В стране появился первый искусственный wreck
Олег Карцев – Black Jack
Синеокая Беларусь – это, безусловно, уникальная страна. Но так уж сложилось, что нет у нас ни морей, ни океанов. А для погружений с аквалангом дайверам мало десяти тысяч рек, болот и озер родной страны. С другой стороны, каждый раз не поедешь нырять куда-нибудь на моря, в тропики, поэтому волей-неволей приходится пробовать на вкус пресную водичку белорусских водоемов.
Что делать и что смотреть под водой с аквалангом в Беларуси? Здесь вам не Мальдивы с богатой фауной. Вода, как правило, холодная на глубине даже летом. Подводные луга сменяются залежами сапропеля, который взмывает тучами грязи следом за проплывающим аквалангистом, и только спрятавшаяся в него рыба умеет не поднимать муть. В некоторых озерах можно встретить крупную и мелкую рыбу, раков, улиток-прудовиков и множество прочей подводной мелочи. Вообще, мало белорусских водоемов пестрят живностью – сказываются последствия мелиорации и электроудочек.
Но есть озера просто фантастические по своим подводным пейзажам и прозрачности воды. К сожалению, все они находятся очень далеко от Минска, и самое ближайшее к столице – озеро Рудаково с его природными подводными полями и тучами мелкой рыбешки, которая вряд ли заинтересует промысловиков и браконьеров.
По всему миру сегодня очень популярны искусственные рифы, в том числе и так называемые wreck. Некоторые появились в результате катастроф или военных действий. А многие возникли благодаря стараниям людей и существуют специально для аквалангистов. Речь идет о затонувших кораблях и самолетах.
На самом деле не так уж и много мест в мире, где можно интересно понырять.
Приведем примеры. В Омане, недалеко от столицы страны г. Маскат специально для аквалангистов затоплен огромный корабль «Аль Мун Нассер». На Мальдивах практически все корабли-wreck – включая знаменитые «Халавели», «КудаГири», «Фесду» и «Элайду» – затопили местные дайвинг-центры для погружений туристов. Невероятно, но вся подводная жизнь кипит именно на этих затонувших кораблях.
На Багамах, кроме военных кораблей, для дайверов затопили статую Христа и алюминиевый самолет «Цесна» Джеймса Бонда.
В соседней Украине на мысе Тарханкут подводники еще во времена Советского Союза в одном из подводных каньонов организовали целую аллею памятников вождям советской эпохи. На дайверов строго смотрят Ленины, Сталины Дзержинские и скачут тачанки красноармейцев.
Но, конечно самые потрясающие и красивые затонувшие объекты попали под воду сами по себе. Так, в знаменитой Truk Lagoon в Микронезии – лучшего в мире места для wreck-дайвинга – в небольшом коралловом атолле среди миллиардов тропических рыб находится целый японский военный флот – 58 кораблей, подводных лодок и самолеты. Мне посчастливилось там нырять, и я «заболел» wreck-дайвингом.
Но мы вернемся к реалиям родной Беларуси. Долгое время затопить для дайвинга интересный объект было идеей фикс. Очень много времени пришлось потратить на поиск того, что именно можно погрузить на дно озера – это должно было быть интересно и экологически чисто. Наконец, с помощью председателя Белорусской федерации подводного спорта Сергея Патрикеева удалось приобрести корпус вертолета Ми-2.Приказ о передаче алюминиевого корпуса вертолета белорусским дайверам был подписан покойным начальником ДОСААФ страны, генералом Пацковым.
Вертолет удалось доставить КамАЗом из Гомельского аэроклуба. Уже на тот момент с вертолета было снято все оборудование, двигатель, баки и даже приборы.
Нашими силами вертолет был прогрунтован и покрашен. Дальше предстояло самое сложное. Где затопить первый белорусский wreck? Не в каждое озеро можно погрузить вертолет. То глубины мелкие, то подъездов нет. Поэтому мысли вернулись к самому любимому из озер – Рудаково.
Было написано письмо в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также составлено обоснование целесообразности создания на озере необычного объекта для тренировок и погружений аквалангистов. Спустя некоторое время документы на погружение вертолета были готовы. Первые попытки выйти на контакт с администрацией Национального Парка «Нарочанский» не увенчались успехом. Несмотря на наличие у нас документов, нас с идеей затопления вертолета в то время не поддержали.
Вертолет долго простоял на металлобазе, но потом поступило предложение разместить его на одном из браславских озер Богино – на территории строящейся новой агроусадьбы. Но и этот план затянулся надолго, кроме того, грунт озера оказался топким и мы рисковали похоронить вертолет глубоко в сапропеле. Кроме того, ездить дайверам из Минска на Браславы все же далековато.
Тем временем Президент поручил правительству разработать Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011–2015 годы. На высоком государственном уровне было отмечено, что инфраструктура главного курорта страны не соответствует требованиям сегодняшнего дня, поэтому приветствуются интересные идеи и предложения в сфере отдыха и развлечений.
Безусловно, одно из таких предложений – создание подводного парка для погружений с аквалангом на озере Рудаково.
Снова пришлось собирать документы. Снова долго взвешивались «за» и «против». Была проведена оценка возможного ущерба окружающей среде и, наконец, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды дало новое заключение о возможности затопления алюминиевого корпуса вертолета, который не вреден для подводного мира.
Пока решался вопрос с документацией, мы успели съездить на Соломоново море в Папуа – Новую Гвинею нырнуть на настоящие военные самолеты, участвовавшие в боях с японцами в 1943 году. Мы погрузились на двухфюзеляжный истребитель Lightning P-38. Самолет сделан исключительно из алюминия и практически не оброс кораллами. Полный комплект вооружения торчит из носовой части фюзеляжа, ощетинившись пятью стволами пушек и крупнокалиберных пулеметов. Поразили технологии тогдашнего времени. Тот же алюминий, как и на нашем вертолете. Клепочка к клепочке.
Второй военный самолет был бомбардировщиком и по совместительству разведчиком. Морской бомбардировщик A 29 Lockheed Hudson. Плохая погода заставила этот самолет-разведчик упасть с пустыми баками в воду и перевернуться 24 февраля 1943 года на расстоянии в несколько минут лета от места приземления на взлетно-посадочной полосе. Считается, что четыре человека экипажа, включая пилота Раймонда Келли, выжили. Аборигены рассказывали, что когда в 1992 году этот самолет нашли дайверы, они пригласили старенького дедушку Рея Келли, который не поленился и приехал на Папуа на место своей катастрофы. Сам дед не нырял, но просил дайверов найти его фотокамеру, забытую внутри тонущего самолета. Мы ныряли, я перерыл все.
Нашли три авиационных американских пулемета калибра 12,7 мм, патроны, личные вещи летчиков, ржавые баллоны с кислородом для высотных полетов. Но фотоаппарат Келли я так и не нашел.
Погружения на затонувшие летательные аппараты необычайно интересны, и наши погружения на другом конце света на алюминиевые боевые машины прошлого мне напомнили о нашем вертолете, заскучавшем в Беларуси.
Вот-вот должно было прийти и его время.
По приезде с Новой Гвинеи я связался с нацпарком «Нарочанский» и 19 марта мы с Димой Жулиным приехали в поселок Нарочь за грузовым автомобилем забирать наш вертолет. Дорога предстояла неблизкая. По пути, за Видзами, заехали на окраину поселка Богино, где зимовал наш вертолет. Аппарату изрядно досталось. Краска местами облезла. Осталась грунтовка. Видимо, повеселились охотнички, несколько раз стрельнув по корпусу. Слава богу, очень быстро нашли «Амкодор», которым вытащили вертолет из огромных сугробов, а потом погрузили на МАЗ с тралом.
В деревне пьяные мужики трезвели, когда видели вертолет, верхом на огромном автомобиле. Бабки крестились и давились семечками.
Машину кидало из стороны в сторону, и я поглядывал в зеркало заднего вида, не свалился бы вертолет из кузова.
Пару часов трясучей дороги, и МАЗ повернул у озера Рудаково. Зацепили хвост за огромный валун веревкой, и груз спрыгнул с тронувшегося автомобиля. Здесь на развилке, под деревом, вертолет и заночевал.
Рано утром началось движение. В семь часов утра подъехали наши дайверы, вооружились наждачкой, краской и отвертками. Ремонтировали и чистили вертолет до 9 утра – до визита ОНТ. Потом подъехали ребята из нацпарка и трактор из Франции – «Маниту». Чудо-техника расчистила от метрового снега дорогу к пляжу озера Рудаково. Потом чудо-трактор, как пушинку, подхватил маленький вертолет и повез к озеру. Позади шла процессия из телевизионщиков, гостей, ученых и просто зевак.
Толпа собралась человек в пятьдесят. Сзади следовала колонна джипов с дайверами и несколько уазиков и «таблеток» спасателей ОСВОДа.
«Маниту» опустил наш вертолет на берегу озера, затянутого льдом. Дошла очередь до выбора места для затопления. Еще летом была выбрана зона напротив валунов гранита. Серега Кучун с ледобуром насверлил дырок во льду. Толщина льда оказалась сантиметров пятьдесят. Броня у танка и то вдвое тоньше. Наконец выбрали лунку, измерили глубину. Груз рулетки опустился на глубину 12 м. Здесь и собрались погрузить вертолет. Спасательный уазик начальника спасательной службы Мяделя Мележко, зацепил вертолет за переднюю стойку, а ребята толкнули сзади. Под дружное «ура» вертолет по толстому льду доставили на нужное место.
Девяносто девять процентов работы было сделано. Осталось только справиться со льдом и погрузить вертолет на дно озера. Прозвучало предложение спасателей просто оставить вертолет на льду до того момента, когда он растает. Со следующего дня синоптики обещали плюсовую температуру. Но как-то стремно оставлять полторы тонны дюраля на льду озера. Дали несколько интервью, пообедали, потом нашли бензопилу. Снова прибыли спасатели с ломиками, и мы взялись за неблагодарную работу. Честно говоря, пилить ножовкой 32 килограммовую гирю, как Шура Балаганов, было бы поприятнее, впрочем… сексологи утверждают, что онанизм полезен для здоровья.
Ручной пилой мы отпилили несколько тонн льда вокруг вертолета, немного попрыгали. Не тонет наш Ми-2. Наверное льдину заклинило. Даже не шатается. До самого наступления темноты мы кололи лед, трясли вертолет. Обкололи ломиками распилы. Не помогает. Мозоли натерты. Руки в кровавых ссадинах, а вертолет не хочет погружаться. Целое воскресенье 21 марта мы безнадежно пытались сокрушить лед. Пришлось оставить его на льду.
Следующая неделя прошла не менее весело. Очнулись завистливые конкуренты, сбегали через дорогу в Академию наук, напрягли ученых-экологов, и началась страшная неделя кляуз и разборок. На озеро приезжали корреспонденты, ученые, фотографировали, поливали подсолнечным маслом, расковыряли все что можно. В общем, я не знал, что и делать…
А тем временем разбушевавшиеся «заказные» экологи так всех «достали», что в пятницу, 26 марта, вертолет исчез со дна…
Правда, спустя некоторое время я узнал, что государственные структуры благополучно без нашего участия погрузили наш Ми-2 под воду. Так что затопления вертолета я так и не увидел. Доложили, что вертолет погружался хвостом вниз, алюминиевый корпус закрутило. Как именно он упал в озерное лоно, можно будет узнать только после погружения.
Внимание! Просьба ко всем дайверам – бережно относиться к первому белорусскому искусственному wreck, не проявлять вандализма и не пытаться что-либо ломать под водой. Вертолет доступен для проникновения внутрь. Погружения будут проводиться минимум парой дублирующих друг друга аквалангистов.
Не рекомендуется заныривать на вертолет поодиночке и убедительная просьба не поднимать муть во избежание нанесения сапропеля внутрь, сохраняйте плавучесть. Также нежелательно садиться на вертолет сверху или внутри, поскольку грунт озера неустойчив и возможно заваливание вертолета на бок. Еще одна просьба – не стрелять рыбу, которая обживет искусственный риф. Прошу отнестись к озеру Рудаково как к реальному дайвсайту. В прошлом году мы зарыбили озеро крупным раком. Дай бог, чтоб не сдохли за зиму! Просьба раков не ловить.