Татьяна ЧУДАК, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
В минувший четверг, 21 июня 2012 года, в Доме прессы состоялся круглый стол на тему «Современные тенденции развития туризма: продвижение национальных экскурсионных туров по Беларуси на зарубежных и внутренних рынках». Однако на встрече представителей туристической сферы и журналистов речь шла не столько о продвижении, столько о самом экскурсионном продукте Беларуси.
«Что такое экскурсионный маршрут? – ответил вопросом на вопрос о количестве существующих экскурсионных маршрутов по Беларуси директор Национального агентства по туризму Вячеслав Чернов. – Если документ, который лежит на полке, тогда это одна цифра, если реальный маршрут, по которому ездят туристы, – другая. Только по программе развития туризма на 2008–2010 годы в Беларуси должны были появиться 914 новых маршрутов. Мы не располагаем сведениями о том, что программу полностью завалили. Значит, разработали и отчитались, и мы можем смело говорить, что у нас более тысячи маршрутов, соответствующая документация есть 100%. Но реально «живых» экскурсий не так много, потому что каждый маршрут требует экскурсовода и автобуса, работы по продвижению».
Назвать точнее количество экскурсионных маршрутов, проложенных по Беларуси, скорее всего, не возьмется никто: ни чиновники, ни специалисты туристических компаний. Согласно отчету Министерства спорта и туризма, по итогам 2010 года в белорусских регионах было создано более 1 000 экскурсий и туров. Государственная программа развития туризма на 2011–2015 годы предусматривает разработку не менее 50 маршрутов (по 10 маршрутов ежегодно), то есть как минимум плюс 20 экскурсий к концу 2012 года. Кроме того, успешную реализацию программы подтвердит появление 20 маршрутов с активными видами передвижения, половина из которых также должная появиться к концу 2012 года. Только в столице сегодня туристам доступны более 40 городских экскурсий. Собственные экскурсионные маршруты разрабатывают туристические фирмы и национальные парки, владельцы сельских усадеб и сотрудники музеев. Тематика – самая разная – от спортивной и патриотической до исторической и приключенческой. В то же время объем старых и новых маршрутов все еще не дотягивает до критической массы, необходимой для перехода количества в качество.
Руины Гольшанского замка – одно из наиболее плачевных зрелищ белорусского туризма
Возможно, одна из причин, отдаляющих переход экскурсионного продукта на качественно иной уровень, заключается в отсутствии внятной концепции развития туризма в целом. В разное время государство пыталось найти опору в природной, медицинской и спортивной теме. С одной стороны, в разнообразии как таковом нет ничего предосудительного, с другой – «распыляться» на разные темы в условиях ограниченных возможностей несколько недальновидно. «Сейчас вся туристическая инфраструктура в Минске рассматривается через призму спортивного и делового туризма, – подчеркнула заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Минского горисполкома Светлана Демешко, выступая во время круглого стола. – Крупные спортивные мероприятия привлекают наибольшее число туристов-болельщиков. Этому способствуют спортивные объекты высокого технического уровня, которые могут обеспечить качественное проведение мероприятий. Одно из главных событий, которое гарантирует значительный поток туристов, конечно, Чемпионат мира по хоккею 2014 года. Перед этим пройдут крупные соревнования, которые можно считать подготовкой и своего рода испытанием туристической инфраструктуры Минска: Чемпионат мира по велоспорту на треке и Чемпионат Европы по боксу, которые столица будет принимать в 2013 году».
Тем временем практики туризма полагают, что в первую очередь следует делать ставку именно на экскурсионный туризм. «Этот год объявлен Годом культурного туризма в Беларуси, и у меня есть глубокое убеждение, что именно культурно-познавательный, или экскурсионный туризм является наиболее перспективной сферой. Ни медицинский, ни спортивный туризм – разовые абсолютно акции с все-таки ограниченной аудиторией – не сравнятся с теми потоками, которые идут в Беларусь из стран-соседей и которые действительно можно развить. Если попытаться подтвердить это деньгами, доходами, в этом убедятся все, – считает Галина Потаева, директор компании «Виаполь», которая еженедельно отправляет по Беларуси 30–35 автобусов с экскурсантами. – Более того, культурно-познавательный туризм можно развить фактически на пустом месте. Именно таким местом, как мы знаем, немножечко является наша страна: по количеству памятников, их подготовленности к показу и по развитию туристического продукта мы, конечно, очень сильно отстаем от наших соседей. В туризме самым главным является не видеоряд, не объекты, а тот комплекс, который называется «туристский продукт». Может быть великолепный объект, например, отреставрированные Мир и Несвиж. Но если бездарный экскурсовод, автобус в сильную жару без кондиционера, абсолютно невкусный обед – все будет «в ноль». С другой стороны, если смотреть новогрудские «развалины», но при этом талантливый экскурсовод типа Анатолия Вараввы, туристам не мешает жара в автобусе, на обед вкусная еда с этнографическими мотивами – все может быть на уровне или даже лучше, чем прекрасный сам по себе объект, испорченный некачественными составляющими экскурсии. Этим и отличается туризм – это не культура, не история, не спорт и не медицина – это бизнес».
Другая важная причина, которая не позволяет пока поставить знак качества на белорусском экскурсионном продукте, – недостаток высококлассных профессиональных экскурсоводов. По данным, имеющимся в распоряжении Светланы Демешко, в Беларуси аттестовано 1 083 экскурсовода и гида-переводчика. Однако, как уточнил Вячеслав Чернов, только за последние два месяца в Национальном агентстве по туризму состоялось пять аттестаций, а значит количество специалистов, которые имеют право проводить экскурсии в Беларуси, увеличилось. Впрочем, и в данном случае количество никак не влияет на качество. «Подготовка экскурсоводов – это сверхважная вещь, потому что экскурсовод, видимая часть «айсберга», может все испортить или, наоборот, сгладить недостатки, добавить качество туристскому продукту. Экскурсовод должен быть грамотным, остроумным, уметь смягчить массу вещей, – объясняет Галина Потаева. – Экскурсоводов каждый год выпускается огромное количество, и так же, как не все студенты, закончившие театральный вуз, становятся великими актерами, далеко не все выпускники становятся классными экскурсоводами, если вообще работают с туристами. Между тем, всем приятно видеть умных, красивых и молодых, а масса прекрасных экскурсоводов старой советской школы с очень серьезной подготовкой уже в возрасте». По мнению Вячеслава Чернова, безрадостная картина в профессии объясняется недостаточным спросом на экскурсоводов: «Бизнесом с большой буквы проведение экскурсий в Беларуси стало всего несколько лет назад. Сегодня считанные экскурсоводы работают на основании трудового контракта и регулярно получают зарплату. Дело не в том, что экскурсоводам мало платят, а в том, что работа, скажем так, сезонная. У нас не такой масштабный бизнес, как хотелось бы. На выставках я часто слышу, как белорусские специалисты предлагают организовать любые туры под заказ, а готового продукта нет – нечего продавать. Так что рынка для экскурсоводов нет, он только формируется».
Получается замкнутый круг. В Беларуси создается огромное количество экскурсионных маршрутов, но, во-первых, подавляющее большинство программ так и остается на уровне «рецептов» в виде технологических карт, а во-вторых, грамотно подать существующий экскурсионный «полуфабрикат» под силу не каждому. Появление молодых, ярких и талантливых экскурсоводов невозможно без качественного экскурсионного продукта. На обновленном сайте Национального агентства по туризму, работа над которым завершится в ближайшие месяцы, появится реестр экскурсионных маршрутов по Беларуси. Тогда станет возможно оценить весь имеющийся материал и понять, как именно использовать «более тысячи» экскурсионных маршрутов и как лучше всего продвигать экскурсионные туры на внешнем и внутреннем рынке. Оценить же результат будет проще простого. «В теории туризма есть такое понятие, как «голосование ногами, – говорит Галина Потаева, – то есть качество того, что сделано, подтверждается тем, едут ли туристы».