Chernobyl Diaries, США, 2012, 26 мин., R. Реж. Брэдли Паркер (дебют); в рол:Джесси Маккартни (Крис), Джонатан Садовский (Пол), Оливия Дадли (Натали), Натан Филлипс (Майкл), Ингрид Болсай Бердал (Зоуи), Дмитрий Дьяченко (Юрий)
Жанр. Приключенческий триллер с фантастическими мотивами.
Название. Честно признаться, удивлен, что для русскоязычного проката был избран столь невнятный вариант. Ведь дословный перевод – «Дневники Чернобыля» – куда ближе постсоветскому зрителю. Очевидно, прокатчики решили, что массовую публику оно отпугнет.
Экстремальный туризм (ЭТ). Русскоязычная «Википедия» дает ему скупое определение, как «одного из видов туристического отдыха, в той или иной степени связанного с риском». Если руководствоваться им, то экстремальным может считаться едва ли не любой тур. Англоязычная «Википедия» копает глубже, видя в ЭТ (или shocktourism) поездки в заведомо опасные места (горы, джунгли, пустыни, пещеры и т.д.) и участие в опасных событиях. Особо отмечается, что в отличие от традиционного туризма, требующего значительных инвестиций в гостиницы, дороги и т.д., ЭТ может получить толчок в развитии путем куда меньших затрат. В качестве примеров приводятся поездки в опасные страны (Сомали, Ирак), подледный дайвинг на Белом море и, конечно же, посещение Чернобыльской зоны. Подчеркивается, что развивающимся странам, включая бывшие советские республики, ЭТ априори интересен.
Мотивация. У многих в жизни складываются ситуации, про которые можно сказать: словно в ЭТ побывал. Начиная со службы в армии. Мне же вспоминается еще и кинодокументальное прошлое с «турами» за чужой счет. Например, покорение почти вершины портового мегакрана с видом на Северно-Ледовитый океан и соответствующий ему ветер. Или же близкое знакомство с разведкой сибирской нефти, когда в мороз довольно быстро покрываешься вылетающей из скважины смесью грязи и полезных ископаемых, а в «тундра-бане» в наличии исключительно кипяток. А как скучно пробираться в свежепроделанный проем в породе, когда понимаешь, что до поверхности 700 метров, а до лифта к ней более 10 км. Полагаю, что нашлись бы желающие заплатить за подобные приключения, как это случилось с персонажами «Запретной зоны», молодыми благополучными обывателями из процветающих стран.
Зачин. В преамбуле демонстрируются типично туристские кадры посещения Лондона, Парижа, Венеции, Рима, Франкфурта (аэропорт), Праги, видов Дуная… И тот, кто их снимал и попавшие в объектив пребывают в отличном настроении. Впереди, судя по разговорам, Москва, а пока надо заехать в Киев, где пока проживает Пол, старший брат одного из туристов – Криса. Ему уж известно, что девчонки в столице Украины просто «сумасшедшие», хотя он и путешествует вместе с невестой Натали. Впрочем, на секс-туризм времени нет, ибо и на экскурсию в зону отчуждения Чернобыльской АЭС едва удается выкроить несколько часов.
Колорит. Авторы картины не стремились достичь «сувенирной» картинки, наоборот, многое на экране выглядит заведомо неряшливым, а некоторые эпизоды и вовсе смахивают на эпизоды из «Ведьмы из Блэр», фильма замаскированного под домашнее видео. Внимательные зрители найдут в «Запретной зоне» и смысловые ляпы (например, наличие на стоянке троллейбуса), и свидетельства небрежного монтажа, но важнее было создать ощущение другой, едва ли не инопланетной реальности. Не знаю, как американским зрителям, а нам и переходы с русского языка на украинский – в тему. А сам город-призрак преподнесен в замысловатом сочетании документальной стилистики и фирменного почерка Тарковского, разумеется, в первую очередь «Сталкера»…
Турбизнес. Киевлянин Юрий уже 5 лет зарабатывает тем, что водит любопытных людей в Зону. В прошлом он офицер спецназа, что подтверждают и внешние данные. Однако в отличие от многих персон подобного плана, Юрий умеет работать с клиентами. В том числе уместно пошутить, промолчать, потерпеть, отвлечь, угодить… А такое, увы, в наших краях бывает редко. Между тем, Юрий работает в одиночку. Он и экскурсовод, и водитель, и кассир, и менеджер. Причем, офис у него оформлен небанально, помогая заманивать близких по духу клиентов.
Безопасность. Конечно же, Юрию много раз приходится отвечать на вопрос, безвреден ли тур в Припять. Он уверяет, что при соблюдении правил и краткости акции, организму ничего не угрожает. Видимо, Юрий прав, однако уроки «Запретной зоны» в отношении безопасности, следует учесть всем тем, кто работает в ЭТ. Начиная с понимания того, что передвижение лишь на одном автомобиле – это риск. И средства связи, и снаряжение должно быть рассчитано на вероятность нештатной ситуации. Иначе всегда существует вероятность беды, даже если обойдется и безо всякой фантастики.
Тур в Припять. Группа из 6 туристов горит желанием посетить таинственный запретный мир, причем про чернобыльскую катастрофу эти люди мало чего знают. По плану они проведут в Зоне пару часов, совершив обзорную экскурсию. Юрий уверен, что клиенты скучать не будут, тем более, что подстраховывается заготовками, помогающими и напугать, и разыграть подопечных. Добирается группа адекватно настроению тура на раздолбанном УАЗике без каких-либо удобств. Но туристам не до них, они воодушевлены и взволнованы. А то, что охрана Зоны не пускает их через официальный КПП, лишь добавляет событию значимости. Увы, бравым «красным беретам», не положено объяснять, почему закрыт въезд, иначе наши туристы точно бы не стали искать обходной путь… А вот детали кошмара, который предстоит пережить героям фильма, лучше узнать непосредственно из просмотра.
Прочая информация. Режиссер Б. Паркер участвовал в создании спецэффектов для фильмов «Бойцовский клуб», «Машина времени» и др. Съемки проводились в Венгрии и Сербии.