомятся с «творческой лабораторией» гения. Вместе со своим ангелом-спасителем в лице стенографистки Анны Федор Михайлович, возможно, успеет сдать к оговоренному сроку «Игрока» и избежать судебного преследования… К чести авторов картины, Россия преподнесена без акцента на «клюкву» и напоминающей Европу. Есть в фильме место и юмору. Например, в эпизоде, когда Достоевский подписывает книгу… Тургенева. Но в целом образ писателя определенно идеализирован. Ощущается и некоторый перебор с пафосом. Съемки проводились в Пьемонте, Турине и Санкт-Петербурге. Премии David (Италия): декорации и костюмы. Номинации: съемки, спецэффекты, грим и дизайн причесок. Премии Silver Ribbon (Италия): съемки и декорации. Номинации: фильм, 28-летняя К.Крешентини («Блуждающие мины»), костюмы и музыка знаменитого Эннио Морриконе («Однажды в Америке»). В Италии фильм посмотрели 0,15 млн зрителей. Бюджет 6 млн евро. Рейтинг IMDb – 6,4/118 голосов. **
«КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ»
(12 и 13, Пн и Вт, СТВ, 20-10 и 9-00)
Россия, 2005, 90 мин, PG.Реж. Алексей Учитель («Рок», «Прогулка», «Пленный»); в рол.: Евгений Миронов (Витька «Конек» Коньков), Евгений Цыганов (Герман), Ирина Пегова (Лара), Дмитрий Муляр (Юрий), Елена Лядова (Римма), Сергей Качанов (Кирыч), Мария Кузнецова (мама Конька), Игорь Шибанов (Ефим)
Психологическая ретро-драма по сценарию Александра Миндадзе («Парад планет», «Время танцора»). Это его первая работа с Учителем, который раньше сотрудничал с Дуней Смирновой (а Миндадзе – с В.Абдрашитовым). Фильм снят в традициях артхаусного, настроенного на фестивали кино, хотя многие любители именно такового были всерьез разочарованы. Так топ-критик С.Кудрявцев (его оценка 5,5 из 10) пишет следующее: «Заявленное в сценарии смутное и трудно угадываемое волнение умов, которое существует в толще народной жизни накануне исторического прорыва человечества в космос, к сожалению, видится в прямо противоположном свете. Кажется, чуть ли не примером пропагандистского советского искусства, призванного возвеличить подвиг простого человека, такого, как Юрий Гагарин (не случайно, что летчик Юрий из поезда еще и не помышляет о полете вокруг Земли). Косвенное проявление идеологии «неосоветизма», которая начинает брать верх в нынешней российской реальности, нашло свое подтверждение и в факте присуждения картине Учителя главного приза МКФ в Москве, хотя ни критики, ни зрители (если судить по их опросу на конкурсных показах) вообще не включили «Космос как предчувствие» в пятерку лучших». Так что, если хотите получить удовольствие от просмотра, не напрягайте себя чрезмерными ожиданиями, прежде всего, связанными с именами создателей картины. Итак, 1957 год. Советский народ искренне верит в светлое будущее, тем более что начинает покорять космическое пространство. В северном портовом городе проживает простодушный повар общепита Конек, любящий в свободное время общаться с подружкой-офицанткой Ларой и боксировать на ринге. Судьба сводит его с таинственным Германом, который соглашается на спарринг, а потом раз за разом лупит озадаченного Конька. Но доводя его таким образом до состояния своеобразной эйфории. Возможно из-за того, что Герман не похож на обычного советского человека, есть в нем нечто суперменское. И это дурманит мозги Конька, заставляя совершать необдуманные поступки. Вроде слушания в общественном месте запретного рок-н-ролла… В целом фильм настроенческий, ассоциативный, намеренно стильный и при просмотре очень важно всем этим проникнуться, поддавшись авторскому порыву. И ведь не случайно на вопрос, почему фильм так называется (а, например, не «Предчувствие космоса»), Учитель отвечает: «Просто нам так захотелось». 38-летний Е.Миронов («Идиот») и 25-летний Е.Цыганов («Питер FM») перед съемками три месяца занимались боксом с тренером, который назвал их «гениальными учениками». Они также плавали в 8-градусной воде Финского залива в одних трусах и не заболели (в отличие от дублера в гидрокостюме). Известно, что эти актеры не слишком ладили, а режиссер сравнил их с волками-одиночками. Съемки заняли 6 месяцев. В документальной хронике в белый цвет пришлось перекрасить чернокожего мужчину, подбежавшего с цветами к кортежу Гагарина, чтобы происходящее на экране соответствовало сценарию. Дабы стать похожей на свою экранную сестру Лару, Е.Лядова целенаправленно поправилась на 12 кг. Гран-при МКФ в Москве. Премии «Ника»: Миронов и съемки. Номинации: фильм, сценарий и костюмы. Премии «Золотой Орел»: режиссура и сценарий. Номинации: фильм, Миронов, съемки, декорации и звук. Миронов отмечен премией «Золотой овен». Ю.Клименко удостоен премии Silver Camera 300 на операторском фестивале в Македонии. Сборы в России $0,7 млн. Бюджет $2 млн Рейтинг IMDb – 6,6/278 голосов. **1/2
«ЛЕСНОЙ РАЗБОЙНИК»
(18, Вс, БТ, 7-25)
Der Rauber Hotzenplotz/The Robber Hotzenplotz, Германия, 2006, 94 мин, PG. Реж. Гернот Ролль («Каникулы на Майорке», «Вечеринка на Ибице»); в рол.: Армин Роде (Раубер Хотценплотц), Мартин Штюрк (Каспер), Мануэль Штайц (Сеппел), Рифус Бек (Петросилиус Цвакельманн), Катарина Тальбах (Портинкула), Пит Клок, Барбара Шонебергер (Амариллис)
Семейная приключенческая волшебная комедия. В ней повествуется о событиях, которые происходят казалось бы из-за пустяка – кражи кофемолки. Пришедший из темного леса и внешне напоминающий Бармалея лесной разбойник не только напугал бабушку, но и сделал ее несчастной, лишив ее любимого занятия – варки кофе. С этим не могут смириться юные проказники – Каспер и Сеппел, а также страшноватый полицейский. К этой компании присоединяются: прекрасная фея, злой маг, гадалка и ее «маленькая» собачка Васти. Как думаете, чем закончится сие приключение? Премия «Белый слон» на МКФ в Мюнхене. Приз детского МКФ в Артеке за самый увлекательный фильм. Приз фестиваля «Золотой Витязь» за детский «инофильм». Съемки проводились в Баварии и Праге. В Германии фильм посмотрели 0,87 млн зрителей, а в Австрии 50 тыс. Рейтинг IMDb – 5,6/148 голосов.
«НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ»
(16 и 17, Пт и Сб, РТР, 22-30 и 9-00)
Россия, 2006, 85 мин, PG. Реж. Владимир и Ольга Басовы («Вместо меня», «Одинокий игрок»), при участии Виталия Москаленко; в рол.: Виктор Бычков (Петр Осколкин/Пенек), Алексей Шевченков (Незнакомец), Паша Меленчук (Мишка), Марина Яковлева (Алевтина), Владимир Симонов (прокурор), Сергей Колесников (мэр), Александр Баширов (Пашка Палач), Валерий Лернер, Александр Макаров, Алексей Маслов, Александр Ревенко (все – бандиты), Владимир Басов (камео), Ольга Басова (камео)
Социально-философская трагикомедия по сценарию Виталия Москаленко («Ширли-Мырли», «Китайский сервиз») и Валентина Емельянова. У этого фильма сложная судьба. Его начинали снимать в Геленджике под названием «Пенек». Это была музыкальная комедия, которую так и не досняли. Чтобы вложенные в производство деньги совсем уж не пропали, проект был передан другим кинематографистам. Как следствие, были изменены и сценарий, и жанр картины. Уже в процессе первых спешно организованных съемок стало понятно, что комедия вполне органично оборачивается философской притчей. Итак, в маленьком южном городке проживает бывший учитель-идеалист, прозванный Пеньком. Начитавшийся Ницше, Канта и Шопенгауэра, сей интеллигент мечтает переустроить мир. Судьба в лице Незнакомца преподносит ему случайный подарок – криминальную власть над городом. На то время, пока разберутся с убийством крутого авторитета Палача. Поначалу Пенек ведет себя, словно участвуя в игре. Например, гоняется на самопальном велике с «меринами». Но постепенно, да еще и с подачи полного черной энергии Незнакомца, начинает проявлять себя в практической деятельности. Например, в остановке отравляющего местные пляжи градообразующего комбината. Но его попытка осчастливить человечество, разумеется, оборачивается трагедией… Как отмечает В.Басов, «очень хочется, чтобы наше кино получилось умным, чтобы зрители во время просмотра задумывались над увиденным». По мнению популярного актера В.Бычкова (род. 4.9.1954 г., «Кукушка»), «эта роль по духу мне не очень близка. Я по характеру такой: родился -- на этой земле пригодился. У меня нет тщеславия. Нет желания быть президентом или губернатором. Возможно, я смог бы им помогать, потому что каждый человек должен быть на своем месте и честно делать свое дело». Смотрится фильм с интересом. Во многом благодаря обилию броских фраз и далогов. Правда, непосредственно события картины уже воспринимаются как ретро. Слишком многое уже давно совсем не так. Музыка В.Дашкевича. Рейтинга IMDb нет. *1/2
«ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»
(13, Вт, ОНТ, 10-00)
Pere et fils/Father and Sons, Франция – Канада, 2003, 97 мин, R. Реж. Мишель Бужена ( «Спрячьте меня», «3 друга»); в рол.: Филипп Нуаре (Лео), Паскаль Эльбе (Симон), Бруно Путцюлю (Макс), Шарль Берлинг (Давид), Жак Буде (Жозеф), Мари Тифо (Мадо), Пьер Лебо (Жак), Маттье Бужена (Жюльен), Ева Сент-Поль (Франсин)
Приключенческая трагикомедия/фильм-дорога. История престарелого вдовца, парижанина Лео (72-летний великий Ф.Нуаре, «Большая жратва»), который, несмотря на годы почти не болеет, материально благополучен, но очень страдает от одиночества и из-за того, что никогда не видит своих трех взрослых сыновей одновременно. Тем более что старший и средний буквально ненавидят друг друга и не скрывают этого. Да и других проблем у каждого хватает. Вот отец и придумывает план, призванный сплотить семью и сделать свою жизнь более привлекательной. Он заявляет братьям, что через месяц ему сделают крайне рискованную операцию, а пока жив, очень хочет поехать в Канаду, дабы реализовать давнюю мечту – увидеть игры синих китов. Продемонстрировав высокое актерское мастерство и чудеса организации, Лео удается воплотить задуманное. Поначалу во взаимоотношениях четверки мужчин существует зримое психологическое напряжение, однако происходящие с ними и комические, и драматические события постепенно сводят их в единую команду. Ключевую роль в этом играет пребывание на удаленной ферме, где живет колдунья, способная лечить методами нетрадиционной медицины… Эта не слишком оригинальная, но теплая и довольно милая лента создана в фирменной французской манере и ненавязчиво призывает быть добрее, ведь в жизни ничто не вечно. Особенно впечатляют: прекрасные актерские работы и великолепные канадские пейзажи. Первая режиссерская работа известного комика, «сезарного» лауреата М.Бужена («Трое мужчин и младенец в люльке»). Номинации на «Сезар»: дебют Бужена и Эльбе как актер-надежда. Участие в МКФ в Шанхае. Рейтинг IMDb – 6,6/467 голосов. **1/2
«ПЕСНИ СО ВТОРОГО ЭТАЖА»
(18, Вс, СТВ, 23-55)
Sanger fran andra vaningen/Songs from the Second Floor, Дания – Норвегия – Швеция, 2000, 98 мин. Реж.-сцен.-монтаж Рой Андерссон («Шведская история любви», «Ты, живущий»); в рол.: Ларс Норд (Калле, перемазанный гражданин), Стефан Ларссон (Стефан), Торбъен Фальстрем (менеджер Пелле), Стен Андерссон (Лассе), Лучио Вучино (Фокусник), Петер Рот (Томас), Клас Йоста Ульссон (полковник), Хассе Седерхолм (Верховный главнокомандующий), Пер Йорнелиус (распиленный человек), Бъерн Андерссон (фотограф)
Радикальный сюрреалистический фарс – так представляли этот нашумевший фильм прокатчики, надеясь заманить в залы не только киноманов, но и более широкую продвинутую публику, попутно, раскручивая имя Р.Андерссона (род. в 1943 г. в Гетеборге). Сей режиссер редко снимал большие фильмы, зато создал множество рекламных роликов. На полочке в его доме расположились 10 главных рекламных наград – «Каннских львов». Андерссон и мечта любой нуждающейся в рекламе корпорации, и легенда мирового кинематографа. Такое вот сочетание. А женат молодцевато выглядящий классик на экс-солистке ансамбля «АББА». Идея «Песен» родилась у Андерссона еще в конце 80-х. То была цепочка из 63 сцен, затрагивающих темы унижения, изначальной греховности, абсурдности (на творчество Роя активно влияет живопись, особенно немца Отто Дикса). Но Шведский киноинститут не пожелал выделять под нее необходимые 30 млн крон, требуя сначала показать первые 15 мин проекта. В 1995 году, имея лишь 0,6 млн крон, заработанных на рекламе, Рой принялся выполнять это условие. Съемки начались в 1996 году и растянулись на год, во время которого Андерссон периодически уходил в рекламу. Да и его группа в значительной мере состояла из рекламистов. А средний возраст персонала составлял 25 лет. Лишь оператору И.Борбасу перевалило за 30. Так и дешевле, и концептуальнее. Избранной для пробы сценой стало трагическое распиливание человека. Киноинституту она понравилась, но... лишь на 8 млн крон, хотя требовалось уже 40. В результате съемки начались лишь в 1998 году. Проводились они по сценам, под которые удавалось найти инвесторов, и заняли еще год. А пять последних сцен были отсняты за 2 месяца до начала Каннского МКФ, на который уже было получено тайное приглашение его председателя Жиля Жакоба. Монтаж, озвучание, запись музыки Бенни Андерсона (экс-«АББА») – проводились в спринтерском темпе. За месяц. Нарушить задуманное могло очень многое. Но обошлось. И как выяснилось, спешили не зря. «Песни» стали одной из сенсаций самого престижного кинофорума и были отмечены Специальным призом жюри. Хотя лишь восторгами не обошлось. Вот как, например, в репортаже с фестиваля оценивает «Песни» В.Трофимов («КМ»): «Фарс на расхожую тему, что быть человеком трудно, совсем невыносимо, а на Христа тоже надежды нет, в первые полчаса кажется очень смешным. Каждая из сюрреалистических сцен («сюр» в фильме непрерывный) придумана и подана со смаком. Люди выглядят порядочными (впрочем, забавными) козлами. Не то чтобы потом становится грустно, но сам по себе ход начинает утомлять. Фильм оказывается чересчур притчевым. Символ на символе. Например, в финале герой-неудачник вышвыривает на свалку статуи Христа, которые у него никто не покупал, и переезжает их автомобилем. Оно, конечно, круто и вызывающе, но...». А по мнению С.Аксенова: «Песни», строго говоря, являются всем, чем угодно, но не кинофильмом. Это своего рода попурри, абсурдистский видеоряд, нарезанный на 52 слабо связанные между собой сцены. Каждая напоминает знаменитые рекламные ролики Андерссона, вместе же они — разновидность гиперфильма, который можно просматривать в произвольной последовательности и в любом направлении». Итак, однажды вечером в Стокгольме начинает происходить ряд невероятно странных, не связанных друг с другом событий. Немолодой клерк сходит с ума после безжалостного увольнения с работы. На улице жестоко избивают заблудившегося эмигранта. Фокусник совершает роковую ошибку прямо во время представления. Растерянного человека, в отчаянии спалившего дотла свой мебельный магазин, преследует призрак. Толпа важных, мрачных людей приносит в жертву невинную девочку. Похоже, приходит тот час, которого все так давно боялись... Премия Bodil за неамериканский фильм. Премии Шведской киноакадемии «Золотой жук»: фильм, режиссура, сценарий, съемки и звук. Номинация на премию Британского независимого кино за «инофильм». И.Борбас завоевал премию публики на операторском фестивале в Македонии и претендовал на Chlotrudis. Фильм претендовал на попадание в «инооскарную» номинацию. Сборы в США $0,08 млн. В Швеции фильм посмотрели 0,09 млн зрителей, а в Дании – 0,04 млн. Рейтинг IMDb — 7,5/5070 голосов. Мужская оценка на балл выше женской. ***
«СИВЫЙ МЕРИН»
(17 и 18, Сб и Вс, 20-20 и 7-50)
Россия, 2010, 4 серии, PG. Реж. Михаил Туманишвили («Ответный ход», «Авария – дочь мента»); в рол.: Александр Домогаров (Дмитрий Кораблев), Максим Шишков (Сева Мерин), Сергей Чонишвили (Аликбер Турчак), Ольга Кабо (Люба Нестерова), Алексей Панин (л-т Яшин), Ольга Арнтгольц (Катя), Владимир Юматов (Юрий Скоробогатов), Алена Ивченко (Светлана Нежина), Роман Агеев (к-н Трусс), Борис Романов (Михаил Молин), Владимир Балон
Иронический детектив для ТВ по одноименной книге популярного актера Андрея Мягкова («Ирония судьбы»). История о том, как любовь порой перерастает в страсть, страсть – в манию, а мания подталкивает к убийству. Своеобразное исследование, на что готова женщина ради того, чтобы заполучить желанного мужчину? Итак, убита жена знаменитого актера Дмитрия Кораблева, еще и тяжело переживающего кризис среднего возраста. Дело ведет молодой и амбициозный сыщик Сева Мерин, буквально жаждущий найти убийцу. Постепенно становится понятно, что это дело из категории «ищите женщину». Покойная тесно общалась с тремя подружками – Любой, Светой и Женей. Причем каждая из них еще со школьной скамьи была влюблена в красавца Кораблева и пыталась добиться его расположения… Несмотря на громкий исполнительский состав, мини-сериал получился проходным. Сценарий А.Бородянского («Мы из джаза»). Рейтинга IMDb нет.
«СПАСИБО ЗА ВСЕ!»
(18, Вс, БТ, 22-10)
Grazie di tutto, Италия, 1998, 88 мин, PG. Реж. Люка Манфреди (дебют, «Время любви», «Матильда»); в рол.: Массимо Гини (Пьерпаоло), Нэнси Брили (Франческа), Нино Манфреди (Пьетро), Джулия Лаццарини (Бьянка), Серджо Форкони (Уго), Карло Монни (Гвидо), Анна Мелато (Марта), Эдоардо Лео (Марцио), Тоска Д’Аквино (Мирелла), Дарио Вергассола (Лоренцо)
«Черная» мелодраматическая комедия. В поисках размеренной, уютной жизни супруги Пьерпаоло и Франческа переезжают из города в деревню. И все шло, как должно, пока однажды, чтобы выручить своих друзей, у которых появилась возможность навестить сына-врача в Руанде, они не принимают у себя их престарелых родителей. Выясняется, что это непросто. Например, Пьерпаоло буквально выворачивает, когда он вставляет старику челюсти. К тому же, несмотря на возраст, Пьетро и Бьянка ведут себя словно капризные и проказливые детишки. Выдающийся актер, отец режиссера данного фильма 77-летний Н.Манфреди («Отвратительные, грязные, злые») играет дедулю, которого постоянно тянет выпить и покурить, а варя украдкой кофе, он сжигает всю проводку в доме. Бабуля же, перепутывает почтовый ящик с ульем, с предсказуемыми в таком случае последствиями. Происходит много другого из разряда «сумасшедший дом», отчего у опекунов буквально едет крыша. А между тем выясняется, что уехавшие в Африку Гвидо и Марта пропали. И немудрено, ведь на границе с Бурунди сложная обстановка. Ситуация усугубляется тем, что Бьянка, пребывая в стрессе, заявляет, что ничего не помнит. Нанятый ей «сидел» (а как назвать призванного быть сиделкой мужчину с криминальными замашками?) вызывает небезосновательный прилив ревности у Пьерпаоло… До финала будет еще много разных событий и хотя финал слащав, фильм и не скучен, и не банален. Исполнившая главную роль тогда 34-летняя Н.Бриали («Демоны 2»), к настоящему времени состоит в разводе и с М.Гиги и с Л.Манфреди. Наград нет. В Италии фильм посмотрели 16 тыс. зрителей. Рейтинг IMDb – 7,2/31 голос. **1/2
«ТАЙНЫ БЕРМУДСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА»
(17, Сб, НТВ, 14-15)
The Triangle, Великобритания – США 2005, 240 мин, PG. Реж. Крейг Р.Баксли («Невозмутимый», «Красные клетки»); в рол.: Сэм Нил (Эрик Бениролл), Эрик Штольц (Ховард Томас), Лу Даймонд Филиппс (Мино Палома), Кэтрин Белл (Эмили Паттерсон), Майкл Э.Роджерс (Брюс Геллер), Джон Слоан (Эрон Аккерман), Чарлз Мартин Смит (капитан подлодки), Брюс Дэвисон (Стэн Лезем), Шон Майкл (Дон Битти), Лиза Бреннер (Хелен)
Фантастические приключения для ТВ. По меркам телеформата, солидное и насыщенное спецэффектами (с ними снято 800 сцен) действо. Правда, масштабные сцены выглядят нарисованными, сильно уступая тем, что мы видели, например, в «Титанике». Основные события ленты происходят в наши дни, но начинается все с… Колумба, который в 1492 году, открыв Америку, еще и столкнулся с кораблями XXI века. И собственно за это, еще и пострадал, когда вернулся в Европу. Как вы поняли, время в данном мини-сериале – не догма. Перемещения вне его привычных потоков случаются то и дело. Но лучаются еще и проявления классической мистики (аномальных явлений), вроде кажущихся появлений перед глазами героев ленты людей, которые определенно находятся в иных местах. Зрители постарше знают, что никакие события в Бермудском треугольнике удивить априори не могут. Нас еще при СССР приучили к этому бренду, символизирующему колоссальную трагичную загадку. Не случайно Высоцкий в «Письме из сумасшедшего дома» употребил оборот «бермудно на душе». Кто же не знает, сообщу, что Бермудский треугольник – это район в Атлантическом океане, ограниченный линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Именно внутри сей геометрической фигуры (якобы) происходят наиболее частые и наиболее таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Среди исследователей и просто интересующихся курсирует множество гипотез. От особенного климата до действий инопланетян. Среди скептиков, не замечающих ничего особенного в Бермудском треугольнике, присутствуют и столь влиятельные силы, как Береговая охрана США и страховая компания «Lloyd's». В числе таковых был и миллиардер Эрик Бениролл, пока его огромный парк транспортных судов не стал нести регулярные потери при многих более чем странных обстоятельствах. Но так уж сложилось, что подобные события в мире принято замалчивать или высмеивать. Вот предприниматель и решает собрать собственную экспертную команду, которая должна оперативно разобраться в том, что долгие годы не поддается ученым всего мира. Ее составили: инженер по глубоководным работам Паттерсон, всегда готовый рискнуть климатолог Геллер, ясновидящий Лезем (специализирующийся на пропавших детях) и журналист Томас, большой дока в области загадок Бермудского треугольника, но ко всем относящийся крайне скептически. Они лишь познакомившись и узнав, что в случае успеха получат по $5 млн, отправляются в захватывающее путешествие-расследование. И чем дальше, тем больше загадок. Вроде истории уцелевшей в авиакатастрофе девочки, которая теперь выглядит, как натуральная бабушка. Еще одна линия ленты связана с Мино, который сидел за рулем скоростного катера, принадлежавшего «Гринпис». Вместе с товарищами он пытался помешать китайскому судну загарпунить очередного кита. Но в критический момент происходит необъяснимое. Спасается лишь Мино, но, прибыв домой, он многого не помнит. К примеру, один из сыновей для него лишь незнакомец… Понятное дело, в итоге не обходится без происков военщины, которая накопила такие силы, что способна нарушить электромагнитный баланс океана… Не скучно, познавательно и качестве сыграно в существенной мере узнаваемыми актерами. Сопродюсер Брайан Сингер, постановщик трилогии «Люди Икс». Музыка Джозефа Лодука («Братство волка»). Съемки проводились, начиная с июня 2005 года в Кейптауне (Южная Африка), а также во Флориде.http://www.imdb.com/search/title?locations=Seven%20Mile%20Bridge,%20Florida%20Keys,%20Florida,%20USA Премия «Сатурн» за телепроект Номинации: Нил и 36-летняя эффектная К.Белл («Брюс Всемогущий»). Премия «Эмми» за спецэффекты. Номинация – дизайн титров. Бюджет $22 млн. Рейтинг IMDb – 6,5/3825 голосов. Видеоназвание – «Бермудский треугольник». **1/2
«ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ» **1/2
(16, Пт, БТ, 21-55)
Dancer in the Dark, Швеция – Дания – Франция – Германия – Нидерланды – США – Великобритания – Финляндия – Исландия – Норвегия, 2000, 140 мин, CD, R. Реж.-сцен. Ларс фон Триер («Рассекая волны», «Идиоты», «Антихрист»); в рол.: Бьерк (Сельма), Катрин Денев (Кэти), Дэвид Морз (Билл), Петер Стормаре (Джефф), Джоел Грей (Олдрич Нови), Винсент Патерсон (Сэмюел), Кара Сеймур (Линда), Удо Кир (д-р Поркорни), Жан-Марк Барр (Норман), Владица Костич
Ретро-мюзикл, который принято называть «шокирующим». Происходящая в США в середине 60-х годов история чешской эмигрантки Сельмы, работающей на провинциальной фабрике и теряющей зрение, но скрывающей это, в свое время буквально сразила киномир особенным мелодическим трагизмом. Уверен, что большинство читателей нашей газеты видели «Танцующую», поэтому не буду останавливаться на ее содержании. Тем более что многие полюбили эту ленту, а я, мягко выражаясь, не являюсь ее поклонником. И чтобы никого не раздражать ворчанием, ограничусь объективной информацией. Хореография Винсента Патерсона, много сотрудничавшего с Майклом Джексоном и Мадонной. «Золотая пальмовая ветвь» и приз Бьерк (род. 21.11.1965 г. в Рейкьявике) за роль на МКФ в Канне. Кстати, маститая К.Денев во время съемок с исландкой конфликтовала, но в интервью ее вовсю защищала: «Бьорк не играла, а жила в этой роли. Иногда она убегала с площадки, как маленький ребенок убегает из школы, когда его обижают. Вообще-то Бьорк очень необычная…» Песня поп-дивы «I've Seen It All» (с