https://www.traditionrolex.com/8
<p>Деревянный домик на берегу Немана. В удобных комнатах – старинная мебель, домотканые покрывала и коврики, доставшиеся в наследство еще от прабабушки хозяйке Валентине Маркевич. В столовой русская печь мирно соседствует с телевизором. А во дворе – летний домик с камином, беседка, качели, спортивная площадка, сарай с сеновалом, обустроенное место для палаточного городка. Рядом – автостоянка.</p>

Анна ОСТРОВСКАЯ, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА

Деревянный домик на берегу Немана. В удобных комнатах – старинная мебель, домотканые покрывала и коврики, доставшиеся в наследство еще от прабабушки хозяйке Валентине Маркевич. В столовой русская печь мирно соседствует с телевизором. А во дворе – летний домик с камином, беседка, качели, спортивная площадка, сарай с сеновалом, обустроенное место для палаточного городка. Рядом – автостоянка.

Так выглядит расположенная в деревне Селец Лидского района лучшая агроусадьба Гродненщины «Домик в деревне», победившая в областном конкурсе по итогам 2011 года.

Домики

Гостей здесь встречают хлебом-солью местные исполнительницы народных песен в белорусских нарядах. А после теплой встречи потчуют вкуснейшими блюдами национальной кухни, приглашают на рыбалку или охоту, удивляют файер-шоу, развлекают. Для тех же, кто хочет сочетать отдых с путешествиями, организуются экскурсии в Жировичский православный монастырь, на стеклозавод «Неман», в Лидский замок.

Конкурс среди агроусадеб управление по физической культуре, спорту и туризму Гродненского облисполкома проводит с 2009 года, и таких усадеб-победительниц в регионе пока только три. Однако предложить комфортный и интересный отдых в деревне гостям Принеманского края могут сегодня в каждом районе Гродненщины.

– Всего в области действует 245 агроусадеб, которые только в минувшем году приняли свыше 26,5 тысячи туристов, причем в среднем один клиент провел на отдыхе почти 22 дня, – рассказывает начальник управления физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома Вячеслав Апанович.

Домики_4

Факторами, способствующими развитию агроэкотуризма, как показывает опыт, являются природный потенциал, близость к городам, менталитет населения. Проще говоря, наличие у людей в той или иной местности предпринимательской жилки. К примеру, в одном из сел в Лидском районе – Докудово – гостей принимают сразу четыре агроусадьбы. Да и в целом Лидчина занимает в агротуризме лидирующую позицию. В районе 28 «домиков в деревне», и это второй после Гродненского района показатель в регионе.

– Пример в свое время подали хозяева одной из лучших в области агроусадеб – «Над Неманом», расположенной в Березовке, – продолжает заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Михаил Кажуро. – Они, пожалуй, были первопроходцами в стремлении разнообразить тихий сельский отдых для своих клиентов. Организовывали фольклорные посиделки, сплавы на плотах, празднование свадеб. Когда дело пошло и стало выгодным, к их опыту присмотрелись земляки, и усадьбы на Лидчине начали появляться одна за другой.

При этом в каждой хозяева ищут и находят свои «завлекалочки» – без этого сегодня на рынке агротуризма конкурировать уже сложно. К примеру, в «Тричевском маёнтке» гостям предлагают катание на лошадях, прогулку по мини-зоопарку, где живут павлины, страусы и пони, путешествия на Августовский канал. «Остров Бобров» заманивает ближним прудом, где на самом деле водятся эти животные, велосипедными прогулками, экскурсиями в Новогрудок, Мирский замок. В «Золотой подкове» хозяева готовы обучить отдыхающих основам кузнечного дела и ручной вышивке. В «Черешле» потчуют медом со своей пасеки, в «Беловежье» греют спины на русской печи с лежанкой, «У Рыся» парят в бане-бочке, а в «Тихих прудах» с гордостью показывают желающим собственную свиноферму…

Домики_3

– С недавних же пор многие владельцы усадеб стали не только придумывать свои изюминки, чтобы привлечь туристов чем-то особенным, но и искать варианты взаимовыгодного сотрудничества, – продолжает Михаил Кажуро. – В сфере агроэкотуризма в мировой практике успешно применяются так называемые кластеры, то есть содружества усадеб, которые приносят пользу всем участникам и их клиентам. Успешный пример такого кластера, объединяющего три «домика в деревне» – «Над Неманом», «Докудово» и «Шчодры Нёман», есть на той же Лидчине. Отдыхающим, которые поселяются в первой из усадеб, предлагают активный отдых на лыжах, байдарках, велосипедах во второй и экскурсию по мини-зоопарку, где живет настоящий медведь, – в третьей. От такого содружества все участники цепочки только в выигрыше.

Результативно сотрудничаю­т уса­дьба «Ля Свяцка» в Гродненском районе и туристическая фирма «Немново-тур», которая организует для желающих сплавы по Августовскому каналу. Таких примеров все больше. Владельцы туристических объектов и компаний уже оценили результативность взаимодействия.

А вот эффективность еще одной «фишки», если можно так сказать, – создания ярких, привлекательных брендов, – осознали пока еще не все. А ведь «фирменное» мероприятие, будь то театрализованное представление, праздник, фестиваль, может заинтересовать гораздо большее количество туристов, нежели традиционный набор услуг, какие есть уже в большинстве усадеб. Яркое доказательство тому – «Свадьба Ягайло» в стенах Лидского замка, где она в свое время и состоялась. Посмотреть на нее приезжают тысячи путешественников, которые, конечно же, одним только замком не ограничиваются.

Между тем, свои легенды есть практически в каждом районе. Их нужно только материализовать в небольшие исторические реконструкции и использовать в общих интересах. На помощь не имеющим специального образования владельцам агроусадеб в этом деле могли бы прийти работники культуры, опять-таки на взаимовыгодной основе. Ведь в каждом большом селе есть свой СДК и специалисты, которым эта задача по силам.

Еще один резерв, который следует использовать более эффективно, – сотрудничество с санаториями, считают в управлении физической культуры, спорта и туризма. «Озерный» – в Гродненском, «Энергетик» – в Волковысском, «Радон» – в Вороновском: во всех этих районах есть действующие субъекты агроэкотуризма. И их клиенты вполне могли бы совмещать отдых в деревне с оздоровительными процедурами, приобретя курсовку. Для того чтобы помочь обеим заинтересованным сторонам найти выгодные варианты, специалисты управления готовят специальный семинар по этой актуальной теме.

Домики_2

– Эффективно работают и другие уже проверенные на опыте способы поддержки, – отмечает Вячеслав Апанович. – Например, льготные кредиты «Белагропромбанка» только в прошлом году получили владельцы одиннадцати усадеб, их общая сумма составила 400 миллионов рублей.

Эффективно действуют созданные в районах рабочие группы, в которые входят работники исполкомов и банка, решающие вопросы о ходатайствах на выдачу кредитов. В райисполкомах многие вопросы снимаются координационными советами по туризму, состоящими из представителей всех заинтересованных служб. На имидж этой сферы работает и областной конкурс агроусадеб. В нынешнем году, чтобы поддержать участников, мы вышли с предложением установить для всех специальные дорожные именные указатели «Агроусадьба» – как поощрительный приз.

И еще к одному республиканскому проекту, пропагандирующему сельский отдых, активно подключились гродненцы.

– Свыше полусотни агроусадеб уже выразило желание принять участие в Дне открытых дверей, который проводился в Беларуси 20 мая. В этот день любой желающий мог посетить «домики в деревне». Для всех провели экскурсии, рассказали об услугах, показали все, что предлагают отдыхающим. Это с одной стороны пропаганда отдыха в Беларуси, с другой же – возможность заявить о себе тем, кто работает в этой сфере, – новая и, думается, перспективная форма поддержки экологического туризма.

https://www.traditionrolex.com/8